Конспект классного часа "Сквернословие"
Оценка 5

Конспект классного часа "Сквернословие"

Оценка 5
docx
29.01.2022
Конспект классного часа "Сквернословие"
Классный час. Сквернословие.docx

Технологическая карта классного часа,

проводимого в 6 классе (2 курс)

Тема

Культура общения. О вреде сквернословия

 

Цель для воспитателя

Формирование осознанного отношения к культуре речи

 

Цель для суворовца

формирование четкого представления о правилах вежливого поведения, культуры речи

 

Основные понятия

сквернословие

 

Планируемые результаты

личностные

-    осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира;

-    способность идентифицировать себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, способность к ведению переговоров

 

метапредметные

познавательные

-      объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

 

регулятивные

-      обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

 

коммуникативные

-   корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения

 

Ведущая технология

этический диалог

 

Ход классного часа

№ п/п

Технологические этапы классного часа

Метод/прием

Деятельность суворовцев

Время

1.

Завязка, выявляющая проблему

Задание

Отвечают на вопросы, определяют цель занятия

5 мин

2.

Процесс диалогического общения

Вопросы

Обсуждение

10 мин

3.

Точка интеллектуального и эмоционального напряжения

Задание. Видеосюжеты. Обсуждение

Отвечают на вопросы

10 мин

4.

Нравственный выбор как внутренний диалог обучающегося с собой, как самоопределение

Задание

Обсуждение

10 мин

5.

Рефлексия

Задание

Выполняют задания для дальнейшего индивидуального размышления

5 мин

Конспект классного часа

№ п/п

Организационные этапы классного часа

Задача этапа

Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии

1.

Вводная часть

 

Определить цель занятия

 

Завязка, выявляющая проблему.

Задание 1.

Закройте глаза, я вам задам вопросы, если ответ «да» поднимите руки, и не отпускайте их пока я вам не скажу.

1. Вы вернулись позже обычного, ругали вас родители, при этом употребляя неприличные выражения?

2. Вы на дне рождения, кто-нибудь из гостей выражался нецензурными словами?

3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова?

Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!

Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.

Тема классного часа «О вреде сквернословия» СЛАЙД 1.

Определение целей занятия (круг, обсуждаемых вопросов)

2.

Основная часть.

Определения понятия

Формирование и

расширение знаний, кругозора

Процесс диалогического общения.

Вопрос: Я несколько раз произнесла слово сквернословие. Какое определение вы можете сформулировать?

(нецензурная брань, непечатные выражения, «мат», нецензурная лексика).

Информационный блок.

Сквернословие происходит от слова «скверна». Согласно словарю Даля – мерзость, гадость, пакость... Другими словами сквернословие – это речь, состоящая из неприличных выражений, брани, непристойных слов.

Немного истории.

Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле нецензурной ругани.

Вопрос. Для чего использует бранную речь молодежь? Выберите из предложенных вариантов на ваш взгляд наиболее распространенные ответы.

Ответы обучающихся (СЛАЙД 3)

·      это проявление независимости

·      способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости

·      является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

·      подражание молодежным кумирам

·      для повышения эмоциональности речи

·      оскорбления, унижения адресата речи

·      демонстрации агрессии, демонстрации отсутствия страха

·      демонстрации раскованности

·      пренебрежительного отношения к системе запретов

·      желание подражать кумирам

·      боязнь прослыть белой вороной.

Мат - скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.

Привычка материться – проявление бескультурия.

Диапазон разновидностей нецензурной речи довольно широк.

Вопрос. Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием?

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1.        первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2.        вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3.        третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Сквернословие и здоровье.

 К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Притча.

Охотник пригласил друга-медведя в гости. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся и ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, образовалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри: рана, которую ты мне нанес, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор на сердце».

Вопрос. Какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце (душевная)

Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.

В медицине существует болезнь «копролалия» - грязная речь («копрес» - грязь, «лалия» - речь)

Примеры. Существует гипотеза.

Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть.

Вывод. Словом воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Опыт:

В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вывод. Так как человек на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

3.

Анализ ранее полученной информации

Актуализация понятий

Точка интеллектуального и эмоционального напряжения.

Обсуждение ситуации.

Видеосюжет 3. «Сквернословие» (5 мин). Обсуждение

4.

Выполнение задания

Актуализация нравственно-моральных отношения в обществе

Нравственный выбор как внутренний диалог обучающегося с собой, как самоопределение.

Воспитатель. Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера (СЛАЙД 4)

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

 

Воспитатель. «Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших...»

Задание. На ваших столах лежат листы. Запишите на них те слова, от употребления которых вы бы хотели избавиться. Сложив листочки самолетиком, запустите их в небо, тем самым избавляется от этих слов

5.

Рефлексия: организация  обратной связи. Подведение итогов

Способствовать осмыслению материала занятия. Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств

Рефлексия.

·      Я сегодня задумался о….

·      Мне сегодня понравилось…

·      Я остался при своем мнении…

·      Я изменил мнение о…

                                                                                                        

Воспитатель __________ /Чертихина Л. В./


 

Технологическая карта классного часа, проводимого в 6 классе (2 курс)

Технологическая карта классного часа, проводимого в 6 классе (2 курс)

Определение целей занятия (круг, обсуждаемых вопросов) 2

Определение целей занятия (круг, обсуждаемых вопросов) 2

В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого

В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого

Основная часть. Определения понятия

Основная часть. Определения понятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022