Урок литературы в 10 классе
Тема урока. Страницы жизни А.Фета. Любовная лирика.
Цели и задачи урока: ознакомить учащихся со страницами жизни А.Фета; ознакомить с термином «чистое искусство»; используя яркие факты биографии поэта, заинтересовать учащихся его личностью; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: тексты стихотворений А.Фета, презентация (слайды), рабочие тетради, ручки; меловая доска, проектор.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Технологии: проблемное обучение (метод эвристической беседы); педагогика сотрудничества (проблемно-поисковый метод, диалогический метод); новые информационные технологии (наглядный метод); проектный метод.
Методы: словесный (рассказ, работа с книгой, беседа), наглядный (метод иллюстраций и метод демонстраций).
Ход урока
1. Организационный этап
2. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, постановка целей и задач урока
Видеофрагмент о поэтическом мироощущении – 1минута 39 секунд (настраивает учеников на восприятие поэтических текстов, заставляет задуматься о том, как поэт ощущает себя в земном бытии).
Сегодня мы поговорим о судьбе и творчестве А.А.Фета, а также остановимся на его любовной лирике, которую отличает особая нежность и душевная теплота.
Тема сегодняшнего урока - Страницы жизни А.Фета. Любовная лирика.
(Ученики записывают тему в тетрадь)
3. Работа над темой урока
Слово учителя
Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многообразии и разнообразии его произведений, тайну его личности, то есть те особости его духа, которые принадлежат только ему одному». Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности.
Доклад ученика о биографии А.Фета
Прослушивание романса на стихи А.Фета «Я тебе ничего не скажу» в исполнении Людмилы Зыкиной.
Учитель:
Стихотворения Фета – это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста. Главное в поэтическом мире Фета – любовь и природа. Лирика поэта оригинальна и уникальна тем, что это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.
Творчество А.Фета относится к направлению, которое называют «чистое искусство» или «искусство для искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые в то время особенно волновали Россию.
Особенности поэзии «чистого искусства» (слайд, ученики записывают в тетрадь)
· Поэзия намеков, догадок.
· Лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
· Отсутствие в стихотворениях сюжета.
· Отсутствие связи с повседневной жизнью.
А теперь давайте обратимся к текстам А.Фета и насладимся красотой его поэтической речи.
Ученики выразительно читают стихотворения (любовная лирика, список стихотворений был дан в качестве домашнего задания к уроку)
«В долгие ночи»
«Неотразимый образ»
«В благословенный день»
«Старые письма»
«В тиши и мраке таинственной ночи»
«Alter ego»
«Страницы милые опять персты раскрыли»
«Долго снились мне вопли рыданий твоих»
Стихотворения, которые мы сейчас прочитали, можно отнести к любовной лирике. Давайте вспомним имя первой возлюбленной А.Фета, которой он и посвящал большинство своих строк.
Ученик делает доклад об отношениях Афанасия Фета и Марии Лазич.
А теперь давайте обратимся к стихотворению «Ты отстрадала, я еще страдаю» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)
· Кому может быть адресовано стих-е?
· Что вы можете сказать об образе лирического героя?
· Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?
· Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?
· Какова композиция стих-я?
· Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (повторы однокоренных слов, союзов, однородные члены, эпитеты, инверсия, восклицательные предложения)
· Какой стихотворный размер (ямб), как можно охарактеризовать рифму?
Проанализируем стихотворение «Солнца луч промеж лип» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)
· Кому может быть адресовано стих-е?
· Что вы можете сказать об образе лирического героя?
· Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?
· Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?
· Какова композиция стих-я?
· Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (повторы, эпитеты, однородные члены, риторический вопрос, восклицательные предложения, аллитерация)
· Какой стихотворный размер (анапест), как можно охарактеризовать рифму?
В завершение обратимся с стихотворению «Нет, я не изменил. До старости глубокой» (выразительное чтение ученика, аналитическая беседа)
· Кому может быть адресовано стих-е?
· Что вы можете сказать об образе лирического героя?
· Какие эмоции, переживания вызывает у вас это стих-е?
· Как можно сформулировать тему и основную мысль стих-я?
· Какова композиция стих-я?
· Какие изобразительно-выразительные средства автор использует для того, чтобы передать свои ощущения читателю? (инверсия, эпитет, метафора, анафора)
· Какой стихотворный размер (ямб), как можно охарактеризовать рифму?
4. Рефлексия
1. Каковы особенности творчества А.Фета?
2. Кому посвящена любовная лирика поэта?
3. Вызвали ли стихи А.Фета отклик в вашей душе?
5. Домашнее задание
1. Найти и проанализировать стихотворения А.Фета о природе.
2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.