Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса на тему «Дифференциация [В]-[Ф]»
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [В]-[Ф], соотносить их с буквами «в», «ф» (учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов, слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Здоровьесберегающие:
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки, образцы правильного написания букв, мяч, индивидуальные карточки с заданиями, яблоко для рефлексии с магнитами-смайликами.
Ход занятия
Логопед: Прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
Логопед: Попробуйте разгадать загадки.
Сероватый, зубоватый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
Дети: Волк
Логопед: Молодцы!
Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран
Эти вкусные продукты вместе все зовутся ……
Дети: Фрукты.
Логопед: Умнички! С каких звуков начинаются отгадки?
Дети: [в] и [ф]
Логопед: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Дети: Мы будем учиться различать эти звуки.
Логопед: Правильно. Скажите, пожалуйста, какие органы участвуют в произношении звуков [в] и [вь]?
Дети: Губки, зубки и язык.
Логопед: Молодцы! А в произношении звуков [ф] и [фь]?
Дети: Тоже губки, зубки и язык.
Логопед: Что можно сказать о звуках [в] -[вь] и [ф] -[фь]?
Дети: Они похожи.
Логопед: А давайте попробуем понять, чем они отличаются. Положите ручку на горлышко и попробуйте произнести звуки [в] -[вь] и [ф] -[фь]. Как мы произносим звуки [в] -[вь]?
Дети: С помощью голоса.
Логопед: Да. Это звонкие согласные. А как мы произносим звуки [ф] -[фь]?
Дети: Без голоса.
Логопед: Правильно. И это глухие согласные. А какой буквой мы обозначим звуки [в] -[вь]?
Дети: Буквой «вэ».
Логопед: А звуки [ф] -[фь]?
Дети: Буквой «эф».
Логопед: Хорошо. Давайте вспомним, как пишутся эти буквы. Откройте тетради, запишите число.
Дети: С заглавной буквы, потому что это имя собственное.
Логопед: Молодцы! Пропишите заглавную и строчную буквы Ф, ф на новой строчке
3. «Поймай звук».
Звуки: ф, р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.
Слоги: па, ка, ва, са, но, фо, ну, ву, ты, фы.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
4. Игра «Собери слова».
Старичок Звуковичок разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова , добавляя слоги: - вы или – фы:
шка-…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
5. Игра «Наоборот»
Логопед. Внимательно послушайте, какой слог я назову и замените его ([в] на [ф] и наоборот)
Ва-? (фа), во - …, фу - …, фи - …, вы - …
А теперь в словах:
Ваня - …, вазы - …, вены - …, вон - …, вата - …
Логопед. Молодцы! Ушки у вас внимательные. А глазки? Сейчас проверим. Нужно распределить картинки на 2 группы: со звуками [в] или [вь] под буквой «В», со звуками [ф] или [фь] под буквой «Ф». (волк, одуванчик, воробей, корова, дельфин, жираф, фрукты, филин)
А теперь, давайте вспомним, какие были отгадки в начале урока? Среди этих картинок они есть. Со звуком [ф] какая?
Дети. Фрукты.
Логопед. А со звуком [в]?
Дети. Волк.
Логопед. А каких детенышей искал волк в загадке? (телят, ягнят) Телята это чьи детеныши?
Дети. Коровы.
Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного?
Дети. [в]
Логопед. А ягнята это чьи детеныши?
Дети. Овцы.
Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного?
Дети. [ф]
Логопед. А как называются детеныши волка? (волчата) А мама волчат? (волчица) А хвост волка это чей хвост? (волчий) А лапа? (волчья) А ухо? (волчье) А глаза? (волчьи) Молодцы!
Игра «Начало, середина, конец»
Логопед: Если звук [в] в начале слова поднимаем ручки вверх, если в середине – на пояс, если в конце – то ручки вниз.
Речевой материал: вата, ива, ваза, квас, Ваня, совы, волк, хвост.
Логопед. Скажите, пожалуйста, где нам не встретился звук [в] ни разу?
Дети. В конце слова.
Логопед. А как вы думаете, почему?
Дети. В конце слова звук оглушается, и превращается в [ф].
Логопед. Правильно. И иногда дети могут обозначать неправильной буквой звук, который оглушается. Для того, чтобы узнать, какой на самом звук прячется и какой буквой его обозначить, надо превратить один предмет в несколько. Например: удав (мы слышим звук [ф]) – а когда их несколько, они называются?...
Дети. Удавы.
Логопед. И значит, какую букву мы напишем в конце слова «удав»?
Дети. Букву «В».
Логопед. Хорошо. А теперь слово «рыболов». Это один, а когда их несколько?
Дети. Рыболовы, напишем букву «В».
Логопед. Жираф один, а когда их несколько?
Дети. Жирафы. В конце напишем букву «Ф».
Логопед. Умнички!
Логопед. Вы хорошо нашли спрятавшийся звук [в] в конце слова. А теперь, надо найти спрятавшееся слово среди букв. На каждой строчке спряталось одно слово. Из букв, которые отличаются, составьте слово.
и к р Ф с т н О л м Н п д А х з Р ц ж Ь п р
щ д С к л е В д т ъ Е х э ж Т а у й И ь т о Т
д р ь В о г л А щ д з э х Н и т с ы Е ю д з л
к н з О в а н п К т р ы ч Н л о ш у к О т р г
Слова: фонарь, светит, Ване, окно.
Логопед. Какое предложение можно составить с этими словами?
Дети. Фонарь светит Ване в окно.
Логопед. Какое маленькое слово вы добавили, чтоб предложение стало красиво звучать?
Дети. Маленькое слово «В».
Логопед. Да, Видите, звук [в] может даже быть целым словом, без которого предложение не получается. И это слово надо писать отдельно. Запишите в тетрадь с новой строки предложение - Фонарь светит Ване в окно. Как запишем первое слово в предложении?
Дети. С заглавной буквы.
Логопед. Какое еще слово запишем с заглавной буквы?
Дети. Ване, потому что это имя собственное.
Логопед. Что поставим в конце предложения?
Дети. В конце предложения поставим точку.
Логопед. На доске образец, спишите предложение без ошибок.
Логопед. На новой строчке сделайте звуковой анализ слова «фонарь».
Сколько звуков в слове? (5). Сколько букв? (6) Почему? (Потому что мягкий знак не обозначает никакого звука, а указывает на мягкость предыдущего согласного) Сколько гласных? (2) Какие? (а-а). Сколько слогов? (2) Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Отхлопайте слоги в слове «фонарь». Разделите слово на слоги простым карандашом. Позовите слово, чтоб я услышала ударение. ([фанАрь]) Поставьте ударение. Назовите мягкие согласные в этом слове ([рь]) Назовите твердые согласные в этом слове. ([ф], [н]). Молодцы!!!
Логопед. С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи? Чем отличаются? Какие задания выполняли? Что показалось трудным? Какое задание понравилось больше всего? Как проверить, какой звук спрятался в конце слова? Когда пишется заглавная буква? Что ставится в конце предложения? Молодцы
2. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!
1. «Улыбочка». 2. «Трубочка». 3. «Заборчик». 4. «Чистим зубки». 5. «Лошадка». 6. «Орешек».
3. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).
Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф?
Сходство: эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.
8. Физминутка «Звериная зарядка».
– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
10. Речевая разминка
- Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
12. Игра «Что лишнее?»
Найди лишнее слово ( по наличию звуков [в] или [ф]:
кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота)
сова, ванна, диван, фокусник (фокусник)
фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)
волк, фазан, ворона, сова (фазан)
фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)
Итог занятия
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Как они называются? (Парные согласные)
- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.
- Какие задания вам понравились?
- Благодарю всех за работу, до свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.