Конспект логопедического занятия для учащихся первого класса с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях"

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия. ГОУ ЯО Петровская школа интернат.docx

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Петровская школа-интернат»

 

 

 

 

Брисюк Елена Алексеевна,

учитель начальных классов,

логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Автоматизация [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [Л], учить правильно произносить звук Л в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; учить определять наличие звука в словах.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический   слух;   силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, мяч, свисток, мыльные пузыри, предметные картинки с изображением животных, карточки-задания,  карточки с заданием по чтению, разрезная картинка, запись музыки, схема характеристики звуков, воздушные шары, зерна кофе

Организационный момент

-Настал новый день. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохни через рот все обиды, злобу и огорчения. Начнём занятие!

Актуализация темы занятия

Закрой глаза и послушай музыку. Подумай, где можно её услышать?

-Как ты думаешь, где звучит такая музыка? (В цирке)

-Ты когда-нибудь был в цирке?

Сегодня на занятии, я предлагаю тебе побывать в роли цирковых артистов и выполнить мои задания. Готов?

Перед тобой лежит разрезная картинка. Собери её.

-Как ты думаешь, кто это? (Клоун)

-Клоун – самый весёлый и главный артист цирка.

-Подумай, какой второй звук в слове КЛОУН? (Звук [Л])

-Как ты думаешь, над каким звуком мы будем сегодня работать? (Над звуком [Л])

Да, мы будем стараться произносить звук [Л] правильно и красиво в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Развитие длительного и плавного выдоха

Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?

-Что это? (Мыльные пузыри)

-Ты любишь надувать мыльные пузыри?

Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

-Молодец!

Артикуляционная гимнастика

Чтобы хорошо проговаривать звуки, что необходимо выполнять? (Гимнастику для губ и языка)

Раз мы в цирке, давай покажем всем, кого и что можно здесь увидеть:

В цирке есть:

Клоун, который всем улыбается – Выполним упражнение «Улыбочка».

Под счёт 1-5.

В цирке выступают слоны. Выполним упражнение «Хоботок».

Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье. Упражнение «Вкусное варенье».

А сейчас мы почистить зубки. Упражнение «Почисти зубки».

Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты. Упражнение «Качели».

В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление  «Лошадки». Лошадки скачут по круги и громко цокают.

!Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

-Молодец!

Характеристика звука

Мы подготовили наш язычок к работе.

-Произнеси правильно звук [Л].

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

А губки улыбаются.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

[Л] - получится певучий, плавный, ласковый и звучный

Произнесение изолированного звука

-Произнеси звук  [Л] три раза. Старайся следить за правильным произношением звука [Л].

-По схеме дай характеристику звуку [Л]. (Согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синей фишкой)

Развитие фонематического слуха

-Отгадав загадку, ты узнаешь, в кого ты превратишься.

В воздух он мячи кидает.
Знаем точно: все поймает,
Не уронит ни один,
В цирке он такой один.
(Картинка – жонглер)

-Правильно, это жонглер!

Задание 1: Посмотри, сколько у меня разноцветных мячей.

-Произнеси слог ЛА столько раз, сколько жёЛтых мячей.

-Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько беЛых мячей.

-Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько гоЛубых мячей.

-Молодец, справился с заданием.

Задание 2: Сейчас я буду произносить слова. Как только ты услышишь  слово со звуком [Л] – посвисти в свисток.

сон – слон, глаз - газ, пот – плот, сух – слух, слова - сова, куб – клуб.

-Хорошо, продолжаем.

Задание 3: Посмотри, какие картинки я для тебя приготовила. Положи перед собой только те, в которых слышится звук [Л].

лошадь тигр лось слон собака белка волк козел осел лев

-Что объединяет эти картинки? (Это животные)

-Да, в цирке можно увидеть выступления разных животных.

-Назови ещё раз этих животных, чётко выделяя звук [Л].

Развитие звукового анализа

А сейчас необычная загадка – музыкальная. Послушай, о какой цирковой профессии поётся в песне?

-Какие слова тебе указали на профессию дрессировщик? (Тигры у ног моих сели, огненное кольцо, «ап» - команда, подаваемая дрессировщиками к выполнению или завершению упражнения. (Картинка – дрессировщик)

-Превращаю тебя  в дрессировщика.

На арене цирка выступают дрессированные белки. Они по команде перекладывает картинки в три корзинки.

•        Первая корзинка для картинок, где звук [Л] в начале слова,

•        вторая - для картинок, где звук [Л] - в середине,

•        а третья - для картинок, где звук [Л] в конце слова.

-Давай поможем белкам.

Задание: Определи место звука [Л]  в словах и положи в корзинки

Лошадь Лось

Слон Белка Волк

Козел Осел

-Проверяем.

Молодец, ты успешно справился с заданием и мы продолжаем.

-О ком идёт речь?

В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! (Картинка – фокусник)

-Что делает фокусник? (Показывает фокусы)

Предлагаю тебе стать фокусником. Фокусник умеет один предмет превращать в несколько.

Задание 1: Посчитай

1 белка – 3 белки – 5 белок. 1 слон – 3 слона – 5 слонов

1 лошадь – 3 лошади – 5 лошадей. 1 осёл – 3 осла – 5 ослов

1козёл – 3 козла – 5 козлов. 1 волк – 3 волка – 5 волков

Задание 2: Преврати как фокусник большие предметы в маленькие. (Игра с  мячом).

Слон – слоник, слонёнок. Белка – белочка. Лошадь – лошадка. Лось – лосёнок. Волк – волчонок.

Физкультминутка

Акробаты очень ловкие. У них сильные мышцы. Сейчас мы как акробаты разомнемся.

-О ком идёт речь?

По канату прошагает.

Может выгнуться дугой.

Будет прыгать, кувыркаться,

Ловко сядет на шпагат.

Здесь не трудно догадаться

Он умелый….(Акробат). Картинка

-А сейчас я предлагаю тебе превратиться в самого весёлого артиста цирка, который много шутит и веселит людей.

-Кто же это? Конечно, это клоун.

-Но наш клоун такой рассеянный, он пролил всю краску на картинки с животными.

Задание: Посмотри на них и скажи, какого цвета они стали?

Белая белка, жёлтая лошадь, белый слон, голубой лось, голубой волк,

жёлтый козёл, голубой осёл

Буква Л.

-Какой буквой на письме обозначается звук [Л]? (Буквой Л) (Выставляется буква).

-На что похожа буква Л? (лестница, крыша дома, шалаш, горка)

Буква Л решила поиграть с тобой в прятки.

Задание 1: Найди все буквы Л на картинках, покажите их и произнеси.  Игра «Найдите букву Л на картинке».

Задание 2: Выложи печатную большую букву Л из зёрен кофе. Обведи пальцем 2 раза.

Упражнение детей в подборе антонимов

-А сейчас тебе нужно будет прочитать два предложения и закончить их словами-неприятелями, т.е словами –противоположными по смыслу.

Лошадь бывает чёрная, а бывает _________.

Волк бывает сытым, а бывает ___________.

Итог занятия и рефлексия деятельности

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир цирка.

-Слова с каким звуком мы повторяли?

-Названия каких животных со звуком [Л] ты запомнил?

-Какие ты запомнил цирковые профессии?

Если у тебя всё получилось на занятии – выбери воздушный шарик голубого цвета.

Если что-то сегодня не получилось – возьми жёлтый шарик.

А если было очень скучно, то - белый.

 

Список литературы:

1.   Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет. Спивак Е.Н. -М.: Издательство Гном и Д, 2007. -88с.

2.   Антонимы. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста: пособие для педагогов. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. –М.: Издательство «Гном и Д», 2008. -98с.

3.   Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей. Н.В. Новоторцева. –Ярославль, ООО «Академия развития», 20123. -96с.

4.   Учим ребёнка говорить и читать.  Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, III периоды обучения. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. -М.: Издательство Гном и Д, 20008,-112с.

5.   Т.А. Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. -М.: Владос, 2005.

6.   Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2004.

7.   М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Просвещение,1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 6

 

Логопед: Фокусник умеет один предмет превращать в несколько.

Задание: Посчитай

1 белка – 3 белки – 5 белок

1 слон – 3 слона – 5 слонов

1 лошадь – 3 лошади – 5 лошадей

1 осёл – 3 осла – 5 ослов

1козёл – 3 козла – 5 козлов

1 волк – 3 волка – 5 волков

 

1,3

,5
5
3

,5
1
3
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1

,5

,