Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Уточнение артикуляции звука [З]»
Цель: уточнить артикуляцию звука [З].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [З]; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ; составление предложений.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [З]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука (развитие артикуляционной моторики); развитие фонематического слуха; развитие звуко-слогового анализа и синтеза; активизация словаря; развитие мышления.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Лексика: зверь, коза, гроза.
Оборудование:
Зеркало; картинки с артикуляционными упражнениями; пособия для поддувания с широкого языка; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки с ребусами; предметные картинки, в названиях которых есть звук [З], с разной слоговой структурой + 3 домика (с разным количеством окошек, соответствующим разной слоговой структуре слов).
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»
- Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [З]:
1. «Вдох носом – выдох через желобок»:
- Вдыхаем носиком – выдыхаем через желобок (10 раз).
2. - Сделаем упражнение «Дворник»:
- Кончик языка поглаживает нижние зубки изнутри справа – налево и слева – направо (5 раз).
- Отдохнем, а теперь будем поглаживать язычком верхние зубки, точно также справа – налево и слева – направо (5 раз).
- Молодец, проглоти слюнки.
3. - Сделаем упражнение «Точка»:
- Точно также кончиком языка поглаживаем нижние зубки изнутри в разные стороны, а потом останавливаемся, когда я скажу «стоп» и удерживаем позу: кончик языка прижимаем к нижним зубкам. Приготовились, начинаем ( не менее 5 раз).
4. - Сделаем упражнение «Посчитай нижние зубки»:
- Улыбнулись, приоткрыли рот. Кончиком языка упираемся языком по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна (5 раз).
5. «Поддувание с широкого языка» - подуй на бабочку так, чтобы она улетела с цветка: язык в форме «лопаточка» на нижней губе, дуть на бабочку; а теперь точно также подуй на воздушный шар, так, чтобы он поднялся все выше в небо (щеки не надуваем).
III. Введение в тему занятия.
Ребенку предлагается отгадать ребусы. Инструкция:
- Посмотри на картинку, отгадай, какое слово на ней зашифровано (слова: гроза; зверь; коза).
- Как ты думаешь, что общего у этих слов? (Во всех словах имеется звук [З])
IV. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем работать со звуком [З].
- Кто из насекомых издает такой звук? (Комар, стрекоза)
- Давай «споем» песенку комарика: губы в улыбке, рот чуть-чуть приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на язык с подключением голоса, холодная воздушная струя идет по середине языка.
V. Характеристика звука [З].
- Произнеси звук [З] и смотри на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [З], в каком положении находятся губки?
- Правильно, в «улыбке».
- А теперь снова произнесем звук [З] и постараемся почувствовать, где язычок.
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [З]? (Упирается в нижние зубки)
- Поставь ладонь перед губами, снова произнеси звук [З]. Какая струя воздуха? (Струя воздуха холодная.)
- Молодец.
- А теперь приложи руку к горлышку, и снова произнесем звук [З].
- Голосовые складки вибрируют или нет? (Голосовые складки вибрируют.)
- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Правильно, звонкий.
- Снова произнеси этот звук.
- Звук [З] гласный или согласный?
- Почему согласный? (При произнесении воздух встречает преграду)
- А еще, какой он? Твердый или мягкий? (Твердый)
- Дай характеристику звука [З], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (Согласный, звонкий, твердый, парный.)
VI. Задание на развитие звуко-слогового анализа.
– Перед тобой лежат (висят на доске) 3 домика: в первом домике – одно окошко, во втором домике – два окошка, в третьем – три окошка и картинки. Твоя задача: взять картинку, назвать ее и поставить к тому домику, с тем окошком, которое соответствует количеству слогов в этом слове. Например, (логопед берет картинку) на данной картинке нарисована звезда, в слове звезда 2 слога, я кладу картинку в домик с двумя окошками.
VII. Упражнение на звуковой анализ, активизацию словаря и составление предложений.
1) – Вспомни слова из ребусов, назови те слова, в которых звук [З] стоит:
- в начале слова (зверь);
- в середине слова (коза, гроза);
- в конце слова (нет).
2) - Как ты понимаешь значение слова зверь? Кто такой зверь? (Это дикое, обычно хищное животное.)
- Что такое гроза? (Это явление природы, происходящее весной, летом, осенью)
- Кто такая коза? (Коза – это домашнее животное.)
3) – Придумай с каждым из этих слов предложения и запиши их.
VIII. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [З])
- Дай характеристику звука [З].
- Вспомни слова с этим звуком и назови их.
Отмечается работа ребенка на занятии. - До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.