Лексические заимствования
Оценка 4.6

Лексические заимствования

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
русский язык
7 кл
30.09.2020
Лексические заимствования
лексические заимствования.docx

6 классы                   Исаева А.И.

Цель: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики.

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Планируемые результаты                  

-предметные: представление о роли языка в жизни человека и общества; знать признаки заимствованных  слов,  уметь находить заимствованные  слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;

-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; -метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

- коммуникативные: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем

-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Задачи

Образовательные:  дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться пользоваться словарем,  

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить заимствованные слова в тексте;

формировать умение использовать заимствованные слова в речи;

развить умение определять этимологию заимствованных слов;

Развивающие:

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные:

воспитание культуру поведения и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.

– Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

– Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.)

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить.

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

– Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова.

3) Актуализация знаний.

-Одним из способов развития русского языка является заимствование слов из других языков. Это явление связано с политическими, и с научными контактами между народами и государствами. Заимствование слов наблюдается на протяжении всей истории существования русского языка. К самым древнейшим заимствованиям относятся слова, пришедшие в русский язык из старославянского, греческого, татарского, финского и других языков. В конце 20 века и в начале 21 века в русском языке наблюдается процесс новых английских заимствований.

-Как вы понимаете слова Белинского? - ответ учащихся

-Как вы думаете, ребята: «Иноязычие – мода или необходимость?»- ответы учащихся.

-Заимствованные слова используются в нашей речи постоянно, иногда даже не подозревая об этом. Но некоторые слова свою «заимствованную» природу не прячут. Попробуйте вспомнить с какими из них вы встречаетесь на уроках, например, на уроке физической культуры ( Это виды спорта).

-Угадайте и запишите отгадки на английском и русском языках в тетради и на доске.

Загадки:

1.Появилась эта игра почти 100 лет назад в США. Тогда бросали мяч не в кольцо, а в обычную плетеную корзину. Отсюда и пошло название игры: корзина-мяч. Он хорош тем, что с помощью занятий этой игрой развиваются выносливость и легкость, улучшается работа сердца, сосудов, легких. (Баскетбол)

2.В нее играют 2 команды по 11 человек в каждом, игра ведется на ровном травяном поле, игроки не имеют права  касаться мяча руками, это может делать только вратарь (Футбол)

3.Эта игра пользуется большой популярностью среди молодежи. Сущность игры заключается в том, что каждая из 2 команд, состоящая из 6 игроков, стремится разыграть мяч руками и направить его через сетку в сторону противника, чтобы забить гол. (Волейбол)

   4.Из английского языка пришло название этой игры, воспитывающая       настойчивость, смелость, для этого нужно уметь кататься на коньках, владеть   клюшкой и уметь точно бросать шайбу. (Хоккей )

- Что объединяет данные слова? Вымпел, гавань, крейсер, бокс, мачта, теннис, финиш, рекорд, чемпион, сэндвич, коктейль  - это заимствованные слова.

4) Первичное усвоение новых знаний.

- Перед вами набор слов, ваша задача распределить их по группам. К каким разделам вы их отнесете? (Проверка ответов по слайду)

Миксер, тостер, джемпер, секонд-хенд

Принтер, сканер, ноутбук, Интернет

 Дайвинг, боулинг, байкер, матч

Ремейк, имидж, хит, джаз

Брокер, провайдер, риэлтор, продюсер

-Давайте, уточним, ребята: Каковы причины заимствований?

Причины заимствования

·         Исторические контакты народов

·         Необходимость названия новых предметов и явлений

·         Языковая мода

Заимствованные слова в русском языке осваиваются графически, фонетически и лексически. Например, по некоторым элементам можно понять, откуда заимствованное слово пришло к нам:

ü  Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР

(митинг, брифинг, супермен, таймер)

ü   Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ

(джемпер, джаз, джем, матч)

ü   Разделительный мягкий знак (секьюрити)

ü   Буквы Э/Е (риелтор, постер)

 Непроверяемые гласные и согласные – (провайдер, секонд-хенд)

Из английского: -ДЖ-джемпер; -ИНГ-смокинг; МЕН-спортсмен. Из немецкого: ШТ, ШП- в начале слова – шпингалет;

-МАН, БУРГ, МЕЙСТЕР –на конце слов- Оренбург, концертмейстер.

-(Поделить на группы: англичан и немцев) (пишут в тетрадях)

Задание: - Разделите слова на группы в зависимоти от их происхождения.

(1 ученик из группы читает ответ)

Джерси, шпонка, штанга, митинг, джин, почтмейстер, спортсмен, шпага, шпинат, джаз, джентельмен, пиджак, гроссмейстер, шпиль.

-работа по учебнику -  упражнение 127

-Замените исконно русскими словами заимствованные слова: презентация, консенсус, позитивный, коммуникабельный, деструктивный, интегрировать, имидж, санкционировать.

5) Первичная проверка понимания

-Все знают, глупость бесконечна.

Как мед незаменим для мух,

Так иностранное словечко

Порой весьма ласкает слух.

Не так вкусна сосиска в тесте,

Как обожаемый хот-дог.

-Где можно узнать о происхождении слова и проверить себя? (В словаре иностранных слов) (слайд)

-Задание записано на доске

-Из данного предложения выпишите заимствованные слова.

С течением времени климат становился все суше, реки иссякали, популяции животных шли на убыль. (Поиск значений этих слов в Интернете - работа по  группам)

-Объясните значения данных слов: работа по вариантам (кто быстрее?) (Работа со словарем иностранных слов)

    -  компьютер, тест.

Все это довольно употребительные слова, они уже вошли в лексику русского языка

6) Первичное закрепление.

Последнее десятилетие компьютер, современные средства связи активно входят в нашу жизнь. Мы узнаем  много новых слов.

Например: сканер, процессор, модем, интернет. Что обозначают эти слова? – Работа в парах. (Работа  с терминологическим словарем Информатика 5-6 классов,8-9 классов)

-Задание. Замените, где это необходимо заимствованные слова русскими.

Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет.

Мама  получила замечательный презент (подарок)    на день рождения! -

Мой брат любит слушать джаз.

После  ланча (завтрака) я вышла на улицу.

Маме подарили миксер.

Раскованная походка и независимый взгляд – необходимое условие  для тинейджера (подростка) начала 21 века.

В моей комнате много постеров (плакатов)   с фотографиями  суперстар (звезд) .

-Проверка по слайду. (взаимопроверка)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: найти какие русские слова вошли в лексику английского языка и стали заимствованными.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Используя в речи заимствованные слова, о чем необходимо помнить?

-Можно ли использовать в речи заимствованное слово, не зная его смысл?

-Где можно проверить правильность произношения и правописания иноязычного слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Исаева А.И. Цель: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики

Исаева А.И. Цель: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики

Не удивляйтесь моему утверждению

Не удивляйтесь моему утверждению

Принтер, сканер, ноутбук, Интернет

Принтер, сканер, ноутбук, Интернет

Задание записано на доске -Из данного предложения выпишите заимствованные слова

Задание записано на доске -Из данного предложения выпишите заимствованные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020