Конспект классного часа
"Учимся общаться ".
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами игровой деятельности.
1.Организационный
этап.(1мин.)
У: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный классный час. Тему
его вы определите сами, но немного позднее.
-А вначале нашего классного часа я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться открыто... А теперь, Вам предлагаю , подарить друг другу свои улыбки.
- Присаживайтесь! (дети в свободном порядке рассаживаются за партами)
-Готовы?
- Зачем вы приходите в школу? (учиться, общаться, играть…).
- А что вам нравится больше всего делать в школе? Что вы делаете на уроках?
- Ребята, кто умеет рисовать? Хорошо? А давайте проверим на сколько хорошо вы умеете рисовать?
- Как вы думаете, сможете ли вы нарисовать рисунок в паре? (да).
-Тогда я усложню задание. Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать любой предмет. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не произнося, ни слова (игровой тренинг: работа в парах ).
- Кто желает повторить задание? (рисовать молча)
(выполняют), учитель подходит к ребятам, наблюдает за процессом
- Кто справился? Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
- Почему? (Трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться)
- А как надо было поступить, чтобы рисунок получился? (Надо было сначала обсудить, договориться, что будем рисовать и как рисовать)
- То есть надо было договориться друг с другом (договориться, обсудить свои действия…)
- Чего не хватило?
3.Объявление темы и задач занятия. Актуализация знаний (3-4мин.)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (об
общении, о том, как надо общаться. ) .
- Готовы назвать тему классного часа ( «Общение» «Правильное
общение»…)
- А для чего нам нужно общение? ( Общение нужно для того, что бы обмениваться информацией, делиться радостью, проблемами.,…).
-А с кем вы общаетесь?
(На доске: с родителями, с друзьями, с другими людьми).
-На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? (записываю ответы на доску: -
· Что такое общение? И когда оно появилось? Зачем нужно общение?
· А что необходимо знать и учитывать при общении с другими людьми? Определить правила общения…
· Научиться пользоваться ими …
-Мы попробуем совместно ответить на ваши вопросы. В каком порядке?
1 вопрос: Что такое общение?
- А что такое общение?
- Для меня общение ……(Это разговоры, впечатления, эмоции и т.д.
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению даются такие определения :
(слайд1) Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера. “
Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
· И когда оно появилось?
- Способ общения появился очень давно. Люди еще в глубокой древности научились общаться. Первоначально - с помощью жестов и звуков, затем появились слова, обозначающие тот или иной предмет.
-Неужели общение так важно? А что может произойти с человеком, лишённым общения?
(слайд 2)
-И правда, знаете в 1920 году в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки. Младшая вскоре умерла, а старшая, девочка, стала жить среди людей. Долгое время она вела себя как волчонок: ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, ела сырое мясо без помощи рук, рычала, когда к ней подходили. Она прожила среди людей более 10 лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.
- Что скажите? Какой вывод сделаем?
Вывод: для развития человеку нужно общение с людьми.
Вывод: - Общение - это важная часть нашей жизни.
2вопрос. Определить правила общения.
-Почему общение бывает радостным и приятным, а иногда оно приносит нам огорчение?
(Ответы детей…)
- А от кого это зависит? Что вы предлагаете делать или не делать, чтобы общение было приятным? (Т.Е. надо соблюдать правила..).
- Правильно ли я поняла, что вы говорите о правилах общения?
- Нам надо понять, что это за правила? Для кого?
- Как предлагаете работать? (в группе)
-Выбираем карточки. Зафиксируйте свои мысли.
-Сколько времени вам для этого необходимо. (записывают на листочках)
- Если затрудняетесь, можете на информационном столе выбрать подсказки, их можно наклеить на свою карточку.
(Выходит один представитель из группы. Озвучивают и вывешивают на доску)
- Что вы видите? (Правила для разных групп повторяются, для общения с друзьями, родителями , взрослыми )
- Какой вывод можете сделать? (Некоторые правила универсальные, подходят для всех)
- Правила знаем, а почему возникают трудности в общении? (да).
- А в вашем общении с окружающими возникали проблемы? Почему? (… Надо учиться правильно общаться….)
-В жизни приходиться сталкиваться с разными ситуациями. Поступить правильно, порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?
(Ситуации на слайдах№3) Ситуация № 1
– Саша, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Тимур.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Саша и убежал. А Тимур даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
Что произошло между мальчиками? Тимур правильно сделал, что сразу закричал на Сашу?
- Как вы думаете, как нужно было поступить Тимуру в этой ситуации?
- По какой причине между мальчиками возник конфликт?
( из-за неумения слушать)
-Дополним наш список правил: (уметь слушать собеседника)
Ситуация № 2
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Почему началась драка? Какая команда поступила неправильно?
- Как вы думаете, как должны были вести себя мальчики проигравшей команды? (более сдержанно, держать себя в руках)
-Какое правило добавил в наш список?(быть сдержанным)
- Спасибо ребята за искренность.
3 вопрос Научиться общению
- А бывают такие ситуации? Внимание на экран.(притча гвозди на заборе слайд4)
- О какой проблеме рассказывает автор притчи?
- От злых слов у человека в душе остаются шрамы.
- Очень важно, что вы говорите и как говорите: какая речь, интонация, тембр, темп речи, а также мимика (выражение лица).
-Важно уметь выражать свои чувства
- Как часто вы говорите комплименты? А какие вам говорят комплименты?
- Предлагаю потренироваться. Будем говорить друг другу комплименты.
- Я начну, а вы продолжите. (упражнение «комплименты»)
- А. что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент?
- С какой интонацией вы произносили комплименты?( с одобрением…
- Какое правило допишем в карточку? (говорить хорошие слова…
- Продолжим наше приятное общение? - Что нам внешне помогает в общении?
С помощью чего можно общаться? (интонация, темп речи, мимика ,жесты…)
2 упражнение
- Какое небольшое стихотворение вы знаете? (Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик… Тише Танечка не плачь , не утонит в речке мяч).
- Кто смелый и готов выполнить задание? (читают задания со слайда)
- Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (интонацию, голос, громкость голоса, темп, мимику, жесты).
-Молодцы! В чём помогут данные упражнения? (учиться навыку общения)
-Что добавим в нашу карточку с правилами общения?(речь, интонация, голос…
-Уметь внимательно слушать и слышать, должна быть согласованность в действиях, не перебивать, нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться, умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д. (доска: проверка правил)
Заключительная часть. Подведение итогов.
-Ребята, а что вы делали в начале нашей встречи?
- Вернемся к нашему заданию рисунок в паре.
- Что вы сейчас сделаете, чтобы задание было выполнено? (договориться…
- Вернетесь к своим рисункам. Хотите дорисовать свои картины?
-Приступайте. (напоминаю правила игры)
- Получилось? Что помогло?
- Какие выводы вы сделали для себя? (применяя эти правила, общение с окружающими становится приятным, радостным).
-На доску повесим рисунки? Прошу (имя) повесить рисунок.
- Наша встреча подходит к концу.
-Вернёмся к вашим вопросам. На какие вопросы вы ещё не успели найти ответы?
-Что каждому из вас особенно запомнилось?
-Если у кого-то из вас есть остались вопросы, я буду рада вам ответить.
- Мои контакты на слайде.
- Продолжите фразу: Сегодня я…
(на экране: «Я задумался о…)
-Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!
-Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.