6 классы Исаева А.И.
Цель: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики.
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Планируемые результаты
-предметные: представление о роли языка в жизни человека и общества; знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;
-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; -метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- коммуникативные: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем
-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Задачи
Образовательные: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться пользоваться словарем,
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить заимствованные слова в тексте;
формировать умение использовать заимствованные слова в речи;
развить умение определять этимологию заимствованных слов;
Развивающие:
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитательные:
воспитание культуру поведения и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование:
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.
– Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.
– Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.)
– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский:
Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить.
– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)
– Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова.
3) Актуализация знаний.
-Одним из способов развития русского языка является заимствование слов из других языков. Это явление связано с политическими, и с научными контактами между народами и государствами. Заимствование слов наблюдается на протяжении всей истории существования русского языка. К самым древнейшим заимствованиям относятся слова, пришедшие в русский язык из старославянского, греческого, татарского, финского и других языков. В конце 20 века и в начале 21 века в русском языке наблюдается процесс новых английских заимствований.
-Как вы понимаете слова Белинского? - ответ учащихся
-Как вы думаете, ребята: «Иноязычие – мода или необходимость?»- ответы учащихся.
-Заимствованные слова используются в нашей речи постоянно, иногда даже не подозревая об этом. Но некоторые слова свою «заимствованную» природу не прячут. Попробуйте вспомнить с какими из них вы встречаетесь на уроках, например, на уроке физической культуры ( Это виды спорта).
-Угадайте и запишите отгадки на английском и русском языках в тетради и на доске.
Загадки:
1.Появилась эта игра почти 100 лет назад в США. Тогда бросали мяч не в кольцо, а в обычную плетеную корзину. Отсюда и пошло название игры: корзина-мяч. Он хорош тем, что с помощью занятий этой игрой развиваются выносливость и легкость, улучшается работа сердца, сосудов, легких. (Баскетбол)
2.В нее играют 2 команды по 11 человек в каждом, игра ведется на ровном травяном поле, игроки не имеют права касаться мяча руками, это может делать только вратарь (Футбол)
3.Эта игра пользуется большой популярностью среди молодежи. Сущность игры заключается в том, что каждая из 2 команд, состоящая из 6 игроков, стремится разыграть мяч руками и направить его через сетку в сторону противника, чтобы забить гол. (Волейбол)
4.Из английского языка пришло название этой игры, воспитывающая настойчивость, смелость, для этого нужно уметь кататься на коньках, владеть клюшкой и уметь точно бросать шайбу. (Хоккей )
- Что объединяет данные слова? Вымпел, гавань, крейсер, бокс, мачта, теннис, финиш, рекорд, чемпион, сэндвич, коктейль - это заимствованные слова.
4) Первичное усвоение новых знаний.
- Перед вами набор слов, ваша задача распределить их по группам. К каким разделам вы их отнесете? (Проверка ответов по слайду)
Миксер, тостер, джемпер, секонд-хенд
Принтер, сканер, ноутбук, Интернет
Дайвинг, боулинг, байкер, матч
Ремейк, имидж, хит, джаз
Брокер, провайдер, риэлтор, продюсер
-Давайте, уточним, ребята: Каковы причины заимствований?
Причины заимствования
· Исторические контакты народов
· Необходимость названия новых предметов и явлений
· Языковая мода
Заимствованные слова в русском языке осваиваются графически, фонетически и лексически. Например, по некоторым элементам можно понять, откуда заимствованное слово пришло к нам:
ü Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР
(митинг, брифинг, супермен, таймер)
ü Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ
(джемпер, джаз, джем, матч)
ü Разделительный мягкий знак (секьюрити)
ü Буквы Э/Е (риелтор, постер)
Непроверяемые гласные и согласные – (провайдер, секонд-хенд)
Из английского: -ДЖ-джемпер; -ИНГ-смокинг; МЕН-спортсмен. Из немецкого: ШТ, ШП- в начале слова – шпингалет;
-МАН, БУРГ, МЕЙСТЕР –на конце слов- Оренбург, концертмейстер.
-(Поделить на группы: англичан и немцев) (пишут в тетрадях)
Задание: - Разделите слова на группы в зависимоти от их происхождения.
(1 ученик из группы читает ответ)
Джерси, шпонка, штанга, митинг, джин, почтмейстер, спортсмен, шпага, шпинат, джаз, джентельмен, пиджак, гроссмейстер, шпиль.
-работа по учебнику - упражнение 127
-Замените исконно русскими словами заимствованные слова: презентация, консенсус, позитивный, коммуникабельный, деструктивный, интегрировать, имидж, санкционировать.
5) Первичная проверка понимания
-Все знают, глупость бесконечна.
Как мед незаменим для мух,
Так иностранное словечко
Порой весьма ласкает слух.
Не так вкусна сосиска в тесте,
Как обожаемый хот-дог.
-Где можно узнать о происхождении слова и проверить себя? (В словаре иностранных слов) (слайд)
-Задание записано на доске
-Из данного предложения выпишите заимствованные слова.
С течением времени климат становился все суше, реки иссякали, популяции животных шли на убыль. (Поиск значений этих слов в Интернете - работа по группам)
-Объясните значения данных слов: работа по вариантам (кто быстрее?) (Работа со словарем иностранных слов)
- компьютер, тест.
Все это довольно употребительные слова, они уже вошли в лексику русского языка
6) Первичное закрепление.
Последнее десятилетие компьютер, современные средства связи активно входят в нашу жизнь. Мы узнаем много новых слов.
Например: сканер, процессор, модем, интернет. Что обозначают эти слова? – Работа в парах. (Работа с терминологическим словарем Информатика 5-6 классов,8-9 классов)
-Задание. Замените, где это необходимо заимствованные слова русскими.
Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет.
Мама получила замечательный презент (подарок) на день рождения! -
Мой брат любит слушать джаз.
После ланча (завтрака) я вышла на улицу.
Маме подарили миксер.
Раскованная походка и независимый взгляд – необходимое условие для тинейджера (подростка) начала 21 века.
В моей комнате много постеров (плакатов) с фотографиями суперстар (звезд) .
-Проверка по слайду. (взаимопроверка)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: найти какие русские слова вошли в лексику английского языка и стали заимствованными.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Используя в речи заимствованные слова, о чем необходимо помнить?
-Можно ли использовать в речи заимствованное слово, не зная его смысл?
-Где можно проверить правильность произношения и правописания иноязычного слова?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.