Конспект интегрированного занятия по русскому языку на тему: Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения.
Оценка 4.6

Конспект интегрированного занятия по русскому языку на тему: Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
08.11.2023
Конспект интегрированного занятия по русскому языку на тему: Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения.
для 2 курса СПО. Профессия Мастер ЖКХ
конспект урока.docx

Методическая разработка учебного занятия

на тему:

«Применение  профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения»

 

 

 

 

Выполнил:

преподаватель русского языка и литературы

Федоринова Анна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна, 2023

 

 

 

Конспект урока

Тема занятия: «Применение  профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения».

Профессия/специальность: мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Продолжительность: 45 мин

Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид занятия: практическое

Цель методическая: развитие функциональной грамотности обучающихся

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Задачи:

1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;

2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)

3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы)

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:  групповая, индивидуальная

Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Методы обучения: практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал, презентация «Монтаж и стыки водопроводных труб»

Междисциплинарные связи: ПМ 1. Монтаж и стыки водопроводных труб

Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Орфография», «Грамматика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

I.Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте, уважаемые обучающиеся.

Своё занятие я начну с такого вопроса:

- Какова главная цель вашего обучения в колледже?

(предполагаемый ответ: получение профессии)

Мастер жилищно-коммунального хозяйства профессия серьёзная, почти виртуозная. Объект капитального строительства оснащён инженерно-техническим оборудованием и коммуникациями. От их функционирования напрямую зависит комфорт граждан, их здоровье и жизнь. Мастер ЖКХ – это универсальная и незаменимая в сфере коммунального хозяйства профессия.  Любые недочёты, невнимательность, халатность, допускаемые в работе, могут привести к разрушительным последствиям. 

Но так, как у нас с вами сегодня занятие интегрированное. Мы будем с вами говорить о русском языке в профессии.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)

Задание1  На экране вашему вниманию представлены слова. Работа у доски

- Перепишите слова, вставляя нужные орфограммы. Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к профессии Мастер ЖКХ

К доске пойдет_____________

Плас…ма(с/сс)овые трубы,  мета(л/лл)ополимерные трубы, операц..я, трубы из стекло(пластика),  абсце(с/сс), оц…нкова(н/нн)ые трубы , вакц..на,  ко(р/рр)озия.

- Какие орфографические правила соотносятся с пропущенными буквами?

 (Ответы обучающихся:  ы после ц, непроизносимая согласная, правописание сложных слов, удвоенная согласная в словах).

- При выполнении этого задания мы утвердились во мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.(Орфография и лексика)

IV. Актуализация знаний  (4 мин)        

Из предыдущих уроков мы уже с вами знаем, что

Лексика –1) словарный состав языка; 2) совокупность слов.

Бывает Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов.

Помимо общеупотребительной выделяется лексика, ограниченная в сфере

https://fhd.multiurok.ru/3/9/5/3954efba7e746d067e2c4543b4f9f07113420ece/img13.jpg

Скажите, к какой лексике относятся слова, которые мы с вами выписали

Попробуйте определить, к каким подгруппам они относятся (Профессионализмы, термины).

- Как Вы считаете, необходимо ли знать терминологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии? Понадобится ли она вам в работе? – Конечно же, необходимо знать.

Действительно, неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией  является знание профессиональной лексики.

V. Объявление темы. Постановка цели и задач урока.

Исходя из этого, вы можете назвать мне тему нашего занятия??

(Профессиональная лексика)

Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.

Запишите, пожалуйста, определение профессионализмов в тетрадь

В учебниках на стр.     113         у вас даны эти понятия

Исходя из темы нашего урока, скажите, какую цель мы себе сегодня поставим:

ЦЕЛЬ:  Научится владеть профессиональной и терминологической лексикой.

А что же значит «владеть профессиональной лексикой»?

Культура профессиональной речи включает:

·   владение терминологией данной специальности;

·  умение строить выступление на профессиональную тему;

·  умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

·   умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь?

 (предполагаемый ответ: соблюдение норм)

VВоспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (2 мин.)

Проверка работ осуществляется соседом по парте.

У Вас на столах лежат карточки с заданиями. Мы сейчас их выполним и проверим. Но проверять свои карточки сами вы не будете, вы отдаете их на проверку соседу по парте. Также у вас для проверки лежат красные ручки. Прошу воспользоваться ими.

Максимальное количество баллов за работу –

8-9 баллов – «5»

5-7 баллов – «4»

3-4 –балла  - «3»

2-0 балла – «2»

Задание 1. Прочитайте текст, найдите и выпишите  слова, которые относятся к вашей профессии.

Метод соединения с применением сварки используют на прямых участках водопровода, который предполагается эксплуатировать под давлением. Только он позволяет получать герметичное соединение при диаметрах свыше 200 мм, поскольку не создает потерю жесткости труб, приводящей к деформации.

ОТВЕТ: водопровод, давление, герметичное соединение, диаметр, жесткость труб, деформация.

У кого все ответы совпали, тот ставит 2 балла, у кого частично совпали (чего-то не хватает или есть лишнее – ставим 1 балл)

Молодцы. Для выполнения следующего задания необходимо вспомнить, что такое синонимы.

_____________скажет, что такое синонимы.

Обратите внимание на экран. Вам необходимо соединить между собой пары слов.

Задание  2  «Установи соответствие» 

1. монтаж

а) разборка

2.   водопровод

б) разрушение

       3. канализация

в) сборка

4. коррозия

г) слив

5.   фитинги

д) водоснабжение

6.   демонтаж

е) соединительная часть водопровода

(Проверка: 1 –в; 2 –д; 3 –г; 4 – б; 5 – е; 6 – а)

Учитель: Усложним задание

Задание 3 «Текст с неизвестными»  

Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.

 

Обзор разъемных сантехнических соединений

Все известные способы соединения труб можно отнести к двум классам — разъемные и _________________. В свою очередь, разъемные соединения бывают __________ и муфтовыми. К неразъемным методам относятся такие соединения, как раструбное, ___________, сваривание встык, ________.

Соединения, которые в случае необходимости можно разобрать, а затем вернуть на место, значительно упрощают обслуживание и ремонт _____________. Применяют эти соединения в основном при формировании внутренних коммуникаций.

Преимуществом способа является его простота в выполнении. Здесь не применяют ни химических, ни термических воздействий. _____________ трубопровода, соединенного таким методом, легко выявить и устранить.

Слова для справки: фланцевыми, неразъемные, неисправность, цанговое, трубопровод, клеевое

 

Ответ:

Обзор разъемных сантехнических соединений

Все известные способы соединения труб можно отнести к двум классам — разъемные и неразъемные. В свою очередь, разъемные соединения бывают фланцевыми и муфтовыми. К неразъемным методам относятся такие соединения, как раструбное, цанговое, сваривание встык, клеевое.

Соединения, которые в случае необходимости можно разобрать, а затем вернуть на место, значительно упрощают обслуживание и ремонт трубопроводов. Применяют эти соединения в основном при формировании внутренних коммуникаций.

Преимуществом способа является его простота в выполнении. Здесь не применяют ни химических, ни термических воздействий. Неисправность трубопровода, соединенного таким методом, легко выявить и устранить.

 

VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика. Жаргонизмы»

 

- Давайте вспомним, что такое жаргонизмы? Чем они отличаются от профессионализмов и терминов?

 (Ответы обучающихся:  жаргонизмы – это слова, понятные только в определенной среде, служащие средством общения социальных групп. Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии

Задание 4. «Жаргонизмы 

- Посмотрите на экран. Здесь представлены жаргонизмы и их значение. Вам необходимо установить соответствие между ними.

1. Барашек

а) наружняя резьба.

2. Колено

б) трубопровод внутренней разводки горячей и холодной воды.

3. Лего

в) пластиковая канализация

4. Подмотка

г) внутренняя резьба.

5. Папа

д) маховик вентиля или смесителя

6. мама

е) сантехнический лён

7. Баян

Ж) фитинг канализации

8. Гребёнка

з) радиатор отопления из чугунных секций.

ответы: 1-д, 2-ж, 3-в, 4-е, 5-а, 6-г, 7-з, 8-б

За правильно выполненное задание ставим 3 б

За частично правильное- 2 б

Задание 3. «Профессиональная лексика и жаргонизмы в речи мастера ЖКХ» 

 Мы с вами уже много слов повторили. Предлагаю послушать Андрея Станиславовича, вашего мастера по производственной практике.  Он расскажет про «Монтаж и стыки водопроводных труб».

Вашей задачей во время прослушивания Андрея Станиславовича будет выписать все профессиональные слова и жаргонизмы, которые вы услышите.

Проверить, что ребята выписали.

Задание 4. Тест по теме «Монтаж и стыки водопроводных труб» (5 мин)

VII. Этап рефлексии (5 мин.)

Приём «Что, если…?»

 

Скажите, пожалуйста, Вы много сегодня узнали? А теперь мне хочется, чтобы вы продолжили за мной поочередно фразу: Что, если бы мы не знали профессиональных слов….

Например, Что, если Что, если бы мы не знали профессиональных слов….

 

ОТВЕТ: Мы бы не смогли найти нужные инструменты для работы и т.д. Я бы не мог понят своего коллегу/

 

 

- Наше занятие подошло к концу. Мы погрузились в вашу будущую профессию при помощи богатого русского языка. Понравился ли вам подобный формат занятия?

Вы сегодня были большими молодцами. Хочется особенно отметить___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прошу старосту собрать и сдать мне карточки.

Домашнее задание и оценки за сегодняшнюю вашу работу в школьном портале. Вам необходимо будет распределить слова по группам. Там ничего сложного нет.

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Основные:

1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.

2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)

Электронные ресурсы:

  1. Словарь терминов по сантехнике https://svoymaster.com/santehnika/slovartehnterminov.html

2. Опорная таблица по теме «Лексика. Сфера употребления» – www.ote4estvo.ru

3. Педагогическое сообщество «Урок. рф.» https://урок.рф/


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка учебного занятия на тему: «Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения»

Методическая разработка учебного занятия на тему: «Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения»

Конспект урока Тема занятия : «

Конспект урока Тема занятия : «

Методы : репродуктивный, продуктивный, эвристический

Методы : репродуктивный, продуктивный, эвристический

Ход занятия I .Организационный момент (2 мин) -

Ход занятия I .Организационный момент (2 мин) -

Бывает Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов

Бывает Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов

Культура профессиональной речи включает: · владение терминологией данной специальности; · умение строить выступление на профессиональную тему; · умение организовать профессиональный диалог и управлять им; ·…

Культура профессиональной речи включает: · владение терминологией данной специальности; · умение строить выступление на профессиональную тему; · умение организовать профессиональный диалог и управлять им; ·…

Задание 2 «Установи соответствие» 1

Задание 2 «Установи соответствие» 1

К неразъемным методам относятся такие соединения, как раструбное, цанговое , сваривание встык, клеевое

К неразъемным методам относятся такие соединения, как раструбное, цанговое , сваривание встык, клеевое

Мы с вами уже много слов повторили

Мы с вами уже много слов повторили

Список использованных источников

Список использованных источников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2023