Интегрированный урок
по русскому языку и литературному чтению
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
с использованием текста сказки
В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
3 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Абухазипова Расима Сагадатовна
Цели урока:
· Формировать орфографический навык
· Совершенствовать интеллектуальные качества и умения учащихся
· Мобилизовать сообразительность, наблюдения, развитие речи
· Воспитывать интерес к русскому языку и литературному чтению
Оборудование:
· Учебник «Литературное чтение» (Чуракова Н. А.), 3 класс, часть 1
· Раздаточный материал
· Презентация по теме урока
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
– Определить букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще других встречается в словах этого предложения и обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква?
Нельзя ли нам лететь не так высоко?
- Какой порядок слов представлен в следующей цепочке:
ое, ооее, оооеее, …
- Написать эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
- Сегодня на уроке нам встретятся эти буквы. И они потребуют особого внимания к себе.
2. Актуализация опорных знаний.
- Найти и списать предложение на с. 213 перед прямой речью. Подчеркнуть «опасные» места.
А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.
- Какие орфограммы встретились в этих словах?
- Написание каких букв вы можете проверить?
- Встретили ли вы буквы, которые прописывали в чистописании? Почему они требуют особого внимания?
Гимнастика для глаз
3. Изучение нового материала.
Упражнение 1.
- Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. И поможет нам в этом сказка В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
- Возьмите карточку № 1. Прочитайте отрывок и вставьте пропущенные буквы.
Карточка № 1
Утки громко закр_чали; одна из них х_тела подхв_тить бедную спутницу на л_ту, но пром_хнулась.
- Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов в предложении?
- В какой части слова находится безударная гласная?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
- В тетради запишите проверочные слова к словам, в которых вы вставили буквы.
Упражнение 2.
- Прочитайте отрывок на с. 211.
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг.
- Выпишите слова с безударной гласной. Найдите к ним правильный ответ в таблице. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят другие ответы.
Карточка № 2
Слова |
Ответы |
|
1 |
2 |
|
Кр_чали |
е |
и |
Зам_лчать |
о |
а |
Попр_сила |
а |
о |
Объ_снить |
и |
я |
Упражнение 3.
_ Прочитайте 4 абзац. Озаглавьте его.
- Почему лягушка хотела заквакать?
- О чём это говорит?
- Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Через 1-2 минуты предъявления вторые слова стираются).
Капли подтекали
Была осень
Есть весна
Она промолчала
- Ориентируясь на первые слова, напишите вторую часть каждого словосочетания.
Карточка № 3
Капли ___________________ Была ____________________ Есть _____________________ Она _____________________
|
Физкульминутка
- Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведём физкультминутку.
- Я буду называть и показывать карточки с безударной гласной. Если в слове есть безударная, которую можно проверить, вы хлопаете в ладоши и называете проверочное слово. Если гласную проверить нельзя – вы топаете.
Аптека, делается, болото, удивление, захватило, вокзал, гордилась, растение, засеять, нести.
- Что объединяет эти слова?
(Эти слова из текста сказки).
- А теперь покажите значение этих слов с помощью мимики и жестов.
4. Закрепление.
Упражнение 1.
- Из 2 предложения начала сказки выпишите слова с безударной гласной в корне и исключите «лишние» слова. Обоснуйте свой выбор.
Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами.
(сидела, ловила, весною, своими – т. к. в других словах одинаковая безударная гласная «о»)
Упражнение 2.
- К данным словам из отрывка на с. 214 подберите подходящие слова с безударной гласной.
- Обоснуйте написание безударных гласных.
Карточка № 4
Громко …
Одна …
Утки …
Счастьем …
Ответы: закричали, хотела, летели, большим
- Взаимопроверка работ.
Упражнение 3.
- Найти из первого абзаца предложение, соответствующее данной схеме:
____
|
|
(Возможные варианты: 1 или 4 предложения)
- Если в нем есть слова с безударной гласной, проверьте ее и обоснуйте ответ.
Физкульминутка
Мы вчера в поход ходили,
Рано утром выходили
И сначала бодро шли,
Но до цели не дошли.
Задержались на привале –
Находились мы, устали!
Только лень свою забудь –
И лентяем ты не будь!
Упражнение 4.
Работа в парах.
- Прочитайте отрывок. Озаглавьте его.
Карточка № 5
И она расск_зала им чудную историю о том, как одна думала всю жизнь и наконец изобрела новый необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые н_сили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много мошек и всяких других съ_добных насекомых.
|
- Что можно сказать об этой утке?
- Почувствовали ли вы отношение автора сказки к этой героине?
- Согласны ли вы с ним? Обоснуйте ответ.
- Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод.
5. Мини-контроль и индивидуальное задание на карточках «2 человека).
- Выполните мини-контроль на карточке № 6.
Карточка № 6
Проверяемое слово
|
Выбор ответа |
|
1 |
2 |
|
Пок_зать |
а |
о |
Выд_ржала |
и |
е |
Мол_тили |
о |
а |
Дон_сился |
о |
а |
Приц_пилилась |
и |
е |
Пож_лтевшими |
е |
и |
Индивидуальное задание по карточке
Л…сной, р…чной, г…ристый,
М…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не сп…ши,
Красиво, грамотно сп…ши.
6. Итог урока.
- Над какой орфограммой работали сегодня на уроке?
- Что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне?
7. Домашнее задание (выбрать любой вариант).
1 вариант – Написать 6-7 предложений (свое продолжение сказки) и подчеркнуть слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
2 вариант – Составить план пересказа текста и в нем подчеркнуть слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
8. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мне было …
- Сегодня я ...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.