Цель: уточнить и расширить знания воспитанника по теме «Весна»;
Коррекционно-образовательные задачи:
• расширить и активизировать словарь ребенка по данной теме;
• пополнить пассивный словарь.
Коррекционно-развивающие задачи:
• совершенствовать фонематическое восприятие;
• развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
• развитие Артикуляционной моторики
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе,
• учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
• развитие координации речи с движением,
• самомассаж,
• су-джок терапия.
Оборудование: кукла Салават в башкирском национальном костюме, ноутбук с презентацией, мяч су-джок, пособия для дыхательной гимнастики, дидактические пособия «Четвертый лишний», «Весенняя тетрадь», фломастеры.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Логопед: Доброе утро, Артем. Доброе утро, гости.
Наши умные головки будут думать много, ловко
Ушки будут слушать, ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Логопед: Ой, Артем, посмотри, кто к нам пришел в гости? Это Салават. Давай пригласим Салавата остаться у нас на занятии? Оставайся Салават, посмотри, как Артем будет хорошо заниматься.
Логопед: Сейчас я прочитаю тебе загадку, а ты отгадаешь ее и поймешь, о чем мы будем разговаривать сегодня на занятии.
(Логопед читает загадку)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …(Весна).
(ребенок договаривает: весна).
Догадался, о каком времени года мы будем говорить?
Ребенок: О весне.
Логопед: Правильно! О весне.
II. Основная часть.
Логопед: Артем, посмотри, перед тобой картинка с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: зима, весна, лето, осень). Определи, на какой картинке изображена весна. Как ты это понял?
Ответы ребенка. Например, на этой картинке изображена весна. Ребенок называет признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, прилетели птицы, дети надели весеннюю одежду и т. д.
Логопед: а теперь давай вспомним, какое время года было до весны? А какое будет после весны?
Логопед: Молодец, ты правильно подобрал слова.
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давай ощутим её прикосновение.
1. Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо - поглаживание.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание
2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую).
От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком).
Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание).
Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка).
Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики).
На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
3. Дыхательная гимнастика «Ветерок дует на солнышко»
Логопед: Артем, посмотри, на улице ярко светит солнышко, ветерок ласково дует на лучики солнца. Давай мы с тобой сейчас подуем на наше солнышко.
4. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Артем, а теперь будь внимателен. Я назову слова, а ты хлопни в ладоши, если услышишь слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, метель, снегопад, солнышко.
Логопед: Артем, ты знаешь, что обозначает слово проталины? (ответ ребенка)
Логопед: проталины – это места, где снег растаял, и стало видно землю.
Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать. (Логопед обращает внимание детей на су-джок)
5. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. Катать шарик по ладони вперед- назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
А там поляна — большая, круглая, красивая! Круговые движения шариком по ладони.
На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и-мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый, пятый. И он на другом берегу! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! Катать шарик по ладони вперед- назад.
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.
6. Упражнение "Раздели слово на слоги"
Логопед: Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках, и посчитаем, сколько слогов в слове (весна, капель, туча, трава, солнышко, ручей, облака, дерево, почки, проталины, сосульки, лужа)
7. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)
Логопед: Сейчас мы с тобой встанем, и сделаем физкультминутку.
За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки. Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку. А, едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. |
4 прыжка, держа руки на поясе Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки 4 прыжка Наклоны Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу ручки |
8. Упражнение "Что перепутал художник?"
Логопед: Артем, посмотри, какую картину нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?
9. Игра «Весной бывает – не бывает» (ребенок говорит «да» или «нет»)
Птицы вьют гнезда.
Листья желтеют и опадают.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Медведь ложится в спячку.
Солнышко светит все ярче.
Появляется первая травка.
Люди собирают урожай.
10. Зрительная гимнастика
Логопед: Солнышко хочет с тобой немного поиграть. А ты хочешь? Смотри за ним внимательно.
11. Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Давай внимательно посмотрим на картинки, и подумаем, какая картинка здесь лишняя.
12. Работа по Весенней тетради
Логопед: Сейчас предлагаю тебе поработать по весенней тетради.
Давай вспомним весенние месяцы. Чем они отличаются.
Логопед: Молодец, Артем! У тебя все очень хорошо получается.
III. Заключительная часть.
Логопед: Давай вспомним, о чем мы с тобой сегодня разговаривали. (Ответ ребенка).
Логопед: Тебе понравилось наше занятие? (Ответ ребенка). А что понравилось больше всего? А как ты думаешь, Салавату понравилось наше занятие? (Ответ ребенка).
Логопед: Хорошо! Наше занятие подошло к концу. Давай попрощаемся с Салаватом и гостями. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.