Методическая разработка учебного занятия
на тему:
«Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения»
Выполнил:
преподаватель русского языка и литературы
Федоринова Анна Сергеевна
Коломна, 2023
Конспект урока
Тема занятия: «Применение профессиональной лексики при выполнении монтажных работ системы водоснабжения».
Профессия/специальность: мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Продолжительность: 45 мин
Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний
Вид занятия: практическое
Цель методическая: развитие функциональной грамотности обучающихся
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»
Задачи:
1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;
2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)
3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы)
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная
Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.
Методы обучения: практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).
Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал, презентация «Монтаж и стыки водопроводных труб»
Междисциплинарные связи: ПМ 1. Монтаж и стыки водопроводных труб
Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Орфография», «Грамматика»
Ход занятия
I.Организационный момент (2 мин)
- Здравствуйте, уважаемые обучающиеся.
Своё занятие я начну с такого вопроса:
- Какова главная цель вашего обучения в колледже?
(предполагаемый ответ: получение профессии)
Мастер жилищно-коммунального хозяйства профессия серьёзная, почти виртуозная. Объект капитального строительства оснащён инженерно-техническим оборудованием и коммуникациями. От их функционирования напрямую зависит комфорт граждан, их здоровье и жизнь. Мастер ЖКХ – это универсальная и незаменимая в сфере коммунального хозяйства профессия. Любые недочёты, невнимательность, халатность, допускаемые в работе, могут привести к разрушительным последствиям.
Но так, как у нас с вами сегодня занятие интегрированное. Мы будем с вами говорить о русском языке в профессии.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)
Задание1 На экране вашему вниманию представлены слова. Работа у доски
- Перепишите слова, вставляя нужные орфограммы. Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к профессии Мастер ЖКХ
К доске пойдет_____________
Плас…ма(с/сс)овые трубы, мета(л/лл)ополимерные трубы, операц..я, трубы из стекло(пластика), абсце(с/сс), оц…нкова(н/нн)ые трубы , вакц..на, ко(р/рр)озия.
- Какие орфографические правила соотносятся с пропущенными буквами?
(Ответы обучающихся: ы после ц, непроизносимая согласная, правописание сложных слов, удвоенная согласная в словах).
- При выполнении этого задания мы утвердились во мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.(Орфография и лексика)
IV. Актуализация знаний (4 мин)
Из предыдущих уроков мы уже с вами знаем, что
Лексика –1) словарный состав языка; 2) совокупность слов.
Бывает Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов.
Помимо общеупотребительной выделяется лексика, ограниченная в сфере
Скажите, к какой лексике относятся слова, которые мы с вами выписали
Попробуйте определить, к каким подгруппам они относятся (Профессионализмы, термины).
- Как Вы считаете, необходимо ли знать терминологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии? Понадобится ли она вам в работе? – Конечно же, необходимо знать.
Действительно, неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией является знание профессиональной лексики.
V. Объявление темы. Постановка цели и задач урока.
Исходя из этого, вы можете назвать мне тему нашего занятия??
(Профессиональная лексика)
Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.
Запишите, пожалуйста, определение профессионализмов в тетрадь
В учебниках на стр. 113 у вас даны эти понятия
Исходя из темы нашего урока, скажите, какую цель мы себе сегодня поставим:
ЦЕЛЬ: Научится владеть профессиональной и терминологической лексикой.
А что же значит «владеть профессиональной лексикой»?
Культура профессиональной речи включает:
· владение терминологией данной специальности;
· умение строить выступление на профессиональную тему;
· умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
· умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь?
(предполагаемый ответ: соблюдение норм)
V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (2 мин.)
Проверка работ осуществляется соседом по парте.
У Вас на столах лежат карточки с заданиями. Мы сейчас их выполним и проверим. Но проверять свои карточки сами вы не будете, вы отдаете их на проверку соседу по парте. Также у вас для проверки лежат красные ручки. Прошу воспользоваться ими.
Максимальное количество баллов за работу –
8-9 баллов – «5»
5-7 баллов – «4»
3-4 –балла - «3»
2-0 балла – «2»
Задание 1. Прочитайте текст, найдите и выпишите слова, которые относятся к вашей профессии.
Метод соединения с применением сварки используют на прямых участках водопровода, который предполагается эксплуатировать под давлением. Только он позволяет получать герметичное соединение при диаметрах свыше 200 мм, поскольку не создает потерю жесткости труб, приводящей к деформации.
ОТВЕТ: водопровод, давление, герметичное соединение, диаметр, жесткость труб, деформация.
У кого все ответы совпали, тот ставит 2 балла, у кого частично совпали (чего-то не хватает или есть лишнее – ставим 1 балл)
Молодцы. Для выполнения следующего задания необходимо вспомнить, что такое синонимы.
_____________скажет, что такое синонимы.
Обратите внимание на экран. Вам необходимо соединить между собой пары слов.
Задание 2 «Установи соответствие»
1. монтаж |
а) разборка |
2. водопровод |
б) разрушение |
3. канализация |
в) сборка |
4. коррозия |
г) слив |
5. фитинги |
д) водоснабжение |
6. демонтаж |
е) соединительная часть водопровода |
(Проверка: 1 –в; 2 –д; 3 –г; 4 – б; 5 – е; 6 – а)
Учитель: Усложним задание
Задание 3 «Текст с неизвестными»
Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.
Все известные способы соединения труб можно отнести к двум классам — разъемные и _________________. В свою очередь, разъемные соединения бывают __________ и муфтовыми. К неразъемным методам относятся такие соединения, как раструбное, ___________, сваривание встык, ________.
Соединения, которые в случае необходимости можно разобрать, а затем вернуть на место, значительно упрощают обслуживание и ремонт _____________. Применяют эти соединения в основном при формировании внутренних коммуникаций.
Преимуществом способа является его простота в выполнении. Здесь не применяют ни химических, ни термических воздействий. _____________ трубопровода, соединенного таким методом, легко выявить и устранить.
Слова для справки: фланцевыми, неразъемные, неисправность, цанговое, трубопровод, клеевое
Ответ:
Все известные способы соединения труб можно отнести к двум классам — разъемные и неразъемные. В свою очередь, разъемные соединения бывают фланцевыми и муфтовыми. К неразъемным методам относятся такие соединения, как раструбное, цанговое, сваривание встык, клеевое.
Соединения, которые в случае необходимости можно разобрать, а затем вернуть на место, значительно упрощают обслуживание и ремонт трубопроводов. Применяют эти соединения в основном при формировании внутренних коммуникаций.
Преимуществом способа является его простота в выполнении. Здесь не применяют ни химических, ни термических воздействий. Неисправность трубопровода, соединенного таким методом, легко выявить и устранить.
VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика. Жаргонизмы»
- Давайте вспомним, что такое жаргонизмы? Чем они отличаются от профессионализмов и терминов?
(Ответы обучающихся: жаргонизмы – это слова, понятные только в определенной среде, служащие средством общения социальных групп. Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии
Задание 4. «Жаргонизмы
- Посмотрите на экран. Здесь представлены жаргонизмы и их значение. Вам необходимо установить соответствие между ними.
1. Барашек |
а) наружняя резьба. |
2. Колено |
б) трубопровод внутренней разводки горячей и холодной воды. |
3. Лего |
в) пластиковая канализация |
4. Подмотка |
г) внутренняя резьба. |
5. Папа |
д) маховик вентиля или смесителя |
6. мама |
е) сантехнический лён |
7. Баян |
Ж) фитинг канализации |
8. Гребёнка |
з) радиатор отопления из чугунных секций. |
ответы: 1-д, 2-ж, 3-в, 4-е, 5-а, 6-г, 7-з, 8-б
За правильно выполненное задание ставим 3 б
За частично правильное- 2 б
Задание 3. «Профессиональная лексика и жаргонизмы в речи мастера ЖКХ»
Мы с вами уже много слов повторили. Предлагаю послушать Андрея Станиславовича, вашего мастера по производственной практике. Он расскажет про «Монтаж и стыки водопроводных труб».
Вашей задачей во время прослушивания Андрея Станиславовича будет выписать все профессиональные слова и жаргонизмы, которые вы услышите.
Проверить, что ребята выписали.
Задание 4. Тест по теме «Монтаж и стыки водопроводных труб» (5 мин)
VII. Этап рефлексии (5 мин.)
Приём «Что, если…?»
Скажите, пожалуйста, Вы много сегодня узнали? А теперь мне хочется, чтобы вы продолжили за мной поочередно фразу: Что, если бы мы не знали профессиональных слов….
Например, Что, если Что, если бы мы не знали профессиональных слов….
ОТВЕТ: Мы бы не смогли найти нужные инструменты для работы и т.д. Я бы не мог понят своего коллегу/
- Наше занятие подошло к концу. Мы погрузились в вашу будущую профессию при помощи богатого русского языка. Понравился ли вам подобный формат занятия?
Вы сегодня были большими молодцами. Хочется особенно отметить___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прошу старосту собрать и сдать мне карточки.
Домашнее задание и оценки за сегодняшнюю вашу работу в школьном портале. Вам необходимо будет распределить слова по группам. Там ничего сложного нет.
Спасибо за урок!
Список использованных источников
Основные:
1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.
2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)
Электронные ресурсы:
2. Опорная таблица по теме «Лексика. Сфера употребления» – www.ote4estvo.ru
3. Педагогическое сообщество «Урок. рф.» https://урок.рф/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.