Страницы жизни А. Фета. Любовная лирика
Оценка 5

Страницы жизни А. Фета. Любовная лирика

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
07.01.2025
Страницы жизни А. Фета. Любовная лирика
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со страницами жизни А.Фета; ознакомить с термином «чистое искусство»; используя яркие факты биографии поэта, заинтересовать учащихся его личностью; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Страницы жизни Фета_любовная лирика_конспект урока.doc

Урок литературы в 10 классе

 

Тема урока. Страницы жизни А.Фета. Любовная лирика.

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со страницами жизни А.Фета; ознакомить с термином «чистое искусство»; используя яркие факты биографии поэта, заинтересовать учащихся его личностью; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: тексты стихотворений А.Фета, презентация (слайды), рабочие тетради, ручки; меловая доска, проектор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Технологии: проблемное обучение (метод эвристической беседы); педагогика сотрудничества (проблемно-поисковый метод, диалогический метод); новые информационные технологии (наглядный метод); проектный метод.

Методы: словесный (рассказ, работа с книгой, беседа), наглядный (метод иллюстраций и метод демонстраций).

 

Ход урока

 

1. Организационный этап

 

2. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, постановка целей и задач урока

 

Видеофрагмент о поэтическом мироощущении – 1минута 39 секунд (настраивает учеников на восприятие поэтических текстов, заставляет задуматься о том, как поэт ощущает себя в земном бытии).

 

Сегодня мы поговорим о судьбе и творчестве А.А.Фета, а также остановимся на его любовной лирике, которую отличает особая нежность и душевная теплота.

 

Тема сегодняшнего урока - Страницы жизни А.Фета. Любовная лирика.

(Ученики записывают тему в тетрадь)

 

3. Работа над темой урока

 

Слово учителя

Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, то есть те особости его духа, которые принадлежат только ему одному». Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности.

 

Доклад ученика о биографии А.Фета

 

Прослушивание романса на стихи А.Фета «Я тебе ничего не скажу» в исполнении Людмилы Зыкиной.

 

Учитель:

Стихотворения Фета – это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста. Главное в поэтическом мире Фета – любовь и природа. Лирика поэта оригинальна и уникальна тем, что это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.

Творчество А.Фета относится к направлению, которое называют «чистое искусство» или «искусство для искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые в то время особенно волновали Россию.

 

Особенности поэзии «чистого искусства» (слайд, ученики записывают в тетрадь)

·       Поэзия намеков, догадок.

·       Лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

·       Отсутствие в стихотворениях сюжета.

·       Отсутствие связи с повседневной жизнью.

 

А теперь давайте обратимся к текстам А.Фета и насладимся красотой его поэтической речи.

 

Ученики выразительно читают стихотворения (любовная лирика, список стихотворений был дан в качестве домашнего задания к уроку)

«В долгие ночи»

«Неотразимый образ»

«В благословенный день»

«Старые письма»

«В тиши и мраке таинственной ночи»

«Alter ego»

«Страницы милые опять персты раскрыли»

«Долго снились мне вопли рыданий твоих»

 

Стихотворения, которые мы сейчас прочитали, можно отнести к любовной лирике. Давайте вспомним имя первой возлюбленной А.Фета, которой он и посвящал большинство своих строк.

 

Ученик делает доклад об отношениях Афанасия Фета и Марии Лазич.

 

А теперь давайте обратимся к стихотворению «Ты отстрадала, я еще страдаю» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)

·       Кому может быть адресовано стих-е?

·       Что вы можете сказать об образе лирического героя?

·       Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?

·       Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?

·       Какова композиция стих-я?

·       Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (повторы однокоренных слов, союзов, однородные члены, эпитеты, инверсия, восклицательные предложения)

·       Какой стихотворный размер (ямб), как можно охарактеризовать рифму?

 

Проанализируем стихотворение «Солнца луч промеж лип» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)

·       Кому может быть адресовано стих-е?

·       Что вы можете сказать об образе лирического героя?

·       Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?

·       Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?

·       Какова композиция стих-я?

·       Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (повторы, эпитеты, однородные члены, риторический вопрос, восклицательные предложения, аллитерация)

·       Какой стихотворный размер (анапест), как можно охарактеризовать рифму?

 

В завершение обратимся с стихотворению «Нет, я не изменил. До старости глубокой» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)

·       Кому может быть адресовано стих-е?

·       Что вы можете сказать об образе лирического героя?

·       Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?

·       Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?

·       Какова композиция стих-я?

·       Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (инверсия, эпитет, метафора, анафора)

·       Какой стихотворный размер (ямб), как можно охарактеризовать рифму?

 

4. Рефлексия

 

1.     Каковы особенности творчества А.Фета?

2.     Кому посвящена любовная лирика поэта?

3.     Вызвали ли стихи А.Фета отклик в вашей душе?

 

5. Домашнее задание

1.     Найти и проанализировать стихотворения А.Фета о природе.


2.    

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности

Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности

Ученик делает доклад об отношениях

Ученик делает доклад об отношениях

Рефлексия 1. Каковы особенности творчества

Рефлексия 1. Каковы особенности творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2025