Конспект интегрированного урока по теме: «Звук и буква Шш»е путешествие (интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида)
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока по теме: «Звук и буква Шш»е путешествие (интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
дефектология
7 кл—8 кл
05.12.2021
Конспект интегрированного урока  по теме: «Звук и буква Шш»е путешествие (интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида)
logoped.doc

Чернецкая Елена Юрьевна

Учитель-логопед

«Специальная (коррекционная)

 школа – интернат VIII№13 вида»

 

Интегрированный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта учителя – логопеда .

В процессе работы с этими детьми, мы столкнулись с рядом проблем на уроках обучения грамоте.

Процесс овладения чтением у детей со сложной структурой дефекта характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями.

Большую трудность для этих для этих детей представляет усвоение букв из-за недоразвития фонетико-фонематического восприятия, неумения различать оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Особенно сложным является слияние  звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется прежде всего на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Как показывают многие исследования, функция фонематического анализа формируется у детей со сложной структурой дефекта с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге. таким образом, у детей со сложной структурой дефекта с дислексиями, ошибки в процессе чтения многочисленны и разнообразны своими проявлениями. Ошибки чтения обусловлены недоразвитием высших психических функций.

С учетом несформированности высших психических функций и операций процесса чтения у детей со сложной структурой дефекта наблюдается смешение всех видов дислексии фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая, мнестическая.

Исходя из выше изложенного, занятия по обучению грамоте целесообразно проводить совместно логопеду и учителю-дефектологу.

Логопедическая работа в классе для детей со сложной структурой дефекта направлена на коррекцию:

  1. дифференциации неречевых звуков окружающей среды
  2. развитию фонематического слуха
  3. артикуляционная гимнастика
  4. развитие мелкой моторики
  5. развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного
  6. уточнение и расширение объема зрительной памяти
  7. формирование пространственного восприятия и представлений
  8. развитие зрительного анализа и синтеза
  9. формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений
  10.  дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах

 

После проведения работы логопедом, основной момент урока отводится учителю-дефектологу.

Работа учителя - дефектолога:

- конструирование буквы

- знакомство с буквой

- соотнесение звука и буквы

- различение заданного звука в словах

- совершенствование процесса восприятия звука

- обучение сливать слоги в слова (пение слогов, составление слогов из разрезной азбуки)

- анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок, проволоки по образцу; конструирование возможных букв из предложных элементов; преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графически сходных букв

- знакомство со словом как единицей речи

- выделение заданного звука в ряду других звуков (хлопки, сигнальные карточки)

Данная система проведения интегрированных уроков позволяет в игровой форме сделать урок более насыщенным, с большой переключаемостью с одного вида деятельности на другую, вызвать речевую активность у детей.

Многократное и разнообразное повторение дает возможность более четко и системно сформировать у детей понятия: буква, слог, слово.

 

Наблюдаются заметные улучшения в зрительном восприятии букв, соотнесение звука и буквы.

Выполнение заданий стало более осмысленным.

Фиксируются индивидуальные достижения каждого ребенка.

Отмечаются новые умения:

- дети стали соотносить звук и букву

- выделять букву из множества букв

- приобрели графические умения: новые движения кистей рук, пальцев (пальчиковая гимнастика на активизацию кистей рук и пальцев)

- улучшение фонематического восприятия: слушание, запоминание и воспроизведение звуковых комплексов (ва-фа-са)

- перестали путать схожие по начертанию буквы

У некоторых детей отмечаются улучшения в зрительном восприятии

- умение выделить звук из множества букв

- научились производить звуковой анализ слогов и слов

- перестали смешивать буквы в печатном тексте

- научились глазами находить строку

Проводится индивидуальная работа с детьми.

а занятиях используется дидактическая игра, которая позволяет урок сделать ярким и интересным.

Игровые дидактические игры маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной

Этот метод является одним из эффективных методов работы в классе для детей со сложной структурой дефекта.

 

 

 

 

 

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат№13 VIII вида»

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока

 по теме: «Звук и буква Шш»

Учитель – логопед

Чернецкая Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

П.М.Родники 2013г.

 

 

Тема: «Звук и буква Шш»

Цель:Знакомство со звуком  и буквой «Ш»

Задачи: Образовательные;

-         Формирование навыков звукового анализа и синтеза

-         Умения выделять звук Ш в словах

-         Закрепление связи звука и буквы Ш

Коррекционные:

-         Развитие ручной и речевой моторики

-         Формирование фонематического восприятия

-         Выработка у ребенка на данном звуке речи правильный произносительный акцент

-         Обогащение словаря

-         Развития мышления, памяти, восприятия и внимания

Воспитательные:

- формирование мотиваций обучения

Оборудование:

-         магнитная азбука                                                                                  

         - индивидуальные карточки с заданиями

-         городок букв                                                                                     

          - палочки для конструирование буквы

-         разрезные картинки

-сигнальные карточки

Этап

Цель

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

 

 

 

2. Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Новая тема занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление образа буквы Ш ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Чтение буквы ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итог

 

 

Подготовка уч-ся к работе на уроке.

 

 

Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство со звуком и буквой Ш

 

 

Умение выделять звук ш в словах и определять позицию звука Ш в слове.

 

Развитие зрительного восприятия, мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить образ  буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление ранее изученных букв и выделение из ряда букв букву Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать успешность овладения  новыми знаниями, скрыть недостатки и показать пути их преодоления

Приветствие, проверка готовности к занятию. Раскрытие общей цели урока.

Контролирует правильность воспроизведение артикуляционных упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие 2 улицы в городке букв?

- На улице гласных живут звуки , которые можно петь и при произнесении воздух во рту не встречает преград.

- Прочитайте какие это буквы?

- Закройте глазки. (Учитель убирает одну из гласных букв)

- Кто самый внимательный, какой   

гласной буквы не хватает?

- На улице согласных живут звуки, которые нельзя петь и при произнесении воздух во рту встречает преграду.

- Прочитайте  какие это буквы?

-Закройте глазки (учитель смешивает гласные и согласные буквы)

- Прилетел злой дракон , дунул на домики и все буквы в городке перепутались. давайте поможем буквам найти свою улицу и дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздает зеркала  , контролирует правильность артикуляции и произнесения звука ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте глазки

- А сейчас вы увидели глазками Букву Ш (на доску вывешивается Буква Шш)

Букву мы видим, читаем и пишем

- Что вы увидели?

Буква Ш – большая и ш маленькая.

- Для чего нам нужна большая буква Ш?

 

 

 

 

 

На что она похожа?

- Чтение стихотворения и показ картинки

 

Буква ш шипы на ветке, осторожней будьте детки.

- На какую улицу мы поселим букву Ш?

Сообщает, что звук Ш всегда твердый и живет в синем домике.

Прикрепляют домик с буквой на улицу согласных.

-  Сложи букву из палочек. Наложением сверху на образец. А рядом выложи самостоятельно

- Игра задание Почини букву Ш .  ( на карточках)

- Раздаются карточки для закрашивания буквы Ш. Уточнить каким цветом будут закрашивать букву

 

Учащимся предлагается ряд букв для прочтения.

Учитель на доску прикрепляет по одной букве.

Чтение ряда букв каждым ребенком

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы помогли ветерку вырваться на свободу. Успешно выполнили все задания злого дракона. И даже поселили новую буква в городок.

Какую букву Поселили в городок?

На какой улице она живет?

В каком по цвету в домике?

 

 

 

В одной сказочной стране жил-был гордый Ветерок.

Больше всего на свете он любил свободу. Летал Ветерок где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся. Узнал об

этом правитель страны злой Дракон, разозлился и запер Ветерка в  темной и сырой пещере.

Выбраться из плена Ветерку очень сложно. А гордый ветерок так мечтает о свободе. Давайте все дружно ему поможем. Надо выполнить все задания  , которые  принес злой дракон. И тогда  ветерок окажется на свободе.

(раздаются зеркала)

выполнение артикуляционных упражнений по карточкам сопровождая стихами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё одно задание от злого дракона разрезные картинки. Что нарисовано, вы узнаете после того, когда соберете картинку из частей.

- Что у тебя получилось?

(Картинки вывешиваются на доску)

И с этим заданием вы справились

 

- Какой один и тот же

звук слышим в этих словах?

Объяснение артикуляции звука Ш

- Похож звук Ш на выходящий воздух из лопнувшего шарика

Показ картинки – символа Лопнувший шарик

- Предлагается жестами  показать надувание шарика

Контроль за правильностью произнесения звука ш

Определение позиции звука Ш в словах. (раздаются сигнальные карточки)

- Какая картинка лишняя и почему?

- Звук ш слышим и говорим (произносим.)

Закройте глазки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие. Готовятся к занятию.

 

 

Выполняют артикуляционные упражнения по предлагаемым логопедом карточкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улица гласных и улица согласных

 

 

 

 

 

 

Называют ранее изученные гласные.

Называют гласную, которая исчезла из города букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют изученные ранее  согласные буквы.

 

 

 

Ученики подходят к городку букв и помогают найти каждой букве свою улицу и домик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют собранные картинки.

 

 

Шиповник, камыш, ромашка, мышка

 

 

 

 

 

 

 

Звук Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

ШШШШШШШШ

воспроизводят жест и одновременно повторяют соответствующий звук.

 

Дети поднимают сигнальные карточки (схемы)

 

Мышка т.к. это животное, а все остальное растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Букву.

 

 

 

Что бы писать имена и фамилии. Начало предложения будем писать тоже с большой буквы.

 

На шипы

 

 

 

 

 

 

 

Дети произносят звук Ш и дают характеристику звуку.. Делают вывод на какую улицу надо поселить звук ш.

 

 

 

складывают букву из палочек.

 

 

Выполняют задание на карточке.

 

 

Закрашивают букву

 

 

 

 

Учащиеся хором читают вслед за учителем буквы

 

 

 

Чтение букв каждым ребенком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

букву Ш

Согласных

 

 

В синем

 


Чернецкая Елена Юрьевна Учитель-логопед «Специальная (коррекционная) школа – интернат

Чернецкая Елена Юрьевна Учитель-логопед «Специальная (коррекционная) школа – интернат

После проведения работы логопедом, основной момент урока отводится учителю-дефектологу

После проведения работы логопедом, основной момент урока отводится учителю-дефектологу

Наблюдаются заметные улучшения в зрительном восприятии букв, соотнесение звука и буквы

Наблюдаются заметные улучшения в зрительном восприятии букв, соотнесение звука и буквы

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат№13

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат№13

Тема: «Звук и буква Шш» Цель:

Тема: «Звук и буква Шш» Цель:

ЭтапЦельДеятельность учителя-дефектологаДеятельность учителя-логопедаДеятельность учащихся 1

ЭтапЦельДеятельность учителя-дефектологаДеятельность учителя-логопедаДеятельность учащихся 1

Актуализация знаний 4

Актуализация знаний 4

Новая тема занятия. 5

Новая тема занятия. 5

Закрепление образа буквы Ш ш 6

Закрепление образа буквы Ш ш 6

Закрепление образа буквы Ш ш 6

Закрепление образа буквы Ш ш 6

Итог Подготовка уч-ся к работе на уроке

Итог Подготовка уч-ся к работе на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2021