Занятие 2.
Деревья и кустарники осенью.
Задачи:
Ø расширять и активизировать словарный запас детей по теме;
Ø закреплять умение правильно употреблять в речи простые предлоги;
Ø развивать умение в практическом употреблении относительных прилагательных;
Ø учить составлять распространенные предложения.
Оборудование: предметные картинки по теме, схема дерева и кустарника.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения В.
Степанова
Чтобы сосны, липы, ели не болели,
зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий охраняет друг - лесничий.
Что охраняет лесничий?
2. Объявление темы. Сегодня мы с вами отправимся в осенний
лес. Но, чтобы нам туда попасть, нам надо закрыть глазки и сказать волшебные
слова: «Вокруг себя обернись и в осеннем лесу очутись». Вот мы и попали с вами
в осенний лес.
3. Вводная беседа.
Деревья
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
4. Игра: «Чтение схем».
Посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?
Дети: Это схема подходит дереву.
- А как вы догадались?
Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
- Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
Д: Это схема подходит кустарнику.
- Почему?
Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники?
Д: У деревьев и кустарников есть корни и листья.
А чем отличаются деревья и кустарники?
Д: У дерева один ствол, а у кустарника много.
4. Игра «Лиственное или хвойное?».
На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением
дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья — это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки — это хвойное дерево» и т.д.
5. Игра «Части дерева».
Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знает е.
На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: рябина, сосна. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют: «У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки», «У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды». Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.
6. Игра “Чей лист?”
Посмотрите, сколько на поляне под
деревьями листьев лежит. Давайте соберём осенний букет. Вот какой красивый
букет у нас получился!
Лист осины- осиновый
Лист дуба- ...
Лист сливы- ...
Лист смородины- ...
Лист клёна - ...
Лист ясеня- ...
Лист сирени-…
Лист барбариса-…
Иголки сосны-…
7. Дыхательное упражнение “ВЕТЕР”.
Послушайте ребята, как сильно
дует ветер. Как дует ветер? Ветер дует: с-с-с-…. Давайте мы тоже подуем на наши
листочки, возьмите по листочку. Делаем носиком вдох и выдыхаем воздух через
рот, произносим звук [c].
8 Физкультминутка «ЛЕС».
Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и
тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети
приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие.
Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо,
влево).
9. Игра “Кто где?”
Ответить на вопросы
логопеда по картинке. (На дереве, под деревом, за деревом, у дерева…).
10. Составь предложения из слов. Ребята,
смотрите, а на полянке еще что-то лежит? Что это? Карточки, а на них написаны
слова. Что мы можем с ними сделать? Прочитать и составить предложения.
Белка, сидеть, сосна, на.
Подосиновик, расти, осина, под.
Выкладывание схемы предложений.
Сколько слов в предложении? Назовите первое слово? Второе? Третье? Четвёртое?
Как пишется первое слово в предложении? Что ставим в конце предложения?
11. Итог занятия.
Подведение итогов занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.