Конспект классного часа "Скорбные фиалки Холокоста"

  • docx
  • 17.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Скорбные фиалки Холокоста.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

открытого классного часа в 7 классе

«Скорбные фиалки Холокоста»,

посвященного Международному дню памяти

жертв Холокоста

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Автор: учитель математики 1 категории

МКОУ СОШ с. Биджан

                                                                        Парыгина Ирина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Биджан, 2018 г.

1. Дата проведения: 24 января 2018 года

2. Место проведения: кабинет математики № 39 МКОУ СОШ с. Биджан

3. Возраст участников: основная аудитория - учащиеся 7 класса (12-14 лет), в качестве гостей могут присутствовать учащиеся 5-11 класса, родители, педагоги школы.

4. Тема: Скорбные фиалки Холокоста.

5. Форма:открытый классный час

6. Триединая цель:

Ø Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма, геноцида на примере изучения истории Холокоста; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи с возрождением антисемитизма и нацизма в мире; способствовать укреплению связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.

Ø Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

Ø Образовательная – актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте; познакомить учащихся с малоизвестными страницами всемирной истории, истории Холокоста, истории своей страны; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма.

7. Планируемый результат:

Ø Личностный – обучающиеся крайне негативно относятся к любым проявлениям жестокости, расизма, национализма, фашизма, с состраданием относятся к его жертвам.

Ø Метапредметный –обучающиеся демонстрируют коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Ø Предметный – учащиеся знакомятся с понятиями: «геноцид», «национализм», «фашизм», «Холокост».

8. Оформление и оборудование: плакат с названием мероприятия, размещенный над школьной доской; плакат, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста; плакат «Письмо скорби и памяти»: мультимедийный проектор и экран для показа авторской презентации, авторские печатные буклеты для всех участников мероприятия, фиалки, изготовленные учениками из бумаги, для всех участников мероприятия.

9. Список литературы:

1.     Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

2.     Аннинский Л. На полях Холокоста: заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.

3.     Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.

4.     Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

5.     Горелов О. Холокост коснулся всех // Деловые люди. – 2005. - N 5. - С. 46-48.

6.     Зеленин А. В. Холокост // Русская речь. – 2000. - N 2. - С. 36-42.

7.     Кудряшов С. Пожертвование через огонь // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 160-165: ил.

8.     Поникарова Н. М. Международная конференция "Уроки Холокоста и современная Россия" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N 4. - С. 62-63.

9.     Ротерштейн В. М. Урок "Бабий Яр: память общества или забвение? "// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - N 5. - С. 50-57.

10. Соколова О. Место памяти и скорби // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 156-159: ил.

11. Тень Холокоста. - М.: Фонд Холокост, 1998. - 303 с.
СОУНБ; КХ; Шифр 66.5(0.8)+63.3(2)622.8; Инв. номер 2227351-КХ

12. Трагедия Холокоста // Защити меня! – 2007. - N 1. - С. 46-49.


План:

1.     Организационный этап – 2 мин.

2.     Мотивационно-целевой этап – 5 мин.

3.     Основной этап – 33 мин

4.     Рефлексия- 5 мин

Ход классного часа

 

Этап классного часа

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный

Словесный;

Метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

 

На экране выведен титульный СЛАЙД № 1 презентации.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Тема нашего классного часа «Скорбные фиалки Холокоста» всегда была и будет одной из самых актуальных и значимых. Почему? На этот вопрос мы с вами ответим немного позднее. Давайте для начала сядем поудобней, уберем телефоны и все лишнее с парт.

Настраиваются на работу

Регулятивные УУД(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

2.Мотивационно-целевой этап

Задача: мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сообща сформулировать цель классного часа

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сегодня мы поговорим с вами о массовом истреблении фашистами еврейского народа во время Второй мировой войны, о Холокосте.

-Ребята как вы думаете с какой целью люди вспоминают эту страшную трагедию?

-Какие цели нашего классного часа?

СЛАЙД № 5Правильно основными целями являются:

 

Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам геноцида; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи.

Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

Образовательная – актуализировать знания о Второй мировой войне и Холокосте; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма

В кабинет, держа зажженные свечи, входят 4 учащихся, выстраиваются у школьной доски.

Ученик № 1

Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они – наши…

Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…

Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…

 

Ученик №2

Фиалки нежные проклюнулись не сразу,
и трудно, и непросто из земли.
Согрело солнце их не по приказу…
Как не хватает нам такой любви!

Никто цветы не положил от сердца
тут, в лагере, где погибал народ.
А можно светлой памятью согреться
в часы душевных болей и невзгод.

Приди сюда, мой современник милый,
и на фиалки посмотри весной.
Они взошли, где скорбные могилы,
где  мученики обрели покой…

 

Ученик № 3

Во мне печалью стынет сердце,
в смятеньи мысли, словно море.
Куда от боли, гнева деться,
когда сминает душу горе?..

Вот я узнал, что в здешнем крае
и дети в лагерях томились.
Как взрослые, во всём страдали,
тоской недетской слезы лились.

 

Ученик № 4

Могли они понять, кто правый,
кто виноват, когда их разум
не постигал всей страшной кары,
но ощутил дух смерти сразу?!...

Душа любая ждёт на свете
покоя, и любви, и воли...
Но плачут, ещё плачут дети
от ненависти, зла и боли…

 

 

 

 

 

Ученики отвечают

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное);

Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют  познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме)

Познавательные УУД:анализ информации; развито критическое мышление.

 

3. Основной

Словесный (беседа, рассказ, объяснение);

Наглядные методы (демонстрация презентации);

Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием)

- Что вам известно о Холокосте?

СЛАЙД № 6В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек.В течение 1933 -1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей.

СЛАЙД № 7 Символом этой страшной трагедии выбрана фиалка.

- Какие легенды известны вам об этом нежном весеннем цветке?

СЛАЙД № 8 -У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове.

СЛАЙД № 9 По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон (Аид) - владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами 
смертное ложе молодых девушек.

СЛАЙД № 10Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал одну из красавиц дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу смольбой о помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок 
Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался 
бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя,
прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно 
отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю. 

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери 
забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс 
решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а
одну треть - в подземном царстве со своим мужем Аидом. 

Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков:

с одной стороны, фиалка - знак траура; с другой - символ оживающей природы. 
 
Учитель Красивые легенды о фиалках, древнегреческих богах наверняка знали и нацисты, но в своих жутких целях они начали смертельную погоню за жизнями евреев.

 

СЛАЙД № 11

Всё в жизни тленно,

Всё в земле схоронят…

Для памяти не вырыто могил.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий

-Как вы понимает слова эпиграфа?

-Так что же такое Холокост?

СЛАЙД № 12

Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 столетия и символизировал крематорий крупнейшего нацистского концлагеря Освенцима.

«Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 -1945 гг.

СЛАЙД № 13Ежегодно 27 января отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло по разным оценкам от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших не удалось установить, так как многие документы были уничтожены.

СЛАЙД № 14Как такое могло случиться в цивилизованной Европе?В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.

В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам.

В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

Слайд № 15В 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц Германии,«О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»).

В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Треть населения города разместилась на сравнительно небольшой площади в тесноте бараков.

На территории СССР были созданы гетто (специально для евреев).Их насчитывалось около 400 на территории Украины и 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России.

На карте мира начали появляться гетто и концлагеря.

Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад…

СЛАЙД № 16

Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна Франк вела дневник, в котором описывала все события, происходившие в ее жизни.

Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.

Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.

 

-Прочтем отрывок из дневника Анны? Кто из девочек поможет мне?

СЛАЙД № 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД № 18Утром 4 августа 1944 года перед домом Анны остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности.Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь, где скончались от тифа в конце февраля-начале марта 1945 года.

СЛАЙД № 19 Известны не только концлагеря, но и места массовых расстрелов людей, такие как Бабий Яр. Бабий Яр— урочище в северо-западной части Киева. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

СЛАЙД № 20. В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

-Зачем нужна память о Холокосте?

СЛАЙД № 21Известный историк Иегуда Баур писал: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями».

Ученики отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сценка – ученица читает дневник Анны Франк:

«В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на

трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают

 

 

 

 

 

 

4 учеников, читавших стихи, помогают учителю раздать буклеты и бумажные фиалки всем участникам

 

 

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное);

Регулятивные УУД (саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (усвоение новых знаний; осознанно строят речевые высказывание в устной форме)

 

4.Рефлексия

Словесный (беседа);

Метод развития психических функций (творческое задание)

Наше мероприятие подходит к концу.

Достигли мы поставленных целей?

Я предлагаю подвести итоги в необычной форме – мы напишем их в письме памяти жертвам Холокоста. А затем разместить на информационном стенде на 1-ом этаже нашей школы.  Есть желающие?

 

 

Ученики отвечают

Ученики (человек 4-6) пишут свои мысли на специальном плакате – письме памяти, закрепленном магнитами на доске

Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности)

 

 

По окончанию мероприятия все участники приглашаются для коллективного фото на память.

 

 

 


 

Посмотрите также