Служебный и человеческий долг в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»
Оценка 4.9

Служебный и человеческий долг в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
07.01.2025
Служебный и человеческий долг в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»
Задачи урока: анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», определение основной мысли рассказа, развитие устной речи и навыков выразительного чтения учащихся, развитие образного мышления, индивидуально-творческих способностей, а также умения рассуждать и отвечать на проблемные вопросы.
Урок литературы в 6 классе_Тургенев.doc

Урок литературы в 6 классе

 

Тема урока: Служебный и человеческий долг в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

Цели урока: прививать интерес к литературе, формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи урока: анализ рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», определение основной мысли рассказа, развитие устной речи и навыков выразительного чтения учащихся, развитие образного мышления, индивидуально-творческих способностей, а также умения рассуждать и отвечать на проблемные вопросы.

Оборудование: презентация, звуки дождя для динамической паузы; учебник литературы для 6-го класса (автор-составитель Г.С.Меркин, 1-я часть), меловая доска, проектор; раздаточный материал, ручки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

 

УУД

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами, выполнять учебные задачи, выявлять особенности разных объектов в процессе наблюдения.

Регулятивные: анализировать своё  эмоциональное состояние от учебной деятельности; рефлексия способов и условий действий, анализ собственных учебных действий.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, приводить доказательства в соответствии с учебной задачей, воспринимать художественный текст как средство выражения авторской позиции на морально-этическую проблему.

Личностные: мотивировать свои действия, выражать готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения.

 

Технологии: педагогика сотрудничества (проблемно-поисковый метод, диалогический метод), компьютерные технологии (наглядный метод), проблемное обучение (метод аналитической беседы), проектная, игровая.

Методы: словесный (рассказ, работа с книгой, беседа), наглядный (метод иллюстраций и метод демонстраций).

 

Ход урока

 

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

 

2. Проверка домашнего задания (осуществляется в ходе урока, заданием было выразительное чтение рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)

На проекторе слайд с фотографией писателя и обложки книги «Записки охотника». Вопрос к классу: «Что изображено на проекторе?» (ученики вспоминают, что говорилось на прошлом уроке и на уроках в 5 классе о И.С.Тургеневе; отмечают, что «Записки охотника – это цикл рассказов о барине-охотнике, который путешествует по России и пишет не только об охоте и природе, но и о жизни русских крестьян и помещиков, об их взаимоотношениях, о тяжелой доле русского народа).

 

3. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач урока

 

Слово учителя:

Прежде чем приступить к уроку, мне хотелось бы задать вам вопрос.

Вопрос №1 (проблемный): ЧТО ТАКОЕ ДОЛГ?

(дети выдвигают свои версии, речь может зайти об омониме со значением «взятое взаймы»; учитель подводит детей к выводу о том, что долг – это обязанность)

 

Запись на доске: долг = обязанность

 

Вопрос №2 (проблемный): ЧТО ТАКОЕ СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ?

(дети под руководством учителя приходят к выводу, что это те действия, которые человек должен, обязан выполнять как представитель своей профессии; приводятся примеры служебного долга

·       полицейского – защищать граждан, закон;

·       спасателя, врача – спасать людей в чрезвычайных ситуациях, лечить их;

·       учителя – учить, воспитывать детей, отвечать за их жизнь и здоровье.

 

Запись на доске: долг = обязанность

 


        служебный                            

 

Вопрос №3 (проблемный): ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДОЛГ?

(это потребность человека помочь своему ближнему в трудной ситуации, это проявление милосердия в результате сочувствия чужому горю)

 

Запись на доске: долг = обязанность

 


        служебный          человеческий                  

 

Вопрос №4 (проблемный): МОЖЕТ ЛИ СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ?

(дети, желающие высказать свое мнение, отвечают)

 

Слово учителя:

С этой проблемой столкнулся главный герой одноименного рассказа И.С.Тургенева Бирюк.

Наша задача сегодня – проанализировать рассказ «Бирюк», определить его основную мысль и вместе с автором рассказа ответить на важный вопрос: что делать, если долг службы предписывает одно, а сердце советует абсолютно другое.

Тема нашего урока: «Бирюк». Служебный и человеческий долг в рассказе. (Слайд на проекторе)

 

Сейчас я вам раздам листы, на которых вы будете делать записи в течение урока. (Учитель раздает раздаточный материал)

 

4. Работа над темой урока

 

Аналитическая беседа (дети отвечают на вопросы, подтверждая свое мнение текстом):

 

1.     От чьего имени ведется рассказ? Кто рассказчик? (барин, который охотился в лесу и попал под дождь)

2.     Как рассказчик встретился с Бирюком?

3.     Какое впечатление создается у читателя о Бирюке? Почему?

4.     Какова профессия Бирюка, где он живет?

5.     С кем живет Бирюк?

6.     Почему главного героя рассказа прозвали Бирюк? Как на самом деле его зовут? (Фома Кузьмич)

7.     Почему люди хотели сжить со свету Бирюка?

8.     Почему Бирюк так строг с крестьянами, которые пытаются рубить деревья или брать хворост в барском лесу? («Должность свою справляю», то есть он исполняет свой служебный долг)

9.     Кого поймал Бирюк в лесу и за что хотел наказать?

 

Динамическая пауза

А теперь давайте немного отдохнем. Шум дождя поможет нам восстановить силы и еще глубже погрузиться в атмосферу рассказа.

(Несколько минут звучат звуки дождя и грома с заставкой дождливого леса. Ученик у доски проводит для класса физкультминутку)

 

Продолжение аналитической беседы:

 

10. Итак, как выглядел лесной вор? Какие чувства вызывает у вас описание этого крестьянина?

11. В чем же заключается служебный долг лесника Фомы? (ученики записывают на листах)

 

Запись на доске: долг = обязанность

 


        служебный          человеческий                   

наказать лесного вора,

так как этого требует

закон

 

Слово учителя:

Однако Бирюк, зарекомендовавший себя как безупречный лесник, вместо того, чтобы наказать вора, отпускает его. Давайте прочитаем эпизод рассказа, который поможет нам ответить на вопрос: почему Бирюк нарушил свой служебный долг.

 

Выразительное чтение эпизода рассказа по ролям.

 

Продолжение аналитической беседы:

 

12. Так почему Бирюк отпустил вора? (пожалел)

13. Благодаря каким душевным качествам Бирюк смог решиться ослушаться барского указа? (способность сострадать, быть милосердным)

14. Можно ли сказать, что, отпуская вора, Бирюк исполнил свой человеческий долг?

 

Запись на доске: долг = обязанность (ученики записывают на листах)

 


        служебный          человеческий                  

наказать лесного вора,         отпустить вора, так как этого требует

так как этого требует           совесть (милосердие, сострадание)

закон

 

Продолжение аналитической беседы:

 

15. Как вы думаете, каково мнение рассказчика о поступке Бирюка?

16. А как бы вы поступили в такой ситуации на месте Бирюка?

17. В чем сложность его нравственного выбора?

18. В чем заключается основная мысль рассказа? (Важно исполнять свой человеческий долг – сострадать горю других людей и помогать им в трудную минуту).

 

Давайте запишем эту мысль на листах (слайд на проекторе)

 

5. Подведение итогов урока (выставление оценок, ДЗ)

 

Домашнее задание

Устно сделать сравнительную характеристику Бирюка и лесного вора. Что у них общего и какая между ними разница? (Для этого вам необходимо заполнить табличку, которая напечатана на обратной стороне листа. Параметры для сравнения: социальное положение, портрет, качества.)

В нижней части листа отмечено поле для вашего творческого задания. Выразите ваше видение этих двух героев, их качеств, взаимоотношений. Вы можете выбрать любую форму выражения ваших мыслей – это может быть рисунок, стихотворение, синквейны, прозаическая зарисовка.

 

6. Рефлексия

 

1.     О чем заставил вас задуматься этот рассказ?

2.     Случалось ли вам попадать в ситуацию такого непростого выбора – когда вы должны что-то сделать, но совесть не позволяет вам этого?


3.    

Урок литературы в 6 классе

Урок литературы в 6 классе

Проверка домашнего задания (осуществляется в ходе урока, заданием было выразительное чтение рассказа

Проверка домашнего задания (осуществляется в ходе урока, заданием было выразительное чтение рассказа

Слово учителя: С этой проблемой столкнулся главный герой одноименного рассказа

Слово учителя: С этой проблемой столкнулся главный герой одноименного рассказа

В чем же заключается служебный долг лесника

В чем же заключается служебный долг лесника

Подведение итогов урока (выставление оценок,

Подведение итогов урока (выставление оценок,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2025