Конспект классного часа "Жизнь без конфликтов" 9 класс
Оценка 5

Конспект классного часа "Жизнь без конфликтов" 9 класс

Оценка 5
docx
18.11.2021
Конспект классного часа "Жизнь без конфликтов" 9 класс
жизнь без конфликтов.docx

 

План-конспект

воспитательного мероприятия

Тема: «Жизнь без конфликтов».

Форма проведения: урок нравственности.

Цель: рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми, научить участников конфликта успешно решать его.

Задачи:

Образовательные: познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций.

Развивающие: развивать навыки анализа собственного поведение в ситуациях выбора, разрешения внутри личностных противоречий.

Воспитывающие: помочь избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт.

Использование современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Методы

Этапы мероприятия

Элементы технологии личностно – ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Организационный момент

Элементы технологии встречных усилий

Метод проблемного задания

Основная часть.

Участие в беседе.

Выполнение теста.

Элементы технологии развития критического мышления

Метод рефлексии

 

Подведение итогов

 

Методическое оснащение: план-конспект, видео-ролик, презентация, раздаточный материал, компьютер.

Ход занятия

1.     Организационный момент 

Слайд № 1

- Добрый день, товарищи кадеты! У нас сегодня необычная тема классного часа.  А чему посвящен наш классный час, подскажет наш видео ролик.

Просмотр видео ролика.

(Ответы воспитанников)

Слайд № 2

II. Основная часть

1.     Определение понятия «Конфликт»

- Эпиграфом нашего урока сегодня будет выражение «Если бы мир жил по закону “око за око”, он был бы незрячим…», но смысл его вы мне раскроете в конце нашего урока.

- Каждый день человек сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?

 Думаете это невозможно? Ну что же, посмотрим…. Итак, «конфликт». Кто может дать определение этому слову?

(Ответы воспитанников)

Слайд № 3.

Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.

2.Работа в группах.

 (Класс делится на две группы. Каждой группе достаётся лист бумаги с плюсом и минусом.)

- Вы записываете положительные и отрицательные стороны конфликта. На это вам 5 минут. Начали….

Слайд №  4

Зачитаем сначала плюсы конфликта. (Ответы воспитанников)

·         В конфликте выясняется истина

·         Открываются вещи, которые раньше не замечали

·         Конфликт – признак деятельности коллектива

·         Выявляется позиция каждого человека

·         В ситуации конфликта человек раскрывается

·         Происходит утверждение личности

Слайд №  5

Послушаем другую группу. (Ответы воспитанников)

·         Падает настроение, трудоспособность

·         Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

·         Возникает желание не работать в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу

·         Мысли направлены не на дело, а на конфликт

·         Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми

·         Плохое настроение может передаваться на семью

 

- Давайте согласимся, что конфликт несёт не только плохое, но и хорошее. Но лучше обходиться без него или уметь безболезненно выйти из сложившейся ситуации.

3. Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”

- Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу. Слайд №  6

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

 

- Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь (я читаю описание поведения, воспитанники угадывают).

*Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление)

*Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание)

*Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество)

*Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Соперничество)

- Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик? (Ответы воспитанников)

- Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

* Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание)

* Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество)

* Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество)

* Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление)

Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

4. Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Слайд № 7-13

5. Интерактивная беседа.

- Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.

 Приблизительные ответы:

·   Гнев

·   Ощущение крушения надежд

·   Конфуз

·  Страх

·  Обида

·  Угнетённое состояние

·  Раздражение

·  Нервное состояние

Делаем вывод: Всё, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями.

- Эмоции – это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией.

Слайд № 14

Конфликт имеет свои стадии. Первая – дискомфорт. Кто может объяснить, что это такое? (Ответы воспитанников)

Вторая – инцидент – принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то неверный шаг… и всё… за ним уже конфликт.

Рекомендации: «Как можно предотвратить типичный конфликт»

Слайд № 15

1.     Прежде всего, контролировать свой гнев

2.     Определите,  в чём причина

3.     Относитесь к другому человеку с уважением

4.     Слушайте и думайте о точке зрения другого человека и учитывайте её

5.     Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными для вашего партнёра

6.     Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают 

Ещё одна стадия конфликта – кризис. Как вы думаете, что это значит?  (Ответы воспитанников)

Помните главное, кризис должен выйти на позитив.

 Слайд № 16

 «Полезные советы»

 * Не знаешь, что делать, - не делай.

*Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.

* Любая ситуация нас чему-то учит.

* Бери лучшее из любого случая.

* Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай её – как удовольствие.

* Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своём мнении.

- Мне кажется, самое главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

 - Как вы думаете  «Что значит сохранять спокойствие?» (Ответы воспитанников)

-  относиться к другим с уважением

-  выслушать точку зрения другого человека до конца

-  контролировать себя, не позволять гневу или страху победить вас

-  говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления

-  дать другому человеку шанс отступить

-  сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом

-  идти на компромисс

-  по возможности использовать юмор

6.Работа над памяткой.

- Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит,  в-третьих, найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Памятка:

·           Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

·           Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.

·           В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·           В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·           Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.

·           Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.

·           Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.

·           Не спешите реагировать на чужое раздражение.

·           Идите на все возможные компромиссы.

·           Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.

·           Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.

·           Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.

·           Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.

·           Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

7. Формула успешного решения конфликтов. Слайд № 17

1.       Доброжелательность.

2.       Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3.       Тактичность.

4.       Разговор по существу.

5.       Поиск компромисса.

6.       Способность признать свою ошибку.

7.       Соблюдение чужого персонального пространства.

8. Правильный выбор роли.

9. Умение слушать и слышать друг друга.

III. Подведение итогов

Рефлексия

Завершая наше мероприятие, предлагаю вам раскрыть смысл фразы: «Если бы мир жил по закону “око за око”, он был бы незрячим…». (Ответы воспитанников)

-Справедливость выше правды, но выше справедливости – милосердие.

- Товарищи кадеты, благодарю вас за  вашу активность и интерес, проявленный к сегодняшней теме.

 

Приложение 1.

 

«+» конфликтов

«-» конфликтов

1.                  

1.                 

2.                  

2.

3.                  

3.

4.                  

4.

5.                  

5.

6.                  

6.

7.                  

7.

 

 

 


 

Памятка «Как избежать конфликта»:

·           Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

·           Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.

·           В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·           В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·           Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.

·           Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.

·           Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.

·           Не спешите реагировать на чужое раздражение.

·           Идите на все возможные компромиссы.

·           Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.

·           Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.

·           Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.

·           Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.

·           Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

 

 

Памятка «Как избежать конфликта»:

·           Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

·           Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.

·           В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·           В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.

·           Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.

·           Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.

·           Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.

·           Не спешите реагировать на чужое раздражение.

·           Идите на все возможные компромиссы.

·           Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.

·           Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.

·           Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.

·           Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.

·           Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

 

 


 

План-конспект воспитательного мероприятия

План-конспект воспитательного мероприятия

Слайд № 2 II . Основная часть 1

Слайд № 2 II . Основная часть 1

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой

Полезные советы» * Не знаешь, что делать, - не делай

Полезные советы» * Не знаешь, что делать, - не делай

Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном

Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном

Памятка «Как избежать конфликта»: ·

Памятка «Как избежать конфликта»: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.