Конспект лекции по дисциплине: «Основы конструирования швейных изделий. Тема урока: «Фактура, рисунок, цвет ткани».
При разработке моделей играет немаловажную роль сочетание тканей. Подбирая ткань, необходимо учитывать типологию фигуры. Фактура ткани бывает ворсистая, буклированная, в рубчик, шероховатая. Плотные, непрозрачные, блестящие фактурные поверхности ткани увеличивают объемность одежды, ее тяжесть
а – прозрачная, блестящая, гладкая поверхность ткани придает одежде легкость, зрительно уменьшает объем;
б – для художественного оформления одежды велико также значение цвета ткани. Определенным сочетанием красок можно подчеркнуть ту или иную особенность человека или, наоборот, нейтрализовать ее;
Всем известно, что черный цвет визуально делает фигуру стройнее, а белый - полнит. Но ваша цветовая гамма в одежде не ограничивается этими цветами. Другие цвета тоже имеют свойства визуального обмана.
Вещи белого цвета отражают максимальное количество световых волн, которые расходятся в разные стороны. В результате граница между белым и другим цветом размывается, поэтому предметы кажутся больше, чем на самом деле.
Черный цвет поглощает световые лучи, поэтому его границы кажутся четче, чем у предмета белого цвета, а, следовательно, он будет выглядеть меньше чем на самом деле.
Серый цвет отражает световых лучей вполовину меньше, чем белый, и во столько же раз больше чем черный. Его границы не так выражены, как у черного, не так смазаны, как у белого, но при этом он теряет контраст с окружающей средой. Поэтому этот цвет будет стройнить днем (не так как черный, но все-таки) и полнить поздним вечером или ночью.
У каждого цвета есть темные, светлые и средние оттенки. Они тоже подчиняются законам большего или меньшего отражения. Светлые оттенки любых цветов будут увеличивать габариты по отношению к темным оттенкам.
Расширяющий и сужающий эффект полезен для маскировки изъянов фигуры.
Женщины, которые кажутся себе более полными, чем им бы хотелось, лучше использовать темные или средние цвета.
Для худых больше подойдут светлые и средние.
К тому же можно маскировать чуть полноватые части фигуры и излишне худые, комбинируя темное и светлое, при этом оставаясь в одной гамме.
Холодные оттенки стройнят больше, чем теплые Желтый, красный, оранжевый. Они избирательно отражают волны в своем коротком диапазоне. Про них нельзя сказать, как про белый – он отражает световые волны всех размеров. Но эти цвета также способны расширять предметы.
Сине
зеленый, синий, фиолетовый. Кроме того, что эти цвета в своей наивысшей яркости
темнее максимально ярких теплых, они даже в разбавленном белым цветом дают
меньший эффект расширения, чем теплые оттенки. Это значит, что светло голубой
цвет будет меньше полнить, чем светлый теплый розовый.
Так что, если у вас выбор стоит между теплым темным и холодным темным, при
главном требовании скрадывания лишнего веса, то выбирайте холодный оттенок.
Сочетание цветов для полных людей
Черно синий цвет
Альтернатива черному: глубокий черно
синий цвет. Этот цвет уже отличается от ахроматического: он более свежий,
насыщенный, пикантный. Подойдет как для офиса, так и для банкета. Сочетайте его
со светлыми сочными цветами.
Такими как пурпур, бордо, золотой, зеленый, спокойный лазурный, коричневый,
сиреневый, средне бежевый.
Малахитовый цвет
Богатый, роскошный, экзотичный цвет – прекрасное решение для
полной фигуры. Ваши формы в нем станут аппетитными и привлекательными.
Малахитовый универсальный: повседневный и праздничный цвет, сочетается с цветом
розовой орхидеи, малиновым, песочным, бледно зеленым, цветом морской волны,
цветом кофе с молоком, светло сиреневым, и светло бежевым цветом.
Вишневый цвет
Женственный и эротичный. Мягкий и
волнующий. Он никого не оставит равнодушным. Покоряйте сердца, проявляя всю
свою женскую натуру. Ваши круглые формы в этом цвете станут достоинством.
Вишневый цвет сочетается с лиловым, малиновым, верблюжьим, зелено синим, серо
синим, королевским синим, сиреневым, светло коричневым.
Не забудем и
про стройных девушек, которым можно было бы добавить пару килограммов. Благо,
выбор у них есть.
Первое: это светлые теплые оттенки, сочетайте их с яркими аксессуарами,
добавляйте блеска.
Второе: используйте блестящие ткани: лакированную кожу, материалы с паетками,
атлас, ткани с люриксом.
Третье: яркую светлую одежду.
Сочетание цветов для худых людей
Серебренный пион или бежево розовый.
Этот цвет
предложен компанией Panton, как один из лидеров моды на сезон весна лето 2011.
Нежный, загадочный, наполненный внутренней силой распускающегося цветка. Он
больше предназначен для отдыха, чем для офиса, хотя не будет против будничной
носки.
Бежево розовый сочетается с теплым розовым, оранжево красным, оранжевым
сорбетом, цветом свежей зелени, аквамарином, джинсово синим, кофе с молоком,
ярко сиреневым, светло серым цветами.
Светлый серо зеленый цвет
Сдержанный, утонченный. Хорошо смотрится на атласных тканях. Он предназначен как для офиса, так для праздника или отдыха. Сочетайте его с блеском, вы будете похожи на редкую тропическую рыбку, случайно попавшую в серый город.
Серо зеленый цвет сочетается с медженто розовым, красным, желто оранжевым,
оливковым, сине зеленым, старым золотом, розово фиолетовым, бледно золотым
цветами.
Цвет фуксии
Яркий,
стремительный, смелый. Его всегда выделяют из толпы. Фуксия не раздражает глаз,
и прекрасно подойдет для рабочих будней, но на празднике она будет особой
жемчужиной.
Сочетайте фуксию с нежно розовым, ярко розовым, светло желтым, салатово
зеленым, голубой, синим, кофе с молоком, ярко сиреневым, серым цветами.
При выборе ткани для той или иной модели нужно учитывать влияние рисунка на зрительное восприятие одежды человеком.
Характер рисунка ткани предопределяет конструкцию изделия.
Платья в полоску
Горизонтальная полоска
Мода на горизонтальную полоску достаточно стабильна, возможно, потому что идеал худой женщины так и не сошел с пьедестала. Горизонтальная полоска – полнит. Она идеально смотрится на худощавой фигуре. Ей можно визуально расширять части тела, которые вам кажутся худыми или не пропорционально маленькими. Например, не большие плечи или маленькую грудь и т. д. Стоит отдать должное: горизонтальная полоска привлекательна. Ее очарования в том, что она контрастирует с вертикальными чертами тела: руки, ноги, за счет этого и полоски, и ножки, и грациозные руки привлекают к себе внимание.
Чем контрастнее полоски, тем выражение эффект, так черно-белые равные друг другу полоски будут крайние в своем роде – предельно расширяют.
Чем тоньше полоски, тем более проявляется визуальный обман цвета широких. Если ими будут белые полоски, то сохранится эффект расширения. Если – темные, а тонкие будут не контрастами, то рисунок будет стройнить.
Несильно контрастные, разные по ширине полосы на холодном не ярком оттенке могут никак себя не проявлять.
Вертикальная полоска
Этот рисунок – стройнит. Линии повторяют строение тела. Количество его границы, в виде линии, становится больше. Глаз фиксирует удобные для него границы, которые ближе друг к другу, чем на самом деле. Это как смотреть на уровне глаз. Поэтому любое наличие таких линий, будь то даже шарф, делают вас стройнее.
Даже ели у вас светлое платье с бежевыми вертикальными полосками, этот эффект будет работать.
Если полоски яркие, на таком же фоне, то обман может свестись к нулю.
Вертикально организованный рисунок, даже на светлой ткани поможет вам выглядеть стройнее.
Еще одно из интересных свойств вертикальной полоски: на этом фоне не видны помятости ткани.
Косые линий
Они приносят динамику в одежду, уводя взгляд от краев фигуры. Нельзя сказать, что косые линии стройнят, можно сказать, что они отвлекают. Поэтому они подойдут девушкам с любой фигурой.
Будьте осторожны: слишком контрастные косые полосы могут отвлекать на себя внимания настолько, что люди не запомнят вашего лица.
Мягкие по контрасту светлые косые полосы хорошо впишутся в любой гардероб.
Рисунок клетка
Этот рисунок полнит. И чем больше клетка, теплее оттенок и насыщеннее цвет, тем сильнее раздвигается пространство. Но сколь она привлекательна, как красиво в ней могут переплетаться цвета!
Чтобы свести этот эффект на нет стоит придерживаться темных оттенков ткани с едва видными полосками, желательно тонкими.
Так же можно подобрать рисунок с выраженными вертикальными линиями и более тонкими горизонтальными.
Наличие свисающего шарфа, расстегнутого пальто или кофты тоже визуально ограничит расширение.
Зато для стройных и худых – это прекрасный выход из положения.
Цветочный рисунок
Цветы средних размеров
Красивые, яркие, цветастые платья. Что может лучше украсить женщину, чем весна. Однако и они визуально полнят. Еще один плюсик в гардероб стройных девушек.
Но если присмотреться, то светлые платья с очень частым светлым рисунком полнят больше, нежели темные с редким рисунком. А наличие не застегнутой кофточки, пальто, шарфа добавит те самые вертикальные полосы, которые творят чудеса.
Замечу, что средней крупности рисунок не стоит носить хрупким девушкам, они на его фоне будут подчеркнуто маленькими.
Большие цветы
Обычно яркие пятна – большие цветы «выдвигаются вперед» и, несомненно, полнят, но при этом еще и искажают пропорции фигуры. Искажение может быть очень умелым, когда недостатки становятся достоинствами. А может испортить весь образ.
Такая расцветка подойдет для крупных женщин, если у них есть в фигуре места не пропорционально маленькие (грудь, плечи, бедра и т.д.) Желательно, что бы цветок ложился именно туда. Если рисунок придется на полное место, то оно будет гротескно выпирать.
Особый эффект получается в сочетании яркого цветка и темной ткани.
Мелкий цветочек
Мелкий цветочек расширяет, но в этом случае многое будет завесить от общего оттенка материала. Светлые и яркие будут значительно полнить. То же самое будет, если рисунок сильно контрастный. Темные, холодные оттенки ткани с неярко выраженным рисунком не будут вносить существенных изменений в вашу фигуру.
Крупным и полным девушкам этот рисунок не желателен, так как будет подчеркивать массивность.
Помните, красота – это знания и практическое их применение. И увеличивая их с каждой новой «каплей» вы стремитесь к совершенной, неподражаемой женственности, которой поклонялись многие столетия и мужчины и женщины.
Рисунки одежды
Платья в горошек
Этот рисунок стоит на расстоянии от сезонной моды, ее переменчивость не влияет на его популярность. Рисунок в горошек такая же классика, как черный, белый или серый цвета. Платья в горошек всегда можно найти в продаже в любое время года.
Разнообразие расцветки в горошек тоже поражает: некоторые очень сильно расширяют визуально, другие, наоборот, стройнят, есть даже такие, которые практически не искажают фигуру. От чего это зависит?
Визуально увеличивают:
1) Темный горох на белом фоне.
2) Частый мелкий горох на светлом фоне
3) Очень крупный горох
4) Белый горох на яркой ткани теплого оттенка (например, белый горох на красной, желтой или оранжевой ткани)
5) Блестящий горох
Незначительно изменяют фигуру:
1) Темный горох на светлой ткани организованный вертикально
2) Частый белый горох на черном фоне
3) Средний не частый горох на среднем по светлоте цвете холодного оттенка (например, белый горох на фоне цвета морской волны)
4) Темный горох на цвете среднем по светлоте.
Визуально сужают:
1) Вертикально организованный светлый не крупный горох на темном фоне
2) Редкий, ближе к мелкому, белый горох на черном фоне
3) Редкий средний горох светлых оттенков, но не белый (важно, что бы было меньше контраста) на не ярком фоне среднего или темного оттенка, желательно холодного цвета (например, желто-оранжевый горох на фоне джинсового цвета)
4) Темный горох, на темном фоне
Платья с градиентом
Когда оттенок перетекает в более светлый, более яркий или совсем другой цвет. Так достигается объем, богатство красок, и…моделирование фигуры.
Неяркие, холодные, более темные цвета визуально уменьшают объем. Яркие, светлые, теплые оттенки – расширяют. Следите, чтобы сужающие оттенки попали на места, более полные, чем вам бы хотелось, а полнящие цвета на худые области.
Так, например, женщинам с широким верхом и узким низом, противопоказаны платья с градиентом от светлого верха к темному низу.
Рисунок уголок
Уголок, не что иное, как две косые линии, сходящиеся в одной точке. Косые линии не искажают фигуру, а отвлекают от нее. Это все благодаря внесению динамики. А так как две линии стремятся воссоединиться, уменьшая расстояние между собой, то их приоритетом будет эффект сужения. Они не просто стройнят, а заставляют глаз постоянно пробегаться от начала треугольника, до его конца, что может отвлечь от изучения фигуры.
Чем острее и длиннее угол, тем больше он стройнит.
Для визуального обмана уменьшения, не имеет значение горизонтальное или вертикальное расположение угла. Они не формирует новые границы (как, например, вертикальная полоска), а скрадывают объем фигуры.
Большой тупой угол, скидывает динамику и может даже полнить.
Частый, тупой, контрастный или пестрый угол тоже может придать объему, а не сократить его.
Леопардовое платье
Классическое леопардовое платье в мелкую, продолговатую, темно коричневую пятнышку на светло коричневом фоне. Пятнышки организованы вертикально, к тому же прослеживаются более светлые и более темные вертикальные полосы на фоне. Чаще всего контраст между пятнами и фоном не большой.
Можно сказать с уверенностью: леопардовая расцветка платья стройнит.
Выраженный эффект будет колебаться от величины пятен и их контраста с фоном. Более крупный или контрастный рисунок будет меньше стройнить.
Тигровые платья так же обладают эффектом уменьшения объема, так как полоски тигра больше напоминают длинный острый угол, а его мы рассмотрели выше.
Контрастный крупный рисунок
Под контрастом мы понимаем большую разницу между свойствами цвета. Так наивысший контраст между светлым и темным – черное и белое. Это очень яркое и сдержанное сочетание, но весьма опасное в искажение фигуры.
Во-первых, не большее количество белого или темного на противоположном фоне привлекает внимание, поэтому и удачная, и не удачная коррекция будет на виду.
Стоит знать, что белое кружево или частый орнамент на темном фоне сильно расширяют пространство. Если белый рисунок расположен горизонтально по краю платья, его подол кажется более широкий, чем он на самом деле. Женщинам с широкими бедрами или ногами это предаст еще большее увеличение объемов.
Вертикально расположенный белый рисунок, обрамленный черным фоном, делает фигуру стройнее.
Расположение ажурного рисунка по бокам – увеличивает объем.
Черный ажур на белом меньше расширяет, чем белый на черном, но относительно однотонного черного – полнит.
Абстрактный рисунок платья
Рисунок ограниченные пятна
Мелкие ограниченные по площади четким контуром пятна, организованные вертикально – стройнят.
Если фон светлый, рисунок теплый и достаточно крупный, то наблюдается эффект расширения.
Полнит и очень контрастный ближе к крупному рисунок из пятен.
Но в любом случае, этот рисунок к сужению фигуры имеет больше отношения, чем размытый, так как четко ограниченные пятна в свою очередь дают возможность более четко прорисовываться контурам фигуры.
Рисунок размытые пятна
Такая раскраска делают образ туманным, а контуры фигуры размытые. В светлых и даже средних расцветках – это полнит.
Не яркие размытые пятна, на темном фоне склоняются к эффекту сужения, за счет преобладания стройнящего цвета, но, тем не менее, этот рисунок будет сужать меньше однотонных темных, холодных тканей.
Характер рисунка ткани предопределяет конструкцию изделия. Все существующие цвета делятся на следующие цветовые ряды:
• Ряд хроматических цветов – цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их промежуточные цвета.
• Ряд ахроматических, бесцветных цветов: от белого до черного.
• Ряды от хроматических цветов к ахроматическим. Например: от красного к белому, от красного к серому, от красного к черному и т. д. Возможно гармоничное сочетание двух и трех цветов хроматического цветового круга. Красный, желтый и синий – основные цвета, их смешением можно получить все остальные цвета и оттенки. Красный и зеленый, желтый и синий – дополнительные цвета, при смешении они дают только белый или серый цвет. Существуют сочетания родственных цветов и сочетания контрастных цветов. Рассмотрим цветовой круг, построенный на двух парах дополнительных цветов: желто-синем и зелено-красном. В гармонии родственных цветов сочетаются оттенки цвета, расположенные вблизи друг от друга в пределах 1/4 части цветового круга. На рисунке даны схемы сочетаний пар родственных цветов
Сочетание пар родственных цветов
Контрастные цвета находятся друг против друга в противоположных четвертях. В двухцветной гармонии сочетается любая пара противолежащих секторов; в трехцветной – сочетаются три контрастных цвета (или их оттенки), лежащие на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Ахроматические цвета тоже образуют гармонии, кроме того, ахроматические цвета могут сочетаться и с хроматическими, например, белый с красным, серый с синим и т. д. Имея богатейшую гамму цветов, модельеры одежды должны учитывать, что цветовые тона по-разному воздействуют на человека и способствуют выявлению формы предмета (модели)
Известно, например, что такие цвета, как голубой и смежные с ним в спектре сине-зеленый и синий называют холодными, они связаны с представлением о куске льда, цвете воды и ее глубине, о воздушном пространстве. Холодные цвета на синем фоне не выделяются; чтобы сделать рельефным тот или иной узор, его окрашивают в теплый цвет – красный, оранжевый, желтый. Из хроматических цветов желтый цвет обладает большей способностью приближать предмет, а синий – удалять.
Холодные цвета являются отступающими призрительном восприятии, а теплые – выступающими. Красный же цвет, а также желтый и оранжевый, называют теплыми – они напоминают цвет огня. Яркие цвета, соответствующие чувству радости, торжества, широко применяют для нарядной одежды. Хорошо известно, что предмет, у которого верхняя часть светлого цвета, производит лучшее впечатление, чем когда сверху находится масса темного цвета. Кусочек светло-серой ткани на белом фоне кажется темнее, а на черном – светлее. На красном фоне он кажется позеленевшим цветом, на синем – пожелтевшим, на зеленом – покрасневшим. Приведенные примеры подтверждают значение цвета при создании одежды.
Вопросы для самоконтроля по теме «Фактура, рисунок цвет ткани»
1. Что означает фактура тканей?
2. Что определяет рисунок ткани?
3. Какие бывают цветовые ряды?
4. Какие существуют цветовые сочетания?
5. Какую роль играет цветовая гамма в выборе модели?
6. Как зрительная иллюзия влияет на выбор модели?
7. Какие цвета относятся к холодным тонам цветового круга?
8. Какие цвета относятся к теплым тонам цветового круга?
9. Какую роль играет цвет в костюме?
Рекомендуемая литература
1. Учебное пособие для вузов: лабораторный практикум по материаловедению швейного производства – 4-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова, Д. Г. Петропавловский и др. – М. : Легпромбытиздат, 1991. – 432 с. : ил.
2. Стельмашенко, В. И. Материаловедение швейного производства : учеб. для вузов / В. И. Стельмашенко, Т. В. Розаренова. – М. : Легпромбытиздат, 1987. – 224 с.
3. Основы текстильного производства : проб. учеб. пособие для учащихся 7–8 кл. сред. шк. /А. К. Изгородин, В. А. Юркова, А. К. Беляева и др. ; под ред. А. К. Изгородина. – М. : Просвещение, 1988. – 127 с. : ил.
4. Журавлева, И. Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик / И. Д. Журавлева. – М. : изд-во «Эксмо», 2004. – 176 с. ; ил. – (Серия «Академия мастерства»)
5. Перевертень, Г . И. Самоделки из текстильных материалов : кн. для учителя по внеклассной работе / Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с. : ил.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.