Тема урока: Тайны симфонического оркестра.
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся об инструментах симфонического оркестра. Познакомить с выдающимися дирижёрами Р.Ф.
Задачи урока:
-Различать инструменты симфонического оркестра
-способствовать развитию общей и мелкой моторики,
-воспитывать любовь к классической музыке, доброжелательные отношения и партнёрские качества
- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке
Используемое оборудование:
- Мультимедиа проектор
- Компьютер
- Презентация;
- Диск «Энциклопедия классической музыки»
-Текст песни «Про оркестр» С. Важов;
- Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;
- Картинки различных инструментов
- Аудиозаписи записи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- минусовая и плюсовая фонограммы песни С.Важова «Про оркестр».
Тайны симфонического оркестра.
Слайд № 1, 2
Ход урока.
1. Организационный момент.
Муз. приветствие: «Колокольчик».
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
Здравствуйте, Любовь Анатольевна!
Исполнение песни «Про оркестр» С. Важов.
2. Сообщение темы урока, определение задач урока.
Слайд № 3
У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра».
Определите задачи нашего урока. ( Раскрыть все изученные тайны симфонического оркестра, проверить свои знания, послушать музыку, исполнить песни и т. д.) Основные задачи – на доске.
3. Обобщение изученного.
У. - Давайте вспомним, что такое оркестр?
1) Сообщения учеников ( в чередовании с рассказом учителя):
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин «оркестр» заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку вместе на различных инструментах.
У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?
Слайд № 4
У. - Гобой играет ноту «ля» и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от «до» до «си».
Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Слайд № 5
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это………..дирижёр.
Слайд № 6
У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он «включает» музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.
Слайд № 7
- Евгений Светланов (1928-2002) – Выдающийсясоветский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);
Слайд № 8
- Вероника Дударова (1916-2009)- ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
Слайд № 9
- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
Слайд № 10
- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
Слайд № 11,12
У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии).
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: «А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?» Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. -(дают свой ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?
2) Игра «Поиграем в оркестр».
Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. Дети играют на инструментах пользуясь партитурой, изображенной на доске, управляет «оркестром» «дирижер».)
У. - А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
У. - Как вы думаете почему?
3) «Третий лишний»
У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, саксофон
Гобой, труба, кларнет
Барабан, альт, тарелки
Тромбон, фагот, валторна
4) «Музыкальная минутка»:
Слайд № 13
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют под музыку.)
5) Игра «Дирижёр»
Учитель: А теперь представьте, что наш класс – оркестр.
Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».
Слайд № 14
6) Игра «Каламбур»
Из предложенных букв вам надо составить названия музыкальных инструментов и разделить их на 2группы: симфонический оркестр и народный оркестр.
К Р И С КА П |
|
Симфонический оркестр |
Народный оркестр |
Слайд № 15)
4. Контрольное задание. (выполняется каждым учеником на компьютере, при необходимости, с помощью учителя0)
5. Итог урока.
В течение пяти уроков мыраскрывали с вами тайны симфонического оркестра. Какая «тайна» вам понравилась (запомнилась) больше всего?
Почему?
Что радовало на уроках? Что огорчало?
Что еще хотите узнать?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.