КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных; активизировать активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи; 2. Учить составлять рассказ-описание по плану-схеме. Коррекционно-развивающие: 1. Активизировать словарь по теме, развивать связную речь; 2. Развивать мыслительную деятельность и внимание. 3. Закрепить умение составлять простые распространенные предложения. Коррекционно-воспитательная: 1. Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к животным. Вид занятия: подгрупповое. Целевая группа: воспитанники старшей группы – 6 человек. Оборудование: Игрушка «Домовенок Кузя», индивидуальные зеркала 7 шт., дидактические картинки: «Домашние животные», слоговой паровозик, мяч, магнитные картинки домашних животных, мнемо-таблицы. Продолжительность занятия: в соответствии с возрастными особенностями детей – 20-25 мин. Ход занятия: Психолог и логопед: Здравствуйте ребята! 1.Логопед: В начале каждого нашего занятия мы с вами проговариваем наш девиз. Готовы? (дети с логопедом вместе проговаривают стих). Каждый день, всегда, везде На занятиях, в игре Громко, четко говорим Никогда мы не спешим, Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях, Говорим всегда, красиво, Четко и не торопливо. Психолог: Сегодня, мы с вами отправимся в маленькое путешествие, а поможет нам маленький герой. Отгадайте внимательно, про кого я говорю. В нашем доме, Возле печки, Старичок один живет. Носит он фуфайку, лапти И хозяйство все ведет. Может в доме прибираться, Спрятав что-нибудь твое. Может кошкой обернуться И мяукать под окном. Ну, а если разозлится… То начнет он всех пугать… И тогда уж непременно Его нужно угощать. Любит кушать он конфеты, Пить парное молоко… Успокоившись немножко, Смотрит старичок в окно. Догадались кто такой? Это добрый …… (домовой).
Логопед: Молодцы! (Логопед достает домовенка Кузю). Кто помнит, как зовут Домовенка? (Дети Кузя). Логопед: Домовенок Кузя, со своими друзьями подготовили для нас много интересных занятий, но перед тем, как их выполнить, нужно сделать гимнастику для язычка. 2. Артикуляционная гимнастика по теме: «Домашние животные». 1.Упражнения на дыхание: • «Кошка мяукает» И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдохе произносить: «Мяумяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза. • «Собака лает» И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повт. 3-4 раза. 2.Упражнения для язычка: Мимические упражнения: «Сердитый Полкан» - Почему сердит, Полкан? - Не пустили на диван, Мяч не дали прокусить, - Всё! Не буду я служить! «Удивлённый котишка» Полосатый кот-мурлышка Водит носиком по книжке: -Почему не пахнут мышки, Нарисованные в книжке? Не могу я их поймать! Лапой только: хвать да хвать! Артикуляционные упражнения: «Телёнок»-жевательные движения, рот при этом закрыт. «Сердитый Пушок»-рот приоткрыт, язык в виде «мостика». «Копытца»-поцокать язычком, при этом рот открыт. Язычок ведь, как копытца, Может звонко потрудиться. Цок, цок, цок, - и не устанет, Лишь усердней цокать станет. «Пушок лакает молоко»-лакательные движения языком. Любит котик молочко, Пьёт его из блюдечка. Как? Охотно и легко. Не устав нисколечко! «Лошадка улыбается»-губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны. «Собачке жарко!» Жарко нашему Дружку: (Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.) Он побегал по лужку! Язык в сторону свалился, (соответственно) Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком) Логопед: Наш язычок, к красивой речи подготовили, а теперь пора выполнить первое задание. 3. Веселые чистоговорки «Домашние животные» Логопед: Подойдите к столу, выберите себе одного домашнего животного, и подготовьтесь, красиво проговаривать чистоговорки. Кошка Шей-шей-шей ловят котики мышей; Ше-ше-ше сидит кошка в шалаше Собака Ес-ес-ес во дворе сердитый пес; От-от-от дом собака стережет. Коза За-за-за на лугу коза; Зы-зы-зы не боимся мы козы; Кролик Овку-овку-овку кролику дадим морковку. Ата-ата-ата забавные крольчата. Корова Ова-ова-ова рогатая корова; Ко-ко-ко корова дает молоко. Поросенок Сята-сята-сята в лужу лезут парасята; Чки-чки-чки- у свинок пяточки. 4.Д/И: «Веселый поезд» Психолог: Молодцы. В следующем нашем задании, нам требуется расселить наших домашних животных по вагончикам. Кто скажет, как мы будим определять, в каком вагоне поедут наши животные? (Ответы детей). Правильно. По количеству слогов в названии зверька. (Дети подходят к столу, берут по 2 картинки и определяют кол-во слогов в слове). Слова: Пес, кош-ка, ко-ро-ва, ко-за, по-ро-се-нок, цы-пле-нок, гусь, ут-ка, кро-лик. 5. Д\И: «Скажи ласково» Логопед: Сейчас я проверю. Как вы сможете из простого слова сделать ласковые слова. 5. Игра «Скажи ласково». Готовы? Слова: Кот-котик, кошка-кошечка, пес-песик, коза-козочка, корова-коровка, быкбычок, гусь-гусенок, кролик-крольчонок, свинья-свинка. Логопед: Мы выполняли много заданий, теперь давайте немного отдохнем с вами и сделаем зарядку. Физ., минутка: «Скок-поскок, скок-поскок» Скок-поскок, скок-поскок Кролик прыгнул на пенек В барабан он громко бьет На разминку всех зовет. Лапки вверх, лапки вниз На носочках подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку. Чтоб не мерзли лапки. (Дети имитируют движения кролика). 6. Д/И: «Найди детеныша» Психолог: Ребята, обратите внимание на доску, кто там изображен? Посмотрите, правильно расположены домашние животные и их детеныши? Ваша задача исправить ошибки и ответить, чем питаются животные (на доске в хаотичном порядке расположены картинки домашних животных и детенышей, дети подходят правильно группируют и составляют развернутое предложение). Послушайте образец. Пример: Это кошка. Детёныш кошки – котенок. Кошка и котенок питаются молоком и рыбой. (Собака, корова, коза, кролик, свинья и т.д). 7. «Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему. Мнемо таблицу). Логопед: Составим о домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (Логопед перечисляет схему). Схема: Кто это? Где живет? Внешний вид (Отличительные признаки) Чем питается? Как называют детёнышей? Какую пользу приносит? Логопед: Послушайте, какой рассказ составлю я. Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо. Логопед: Кто попробует составить рассказ о своем животном. Дети: Я расскажу о лошади. 1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо. Дети: Я расскажу о свинье. 2) Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо. Дети: Я расскажу о кошке. 3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей. Дети: Я расскажу о собаке. 4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом. Дети: Я расскажу о козе. 5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть. Дети: Я расскажу об овце. 6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть. Логопед: Молодцы, хорошие рассказы составили. 8. Итог занятия: Логопед: О каких животных мы сегодня говорили на занятии? Психолог: Почему их так называют? Логопед: Понравилось вам занятие? Психолог: Что вам понравилось на занятии? 9. Оценка деятельности детей Логопед и психолог: Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы! Спасибо за работу! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.