Дата: 29.01.2020г. Тема №97 |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Цель |
Способствовать формированию умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, выполнять ее в соответствии с изученным правилом; создать условия для развития речи, умения работать с текстом |
Планируемые результаты (предметные) |
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты |
Эмоционально «переживают» текст; имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к окружающей природе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические - осуществляют анализ и сравнение. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме {на уровне предложения или небольшого текста) |
Оборудование: |
учебник, тетради по развитию речи, экран, ноутбук, проектор, презентация; слова-цели, надпись «Изложение», карточки для парной работы, карточка-помощница; |
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы контроля |
||
|
|
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|
|
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Итак, друзья, внимание Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнем скорей урок!
- Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
- Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? - Кто догадался какая тема урока? Слайд 1 - Какие задачи поставим перед собой? Будем учиться… Закрепим… - Сегодня будем работать с текстом, учиться высказывать свое мнение, составлять рассказ по плану и записывать его в тетрадь грамотно. - Закрепим правописание орфограммы «Сомнительная согласная» и др. выученные орфограммы - Закрепим умение давать полный ответ. |
Отвечают на вопросы
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие речи. Работа с рассказом В. Бианки с.29 (упр. 50) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо, рассказ
|
- А что такое изложение? (Это текст, который надо запомнить и изложить письменно, написать грамотно) . -Внимательно посмотрите на экран и догадайтесь, о ком пойдет речь. Слайд 2 - Правильно это оляпка или водяной воробей. Почему ее так называют? - Если обратится к словарю Даля - "олябыш" (круглый пирожок) или в языке коми сходное слово с тем же значением "вздутый, пышный" А)знакомство с текстом (чтение учителем). с.29, упр.50 Б) беседа по содержанию; - В какое время года происходят события? - Где?( На льду речки) - Кто главный герой?( Оляпка) - Что сделала оляпка? ( Нырнула в прорубь) - Зачем?( Искала пищу) - Почему ей не холодно в воде? ( Её перья покрыты тонким слоем жира) В) работа над текстом и пересказ по частям . Повторное чтение текста уч-ся. - Определите тему текста. ( О ком говорится в тексте?) Слайд 3 - Озаглавьте. (Оляпка) - Определите главная мысль текста. (Что автор хотел сказать?)( Оляпка – птичка особенная. Бережное отношение к природе, к птицам.) Слайд 3 - А вы как можете заботиться о птицах? (Не обижать, смастерить кормушки и подкармливать, не стрелять из рогаток) - Сколько смысловых частей в этом тексте? (три) - Прочитай 1 часть. (1 ученик) - О чем в ней говорится? (Оляпка пела на реке) - Прочитайте 1 предложение. - Замените слово мороз близким по значению (холод). - Изменился ли смысл? Как? Что хотел сказать автор? (было очень холодно) - Прочитайте 2 предложение. - Где пела птичка? (Птичка пела на льду реки) - Как пела птичка? (Птичка пела весело) - Как звали птичку? (Эта птичка - оляпка) - Озаглавьте эту часть. (На льду) Слайд 4 Пересказ 1 части. (1 человек) - Прочитай 2 часть. - О чем говорится во второй части? (Оляпка нырнула в прорубь и выскочила обратно) - Куда нырнула оляпка? (Оляпка нырнула в прорубь) - А что такое прорубь? (прорубь – отверстие, прорубленное во льду). Слайд 5 - Что птичка делала в проруби? (Искала пищу) - Подберите синонимы к слову пища. (корм, еда) - Изменится ли смысл, если мы заменим слово? (Нет) - Как долго птичка была под водой? (Минуту) - Что случилось через минуту? ( Через минуту она выскочила на лёд.) - Можно ли заменить слово выскочила на вылезла? Вышла? Выпрыгнула ? Почему? (Она это сделала быстро) - Что она затем сделала? Как? (Снова весело запела) - На что указывает слово снова? (На повторение действия. Еще раз, опять) - Озаглавьте эту часть. (В проруби.) Слайд 6 Пересказ 2 части. (1 человек) - Прочитай 3 часть. - О чем говорится в этой части? (Почему оляпке не холодно) - Почему ей не холодно? (Её перья покрыты слоем жира) - Озаглавьте эту часть. (Способности оляпки.) Слайд 6 Пересказ 3 части. (1 человек) - Как можно заменить слово оляпка, чтобы не было повторов? (Оляпка – птичка– она, а может быть птица? Почему - нет?) Слайд 7 Пересказ всего текста. 2 человека. Г) орфографическая подготовка. Слайд 8-9 - Поработайте в паре со своим соседом. Вставьте пропущенные буквы и объясните. М..роз, у р..ки, вес..ло, прору..ь, ле.., хол..дно, перья, на льду Обрати внимание: Через, выскочила, снова, покрыты, слоем. |
Читают. Находят в тексте слова с изученными орфограммами, объясняют их написание. Озаглавливают текст. Отвечают на вопросы |
Распознают изученные орфограммы, объясняют их написание, извлекают из текста основную мысль, озаглавливают текст, высказывают свое мнение, письменно отвечают на вопросы |
Беседа по вопросам, письменный рассказ |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
- Выполним разминку. |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение движений |
|
IV. Закрепление и обобщение. |
|
- Прочитайте еще раз текст. - Самостоятельно ответьте письменно на вопросы к тексту. Детям ОВЗ и с низким уровнем даются карточки-помощницы. |
Отвечают письменно на вопросы |
|
|
|
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
|
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Закончите предложения: • Урок помог мне... • Для меня было сложным... • Мне понравилось... |
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморегуляция |
|
VI. Домашнее задание.
|
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
Повторить правило на стр.22 |
Слушают учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное задание. |
|
|
Приложение
Карточка – помощница
вопрос |
Макет ответа |
1.Когда и где пела птичка? |
Был сильный_________. На льду_____________ . |
2.Как называется птичка? |
Это ___________. |
3 Куда нырнула оляпка? |
_______________в прорубь. |
4. Что она там делала? |
Оляпка _______________на дне под камушком. |
5. Почему оляпке зимой не холодно? |
Её перья покрыты_________________. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.