Конспект комплексного занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности в подготовительной группе «Земляничка» Тема: «Осень»

  • docx
  • 15.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "ЛУЧИК"

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект комплексного занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности в подготовительной группе «Земляничка»

Тема: «Осень»

 

 

 

 

 

Составитель:

Учитель-логопед

Швенк Екатерина Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Программное содержание. Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал и без него. Закреплять и расширять словарь по теме: «Осень». Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию.  Развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление; разнонаправленные, слитное, плавные движения руки, зрительный контроль. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей; стремление к достижению результата.

Материал. Карточки с изображением примет осени; символы: белые квадраты (существительные), зеленые прямоугольники (глаголы), коричневые треугольники (прилагательные), оранжевые круги (наречия). Наборы для рисования на каждого ребенка, музыкальное оформление «Осень»

Словарь Существительные:

осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья.

Глаголы:

наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья), расписать, хмуриться (небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень), сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.

Наречия:

мокро, сыро, холодно, реже, хмуро, пасмурно.

Ход занятия

Заходят и становятся в круг

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Психогимнастика. Ой, Ребята, а кто это у нас побывал, кто все разукрасил? Осень. А как вы догадались? (Ответы детей). А теперь покажите, какое у вас настроение в осенний, дождливый и хмурый день – показ детей. В осенний и солнечный день.

Логопед. Вот мы и зарядились бодрым настроением. Ой, а к нам кто-то идет в гости, а кто догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке смелы.

А в санях сидит царица-

Разноцветна, круглолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла золотом.

О чем эта загадка, о каком времени года? (об осени). Заходит осень.

Осень. Здравствуйте ребята! Что же у меня за тройка? (три осенних месяца).

Назовите их (сентябрь, октябрь, ноябрь). А что за слово получится, если произнести только первые звуки (СОН), а почему Осень выбрала себе это слово? (ответы детей).

Логопед. Ну а мы с вами спать не будем,  мы будем составлять рассказ об осени. Но сначала нам осень загадает загадки (Осень, листопад, дождь, сентябрь, октябрь, ноябрь).

Осень. Ребята, а давайте устроим листопад.

Проводится дыхательное упражнение (выполняют 2-3 раза). 

Представьте, что у вас на ладошке листок, давайте сдуем его так, чтобы он летел долго и медленно (легкое, постепенное дутье). А теперь быстро.

Дид. Игра «Подбери слово»

Логопед (выставляет на доску карточку с изображением осеннего пейзажа). Осень что сделала? (Пришла, явилась, наступила). Выберем из названных слов-действий одно, например, наступила. Обозначим его зеленым прямоугольником. Выставляем прямоугольник на доску. Аналогично проводится последующая работа.

Дождь что делает? (Льет, идет, моросит);

Солнышко что делает? (Не греет, выглядывает, прячется);

Лужи что сделали? (Образовались, появились, выросли);

Деревья осенью что делают? (Сбрасывают листья……);

Что происходить с птицами? (Они улетают в теплые края);

Звери осенью, что делают? (делают запасы, готовятся к зиме…).

Физминутка «Дождик»

Капля раз, Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли. Прыжки на носочках, руки на поясе.

 

 

Развести руки в стороны.

Сомкнуть руки над головой полукругом

 

Логопед. Чтобы наш рассказ об осени получился полным и красивым, добавим в предложения слова-признаки и обозначим их коричневыми треугольниками (выставляем символы).

Наступила, какая осень? (ранняя, золотая, поздняя, сказочная, красивая, яркая, разноцветная, богатая …….). Итак, наступила золотая, грустная осень.

Солнышко светик как? (реже, мало, редко, грустно…).

Солнышко выглядывает все реже и реже.

Пошел дождь какой? (прохладный, холодный, косой, частый, проливной, затяжной).

Пошел холодный  моросящий дождь.

Появились какие лужи? (большие, огромные, прозрачные, грязные..).

Появились огромные грязные лужи.

Птицы улетают куда? (в теплые края).

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Рассказ об осени.

Наступила золотая, грустная осень. Солнышко выглядывает все реже и реже. Деревья сбрасывают разноцветные наряды. Идет холодный моросящий дождь. Появляются огромные, грязные лужи. Птицы улетают в теплые края. Звери делают запасы на долгую зиму. Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Логопед. Ребята, а кто из вас попробует составить рассказ для осени по нашему плану. (Рассказы детей).

Осень. Спасибо вам ребята, хороший рассказ получился, я очень люблю когда про меня рассказывают, а еще я люблю когда меня рисуют.  А вы хотите стать волшебниками? Тогда мы должны произнести волшебные слова:

Звездочка  в небе колышется кротко.

В белом тумане качается лодка.

В лодке той- чудесные краски

Шепчутся в ней небылицы и сказки

Лодочку ветер тихонько качает

В волшебное царство нас приглашает.

Вот и очутились мы в моем царстве, а в нем краски ведут себя не совсем обычно, они будут расплываться, выходить за рамки вашего рисунка. А так как осенью часто идут дожди, то и рисовать мы будем по мокрому листу.

Дети. А как это?

Осень. Сейчас я вам расскажу и покажу. Главным инструментом будет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачиваем быстрыми движениями наш лист, рука движется свободно и легко. А потом по мокрому листу наносим краски. Кисточка слегка касается листа, краски ложатся красиво, образуя волшебные переливы.

Логопед. Спасибо тебе, Осень, что ты нас научила красиво рисовать.

Осень. А вам спасибо за рассказ про меня и рисунки. Мне очень понравилось. И за это, я вам, подарю разноцветные шарики, такие легкие и разноцветные, как мои листочки. Ну а мне пора, до свиданья!

Итог занятия.

Логопед. Ребята,  чем же мы сегодня с вами занимались? Чему вы научились? Что понравилось? А что показалось сложным?

Ответы детей.