Страницы жизни А. Фета. Любовная лирика

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со страницами жизни А.Фета; ознакомить с термином «чистое искусство»; используя яркие факты биографии поэта, заинтересовать учащихся его личностью; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Иконка файла материала Страницы жизни Фета_любовная лирика_конспект урока.doc

Урок литературы в 10 классе

 

Тема урока. Страницы жизни А.Фета. Любовная лирика.

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со страницами жизни А.Фета; ознакомить с термином «чистое искусство»; используя яркие факты биографии поэта, заинтересовать учащихся его личностью; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: тексты стихотворений А.Фета, презентация (слайды), рабочие тетради, ручки; меловая доска, проектор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Технологии: проблемное обучение (метод эвристической беседы); педагогика сотрудничества (проблемно-поисковый метод, диалогический метод); новые информационные технологии (наглядный метод); проектный метод.

Методы: словесный (рассказ, работа с книгой, беседа), наглядный (метод иллюстраций и метод демонстраций).

 

Ход урока

 

1. Организационный этап

 

2. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, постановка целей и задач урока

 

Видеофрагмент о поэтическом мироощущении – 1минута 39 секунд (настраивает учеников на восприятие поэтических текстов, заставляет задуматься о том, как поэт ощущает себя в земном бытии).

 

Сегодня мы поговорим о судьбе и творчестве А.А.Фета, а также остановимся на его любовной лирике, которую отличает особая нежность и душевная теплота.

 

Тема сегодняшнего урока - Страницы жизни А.Фета. Любовная лирика.

(Ученики записывают тему в тетрадь)

 

3. Работа над темой урока

 

Слово учителя

Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, то есть те особости его духа, которые принадлежат только ему одному». Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности.

 

Доклад ученика о биографии А.Фета

 

Прослушивание романса на стихи А.Фета «Я тебе ничего не скажу» в исполнении Людмилы Зыкиной.

 

Учитель:

Стихотворения Фета – это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста. Главное в поэтическом мире Фета – любовь и природа. Лирика поэта оригинальна и уникальна тем, что это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.

Творчество А.Фета относится к направлению, которое называют «чистое искусство» или «искусство для искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые в то время особенно волновали Россию.

 

Особенности поэзии «чистого искусства» (слайд, ученики записывают в тетрадь)

·       Поэзия намеков, догадок.

·       Лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

·       Отсутствие в стихотворениях сюжета.

·       Отсутствие связи с повседневной жизнью.

 

А теперь давайте обратимся к текстам А.Фета и насладимся красотой его поэтической речи.

 

Ученики выразительно читают стихотворения (любовная лирика, список стихотворений был дан в качестве домашнего задания к уроку)

«В долгие ночи»

«Неотразимый образ»

«В благословенный день»

«Старые письма»

«В тиши и мраке таинственной ночи»

«Alter ego»

«Страницы милые опять персты раскрыли»

«Долго снились мне вопли рыданий твоих»

 

Стихотворения, которые мы сейчас прочитали, можно отнести к любовной лирике. Давайте вспомним имя первой возлюбленной А.Фета, которой он и посвящал большинство своих строк.

 

Ученик делает доклад об отношениях Афанасия Фета и Марии Лазич.

 

А теперь давайте обратимся к стихотворению «Ты отстрадала, я еще страдаю» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)

·       Кому может быть адресовано стих-е?

·       Что вы можете сказать об образе лирического героя?

·       Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?

·       Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?

·       Какова композиция стих-я?

·       Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (повторы однокоренных слов, союзов, однородные члены, эпитеты, инверсия, восклицательные предложения)

·       Какой стихотворный размер (ямб), как можно охарактеризовать рифму?

 

Проанализируем стихотворение «Солнца луч промеж лип» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)

·       Кому может быть адресовано стих-е?

·       Что вы можете сказать об образе лирического героя?

·       Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?

·       Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?

·       Какова композиция стих-я?

·       Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (повторы, эпитеты, однородные члены, риторический вопрос, восклицательные предложения, аллитерация)

·       Какой стихотворный размер (анапест), как можно охарактеризовать рифму?

 

В завершение обратимся с стихотворению «Нет, я не изменил. До старости глубокой» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)

·       Кому может быть адресовано стих-е?

·       Что вы можете сказать об образе лирического героя?

·       Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?

·       Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?

·       Какова композиция стих-я?

·       Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (инверсия, эпитет, метафора, анафора)

·       Какой стихотворный размер (ямб), как можно охарактеризовать рифму?

 

4. Рефлексия

 

1.     Каковы особенности творчества А.Фета?

2.     Кому посвящена любовная лирика поэта?

3.     Вызвали ли стихи А.Фета отклик в вашей душе?

 

5. Домашнее задание

1.     Найти и проанализировать стихотворения А.Фета о природе.


2.    

Посмотрите также