Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Конспект
открытого классного часа в 7 классе
«Скорбные фиалки Холокоста»,
посвященного Международному дню памяти
жертв Холокоста
Автор: учитель математики 1 категории
МКОУ СОШ с. Биджан
Парыгина Ирина Анатольевна
с. Биджан, 2018 г.
1. Дата проведения: 24 января 2018 года
2. Место проведения: кабинет математики № 39 МКОУ СОШ с. Биджан
3. Возраст участников: основная аудитория - учащиеся 7 класса (12-14 лет), в качестве гостей могут присутствовать учащиеся 5-11 класса, родители, педагоги школы.
4. Тема: Скорбные фиалки Холокоста.
5. Форма:открытый классный час
6. Триединая цель:
Ø Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма, геноцида на примере изучения истории Холокоста; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи с возрождением антисемитизма и нацизма в мире; способствовать укреплению связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого.
Ø Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.
Ø Образовательная – актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте; познакомить учащихся с малоизвестными страницами всемирной истории, истории Холокоста, истории своей страны; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма.
7. Планируемый результат:
Ø Личностный – обучающиеся крайне негативно относятся к любым проявлениям жестокости, расизма, национализма, фашизма, с состраданием относятся к его жертвам.
Ø Метапредметный –обучающиеся демонстрируют коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Ø Предметный – учащиеся знакомятся с понятиями: «геноцид», «национализм», «фашизм», «Холокост».
8. Оформление и оборудование: плакат с названием мероприятия, размещенный над школьной доской; плакат, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста; плакат «Письмо скорби и памяти»: мультимедийный проектор и экран для показа авторской презентации, авторские печатные буклеты для всех участников мероприятия, фиалки, изготовленные учениками из бумаги, для всех участников мероприятия.
9. Список литературы:
1. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2. Аннинский Л. На полях Холокоста: заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.
3. Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.
4. Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
5. Горелов О. Холокост коснулся всех // Деловые люди. – 2005. - N 5. - С. 46-48.
6. Зеленин А. В. Холокост // Русская речь. – 2000. - N 2. - С. 36-42.
7. Кудряшов С. Пожертвование через огонь // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 160-165: ил.
8. Поникарова Н. М. Международная конференция "Уроки Холокоста и современная Россия" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N 4. - С. 62-63.
9. Ротерштейн В. М. Урок "Бабий Яр: память общества или забвение? "// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - N 5. - С. 50-57.
10. Соколова О. Место памяти и скорби // Родина. – 2002. - N 4/5. - С. 156-159: ил.
11.
Тень
Холокоста. - М.: Фонд Холокост, 1998. - 303 с.
СОУНБ; КХ; Шифр 66.5(0.8)+63.3(2)622.8; Инв. номер 2227351-КХ
12. Трагедия Холокоста // Защити меня! – 2007. - N 1. - С. 46-49.
План:
1. Организационный этап – 2 мин.
2. Мотивационно-целевой этап – 5 мин.
3. Основной этап – 33 мин
4. Рефлексия- 5 мин
Ход классного часа
Этап классного часа |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный |
Словесный; Метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
|
На экране выведен титульный СЛАЙД № 1 презентации. Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Тема нашего классного часа «Скорбные фиалки Холокоста» всегда была и будет одной из самых актуальных и значимых. Почему? На этот вопрос мы с вами ответим немного позднее. Давайте для начала сядем поудобней, уберем телефоны и все лишнее с парт. |
Настраиваются на работу |
Регулятивные УУД(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии) |
2.Мотивационно-целевой этап Задача: мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сообща сформулировать цель классного часа
|
Словесный (беседа) |
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
-Сегодня мы поговорим с вами о массовом истреблении фашистами еврейского народа во время Второй мировой войны, о Холокосте. -Ребята как вы думаете с какой целью люди вспоминают эту страшную трагедию? -Какие цели нашего классного часа? СЛАЙД № 5Правильно основными целями являются:
Воспитательная – воспитать чувство толерантности и сострадания к жертвам геноцида; сформировать негативное отношение к любому проявлению нацизма и фашизма; помочь учащимся осознать опасность забвения событий Холокоста в связи. Развивающая –развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно-политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы. Образовательная – актуализировать знания о Второй мировой войне и Холокосте; показать опасность форм проявления национализма и возрождения фашизма |
В кабинет, держа зажженные свечи, входят 4 учащихся, выстраиваются у школьной доски. Ученик № 1 Я
не знаю, как писать о Холокосте,
Ученик №2 Фиалки
нежные проклюнулись не сразу,
Ученик № 3 Во
мне печалью стынет сердце,
Ученик № 4 Могли
они понять, кто правый,
Ученики отвечают |
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное); Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме) Познавательные УУД:анализ информации; развито критическое мышление.
|
3. Основной |
Словесный (беседа, рассказ, объяснение); Наглядные методы (демонстрация презентации); Методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием) |
- Что вам известно о Холокосте? СЛАЙД № 6В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек.В течение 1933 -1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей. СЛАЙД № 7 Символом этой страшной трагедии выбрана фиалка. - Какие легенды известны вам об этом нежном весеннем цветке? СЛАЙД № 8 -У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове. СЛАЙД № 9 По одной из древнегреческих
легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил
Плутон (Аид) - владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку
цветком печали и смерти и усыпали этими цветами СЛАЙД № 10Согласно
другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал
одну из красавиц дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу смольбой о
помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И,
наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы
не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде
фиалок Мать Персефоны
Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери с одной стороны,
фиалка - знак траура; с другой - символ оживающей природы.
СЛАЙД № 11 Всё в жизни тленно, Всё в земле схоронят… Для памяти не вырыто могил. Здесь нет ни одной персональной судьбы – Все судьбы в единую слиты. Владимир Высоцкий -Как вы понимает слова эпиграфа? -Так что же такое Холокост? СЛАЙД № 12 Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 столетия и символизировал крематорий крупнейшего нацистского концлагеря Освенцима. «Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 -1945 гг. СЛАЙД № 13Ежегодно 27 января отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Дата памятного дня выбрана не случайно; именно в этот день 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), в котором погибло по разным оценкам от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших не удалось установить, так как многие документы были уничтожены. СЛАЙД № 14Как такое могло случиться в цивилизованной Европе?В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам. В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев. Слайд № 15В 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц Германии,«О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»). В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Треть населения города разместилась на сравнительно небольшой площади в тесноте бараков. На территории СССР были созданы гетто (специально для евреев).Их насчитывалось около 400 на территории Украины и 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России. На карте мира начали появляться гетто и концлагеря. Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад… СЛАЙД № 16 Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна Франк вела дневник, в котором описывала все события, происходившие в ее жизни. Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.
-Прочтем отрывок из дневника Анны? Кто из девочек поможет мне? СЛАЙД № 17
СЛАЙД № 18Утром 4 августа 1944 года перед домом Анны остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности.Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь, где скончались от тифа в конце февраля-начале марта 1945 года. СЛАЙД № 19 Известны не только концлагеря, но и места массовых расстрелов людей, такие как Бабий Яр. Бабий Яр— урочище в северо-западной части Киева. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек. СЛАЙД № 20. В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме. -Зачем нужна память о Холокосте? СЛАЙД № 21Известный историк Иегуда Баур писал: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями». |
Ученики отвечают
Ученики отвечают
Ученики отвечают
сценка – ученица читает дневник Анны Франк: «В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"
Ученики отвечают
4 учеников, читавших стихи, помогают учителю раздать буклеты и бумажные фиалки всем участникам
|
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное); Регулятивные УУД (саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии); Познавательные УУД (усвоение новых знаний; осознанно строят речевые высказывание в устной форме)
|
4.Рефлексия |
Словесный (беседа); Метод развития психических функций (творческое задание) |
Наше мероприятие подходит к концу. Достигли мы поставленных целей? Я предлагаю подвести итоги в необычной форме – мы напишем их в письме памяти жертвам Холокоста. А затем разместить на информационном стенде на 1-ом этаже нашей школы. Есть желающие? |
Ученики отвечают Ученики (человек 4-6) пишут свои мысли на специальном плакате – письме памяти, закрепленном магнитами на доске |
Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности) |
|
|
По окончанию мероприятия все участники приглашаются для коллективного фото на память. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.