Тема: «Одежда. Обувь».
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся на основе формирования представлений об одежде и обуви.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с различными видами одежды и обуви, с их назначением;
- учить образовывать и использовать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- формировать правильное употребление родительного падежа множественного числа;
- учить составлять предложения из слов;
- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;
Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей по темам «Одежда», «Обувь»;
- развивать связную речь учащихся;
- развивать зрительное восприятие, мыслительные операции (классификация, обобщение);
- развивать общую и мелкую моторику через письмо и выполнение заданий.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;
- воспитывать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.
Оборудование: картинки с изображением девочки и мальчика в одежде; индивидуальные карточки с пропущенными словами; записи на доске; картинки с различными видами одежды для задания «Назови ласково».
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Все готовы к занятию? Посмотрите в окно. Скажите, какая у нас сейчас пора года? (Осень). Верно. На улице сейчас холодно и нужно одеваться теплее.
Беседа:
- Что было на вас надето утром дома?
- Что вы надели сегодня на улицу?
- А как назвать все то, что вы надевали на себя дома, выходя на улицу, то, что на вас надето сейчас? (Одежда.)
- Для чего нужна одежда? (Одежда нужна, чтобы защищать тело от холода, жары, грязи, пыли, дождя; чтобы было удобно и красиво.)
- Что надо делать, чтобы одежда оставалась красивой и аккуратной?
- Откуда мы берем одежду? (Покупаем в магазине.)
- А кто шьет одежду? (Одежду шьет портной.)
- Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике.)
- Для чего нужна обувь?
- От чего обувь защищает ноги?
- Что надо делать, чтобы обувь была чистой и аккуратной*?
- Чем моют обувь?
- Чем протирают обувь?
- Чем чистят обувь?
- Сегодня на занятии мы будем с вами разговаривать об одежде и обуви, выполнять разные задания и упражнения. Но для начала давайте запишем число в тетрадях. Сегодня у нас 22 октября.
2. Основная часть
1) «Третий лишний»
- Посмотрите на доску. Здесь записаны ряды различных слов. Но одно слово в каждом ряду лишнее. Давайте найдем эти лишние слова и объясним, почему они являются лишними. Саша, читай первый ряд слов…
1. Рубашка, брюки, сапоги, юбка. (Сапоги лишние, потому что это обувь, а остальное – одежда).
2. Пиджак, тапки, ботинки, валенки. (Пиджак лишний, потому что это одежда, а остальное – обувь).
3. Пальто, куртка, халат, дубленка. (Халат лишний, так как это одежда для дома, а остальное – верхняя одежда).
4. Сапоги, ботинки, тапки, туфли. (Тапки лишние, потому что это домашняя обувь, а остальная обувь на выход).
2) «У кого что?»
- Сейчас я каждому из вас раздам картинку. Кто на ней изображен? (Девочка и мальчик). Правильно. Сейчас вы будете работать в своих тетрадях самостоятельно. Вам нужно записать в тетрадь те виды одежды и обуви, в которую надеты люди на вашей картинке. (У девочки: блузка, сарафан, колготки, туфли; у мальчика: рубашка, свитер, брюки, носки, ботинки).
3) «Допиши слово» (работа на карточках).
- Сейчас я вам раздам карточки… Здесь написаны предложения. Но не хватает слов. Ваша задача – дописать нужные слова. Давайте разберем первое предложение. «У Вани рубашка. У мальчиков – ставим правильно вопрос – что? Рубашки. А в магазине много – ставим правильно вопрос – чего? Рубашек». Дальше попробуйте сами.
· У Вани рубашка, у мальчиков ..., а в магазине много ...
· У Маши кофта, у девочек ..., а в магазине много ...
· У мамы платье, у женщин ..., а в магазине много ...
· У папы пальто, у мужчин ..., а в магазине много …
· У бабушки халат, у бабушек …, а в магазине много …
· У дедушки сапоги, у дедушек …, а в магазине много …
· У Оли туфли, у девочек …, а в магазине много …
· У брата ботинки, у братьев …, а в магазине много …
Физкультминутка
Очень холодно зимой, (погладить
себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку, (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик. Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки — рукавички на ручки натяну.
(поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький, (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки, на горочку пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
4) «Назови ласково»
Я буду показывать вам картинку. Вы называете то, что на ней изображено и записываете это слово. А теперь внимание: от этого слова вам нужно будет образовать уменьшительно-ласкательную форму. Например, я показываю вам картинку, там изображена куртка (записываю пример на доске). Уменьшительно-ласкательная форма слова «куртка» будет «курточка». Понятно? Давайте попробуем. (Аня), выходи к доске. Остальные пишут в тетрадях.
* Слова: шапка – шапочка, туфли – туфельки, платье - платьице, юбка – юбочка, ботинки – ботиночки, гольфы – гольфики, жилетка – жилеточка, штаны – штанишки, носки – носочки.
5) «Кто больше?»
- А сейчас поиграем в игру «Кто больше?». Я буду задавать вам вопрос, а вы назвать как можно больше слов, отвечая на мой вопрос. (Слова записываются на доске)
— Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
— Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)
— Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)
— Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, шлепки, сапоги, валенки и т. д.)
— Что можно «надвинуть» на голову? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
6) «Сезонная одежда и обувь»
- А теперь из этих слов, что вы придумали, первый ряд (Аня, Саша и др.) выпишут только ту одежду и обувь, которую можно носить в теплое время года, то есть летом. А второй ряд (Матвей, Женя и др.) выпишут только ту одежду и обувь, которые можно носить в холодное время года, то есть зимой.
Давайте проверим, какие слова вы выписали. (Матвей), читай свои слова…
7) «Составь предложение»
- У нас осталось последнее задание. Посмотрите на доску. Тут записаны слова. Давайте прочитаем их… Вам нужно составить предложение из этих слов и записать его в тетрадь. (Учащиеся составляют предложение, учитель-дефектолог по необходимости помогает, проверяет правильность составленного предложения, после чего учащиеся его записывают в тетрадь).
* Слова: Мама, купить, свитер, новый, магазин, сын, вчера.
* Правильный ответ: Вчера мама в магазине купила сыну новы свитер.
3. Заключение
- На этом, ребята, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами работали по какой теме? (Одежда, обувь). Мы выполняли много разных заданий. Давайте вспомним, какие? (Матвей), что ты сегодня учился делать? (Женя), какое задание тебе далось труднее всего? (Аня), какое задание тебе больше всего понравилось?
Ребята, мне с вами очень понравилось работать. Вы все старались! Все молодцы! Спасибо за занятие и до встречи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.