КОНСПЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
"ПАСХА. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ. СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ"
Цель:
·совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие
способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой
фразой; развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно
выстраивать предложение;
·закреплять четкое произнесение поставленных звуков;
·расширять знания о русских праздниках и обычаях, поддерживать
интерес к народно-прикладному искусству;
·закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц,
Самостоятельно расписывать яйца;
·развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память;
·формировать представления об общечеловеческих ценностях;
прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.
Ход занятия:
1.Организационный момент и создание эмоционально-положительного настроя.
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
Логопед: Скоро мы будем встречать Великий праздник всех Христиан
Пасха. У него есть своя история. Вот послушайте мой рассказ.
Самым главным, самым светлым и радостным был праздник Светлой Пасхи. Для этого праздника готовились особо тщательно: чисто прибирались в избе, приводили в порядок одежду. И, самое приятное – готовили много угощений. Моя бабушка пекла куличи и делала пасху. А мы с мамой лепили из теста замечательных жаворонков. А еще на Пасху….
Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи –
сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.В день Пасхи
звонили в церквях колокола, звонили по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Лишь после церкви семья собирается за богатым праздничным столом, угощаются пасхальными куличами (пасочками), а дети играют с крашеными яичками.
Ребята, а почему на праздник красят яички? (Ответы детей)
Яйцо –это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца-
уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо –символ
солнца, нового дела, новой жизни. Пасха это день всеобщего равенства,
любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: « Христос воскрес!»-сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо.
Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он
поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии
Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и
ответил: «Воистину воскрес!».
С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.
2.Упражнение"Назови ласково"(образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Яйцо– яичко, кулич-куличик, верба-вербочка, свеча-свечечка...
3. Физкультминутка. «Солнышко и дети»
- А
уж ясно солнышко (плавно поднимаем руки вверх) припекло, припекло (взмахи
руками)
- И повсюду золото разлило, разлило (шевелят пальцами рук внизу)
- Ручейки на улице все журчат, все журчат (качают опущенными руками влево,
вправо)
- Журавли курлыкают (пальчики обеих рук сложены «Клювиками» - журавли кивают),
и летят, и летят (махи прикрепленными ладонями)
- Расцвели подснежники да в леске, да в леске (обе ладони складываются в
бутончик и постепенно открываются)
- Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке (одевают воображаемые венки)
- Ой, солнышко-батюшко, угоди-угоди (поднимают прямые руки вверх и шевелят
пальчиками)
- А землица-матушка, уроди-уроди ( наклоняются, как бы поглаживая землю)
4. –Ребята, отгадайте загадки.
Светлый день глядит в оконце.
Радостно как в сказке.
И ласкает землю солнце.
Наступила .... (Пасха).
Что украсит праздник этот
Радостью особой?
Запах сладостного хлеба.... (Кулича Христова).
Как же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите –на столе
Красные .... (яички)!
5.Упражнение "Посчитай" (согласование числительных с существительными).
Одно яйцо, два яйца, три яйца...
Один кулич, два кулича, три кулича,...
Одна пасха, две пасхи, три пасхи...
6.Упражнение"Один-много"(употребление существительных в родительном падеже мн.числа).
Одно яйцо – много яиц, одна пасха-много пасх, одна свеча-много свечей, один кулич-много куличей...
7. Логопед предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики. Мальчики садятся за столы для росписи яиц , девочки подходят к столам для приготовления жаворонков.
Мальчики будут раскрашивать яйца, а мы с девочками сделаем жаворонков из теста и отнесём на кухню, чтобы нам их испекли.
8. Творческая работа детей.
9. Итог занятия. Оценка работы детей
Дети рассматривают работы друг друга, дают оценку, объясняя, чем понравилась работа.
Логопед подводит итог:
«Ребята, вы все сегодня все очень постарались! Вы были молодцы! Я вами горжусь! А вы знаете, что на Пасху детки играли раскрашенными яйцами? Да, стучались ими. Чье яйцо останется целым, тот и выиграл. А с испеченными жаворонками поступали так: первого съедала хозяйка дома, чтобы никогда не болеть, второго давали корове – чтобы та давала больше молока, крошили курам – чтобы несли больше яиц. А еще одного жаворонка вешали на дерево перед домом – весну кликали. И мы с вами обязательно повесим жаворонка на дерево, чтобы быстрее наступила весна! А сейчас у меня для вас есть угощение». Логопед угощает детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.