Тема классного часа: «Мои проблемы в школе».
Место в воспитательной системе: данная разработка может быть использована для проведения организационного классного часа в начале учебного года. Рассчитана на учащихся 5-7 классов.
Цели воспитательной работы:
На диагностическом этапе: провести диагностику сплоченности класса, выявить проблемы класса; На поисковом этапе: организовать совместно с детьми поиск причин возникших проблем; На договорном этапе: спроектировать действия учащихся класса и классного руководителя, разработать план проведения мероприятий, направленных на достижение сплоченности в коллективе.
Деятельностный и рефлексивный этапы осуществляются в течение учебного года по мере выполнения этапов, обозначенных в плане.
Форма проведения: час общения.
Методы: анкетирование, беседа, проектирование с использованием методики «мозгового штурма», использование проблемных вопросов.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: оформление доски, анкета «Мой класс», листы и ручки для работы в группах, дидактический материал для проектов «Идеальный класс» и «Проблемы и цели нашего класса», для каждого ученика, вырезанные из цветной бумаги сердце, туча, белый круг, заготовка из цветного картона в форме дома, клей, музыкальное сопровождение.
Сценарий мероприятия:
Учитель в ходе беседы формулирует тему классного часа:
- Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идет в школу, а вечером с радостью возвращается домой. Согласны ли вы с таким мнением?
(ответы учеников)
- А что необходимо, чтобы быть счастливым в школе?
Учащиеся среди ответов называют: - Что бы не было проблем в классе.
Учитель:
- Тема сегодняшней нашей встречи «Мои проблемы в школе».
Какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем занятии?
Учащиеся формулируют задачи урока:
1. Установить проблемы в классе.
2. Предложить способы решения этих проблем.
1. Диагностический этап:
Учитель предлагает сидящим на местах ученикам выбрать из картинок те, которые соответствуют их отношению к коллективу класса:
сердце – люблю и уважаю ребят класса, активно участвую в классных делах; белый круг – уважаю ребят в классе, но не считаю себя полноценным членом классного коллектива; серая туча – жизнь класса мне безразлична, с одноклассниками поддерживаю приятельские отношения.
Учитель предлагает ребятам подтвердить свои внутренние ощущения научными методами. Организует работу с анкетой «Мой класс».
Проведение анкеты.
Представьте, что в каждом предложении речь идет о вашем классе. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером плюс ( + ), если нет - минус ( - ), если вы не знаете, как ответить - ставьте вопросительный знак.
Список утверждений:
1. Мы стараемся хорошо выполнять дела, полезные всему классу.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться, и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в предлагаемых делах, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, как поступить, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель хочет, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Мы всегда хорошо себя ведём в школе и в классе.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе и классу.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20.В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Интерпретация результатов:
За каждый «+» ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый «-» ответ). За каждый «?» ответ засчитывается 0,5 балла.
Баллы по каждому пункту суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %.
Если вы набрали ниже 20%, то вы не рассматриваете себя как часть классного коллектива, жизнь и интересы ребят в классе вам безразличны, вы чувствуете себя «белой вороной». Стоит задуматься!
Если вы набрали 20-50%, то вы являетесь пассивным членом классного коллектива, у вас есть в классе несколько друзей и на этом ваши отношения с классом ограничиваются. Приглядитесь, может и для вас найдется дело!
Если вы набрали 50-80%, то вы являетесь активным участником классного коллектива, но ваша активность проявляется всплесками. Ваше мнение важно, не бойтесь его высказать!
Если вы набрали более 80% - вы лидер класса, к вам прислушиваются, вас уважают. Вы много сил отдаете классу. Так держать!
Учитель организует беседу по результатам анкетирования:
- Оказались ли результаты неожиданными?
- Сформирован ли в вашем классе коллектив?
- Что такое коллектив?
- Для чего он нужен?
- Всякая ли группа людей может быть названа коллективом?
- Есть ли в вашем классе проблемы, мешающие ему быть единым дружным коллективом?
Учащиеся фиксируют наличие проблемы: отсутствие дружного, сплоченного коллектива.
2. Поисковый этап.
Учитель:
- Как гласит народная мудрость: «Врага надо знать в лицо». И прежде чем предлагать способы решения проблем мы должны их обозначить.
Учитель предлагает ребятам разбиться на группы. Каждой группе предлагает составить проект «Проблемы нашего класса».
Организация проекта:
Учащиеся создают образ идеального класса. Заполните таблицу «Мой классный коллектив». Учащиеся составляют в группах оценочную характеристику класса. Перечисляют достоинства и недостатки класса и заполняют белый и черный списки (5-7 мин.).
Белый список (+): достоинства |
Черный список (-): недостатки |
1 2 3 |
1 2 3 |
Представитель от каждой группы оглашает список. Из перечисленных недостатков учащиеся выбирают наиболее значимые (можно использовать метод «мозгового штурма»). Секретарь записывает на доске основные проблемы класса (желательно не более 5).
Учитель. И в заключение нашей лекции я расскажу вам одну притчу, которая называется «Мудрец».
Притча Мудрец.
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаю удачи! Благодарю всех за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.