Конспект логопедического занятия на тему дифференциации в-ф

  • doc
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса на тему Дифференц в-ф.doc

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса на тему «Дифференциация [В]-[Ф]»

Цель: формировать умение  дифференцировать  звуки [В]-[Ф], соотносить их с буквами  «в», «ф» (учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов, слов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить сравнивать  акустико-артикуляционную характеристику звуков [в]-[ф].
  2. Формировать  навыки устной и письменной речи.
  3. Закреплять правописание заглавной буквы в именах собственных и  начале предложения.
  4. Закреплять правописание предлогов и сомнительной согласной в конце слова.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  2. Учить дифференцировать звуки [в] – [ф] изолированно, в слогах,  словах, в предложении на слух и правильно обозначать их на письме.
  3. Развивать фонематический и слоговой  анализ и синтез.
  4. Развивать общую моторику.
  5. Развивать грамматический строй речи (формировать навыки словообразования и словоизменения).
  6. Развивать правильное дыхание и четкость дикции на материале скороговорок.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Учить умению внимательно выслушивать ответы товарищей.
  2. Формировать навык самоконтроля.
  3. Формировать коммуникативные навыки.
  4. Обогащать представления об окружающем мире.
  5. Учить адекватно оценивать результаты своей деятельности на уроке.

Здоровьесберегающие:

  1. планировать объем материала с учетом возрастной нормы
  2.  следить за соблюдением правильной рабочей позы учащимися
  3.  соблюдать нормы освещенности  в учебном помещении
  4. своевременно и целесообразно проводить  динамические паузы

Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки, образцы правильного написания букв,  мяч, индивидуальные карточки с заданиями, яблоко для рефлексии с магнитами-смайликами.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

  1. Постановка цели урока

Логопед: Попробуйте разгадать загадки.

Сероватый, зубоватый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

Дети: Волк

Логопед: Молодцы!

Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран

Эти вкусные продукты вместе все зовутся ……

Дети: Фрукты.

Логопед: Умнички! С каких звуков начинаются отгадки?

Дети: [в]  и [ф]

Логопед: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

Дети: Мы будем учиться различать эти звуки.

Логопед: Правильно. Скажите, пожалуйста, какие органы участвуют в произношении звуков [в] и  [вь]?

Дети: Губки, зубки и язык.

Логопед: Молодцы! А в произношении звуков [ф] и  [фь]?

Дети: Тоже губки, зубки и язык.

Логопед: Что можно сказать о звуках [в] -[вь] и  [ф] -[фь]?

Дети: Они похожи.

Логопед: А давайте попробуем понять, чем они отличаются. Положите ручку на горлышко и попробуйте произнести звуки [в] -[вь] и  [ф] -[фь].  Как мы произносим звуки [в] -[вь]?

Дети: С помощью голоса.

Логопед: Да. Это звонкие согласные. А как мы произносим звуки [ф] -[фь]?

Дети: Без голоса.

Логопед: Правильно. И это глухие согласные. А какой буквой мы обозначим звуки [в] -[вь]?

Дети: Буквой «вэ».

Логопед: А звуки [ф] -[фь]?

Дети: Буквой «эф».

Логопед: Хорошо. Давайте вспомним, как пишутся эти буквы. Откройте тетради, запишите число.

Дети: С заглавной буквы, потому что это имя собственное.

Логопед: Молодцы! Пропишите заглавную и строчную буквы Ф, ф на новой строчке

Изображение 018,Изображение 018

 

3. «Поймай звук».

Звуки: ф,  р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.

Слоги: па, ка, ва,  са, но, фо, ну, ву, ты, фы.

Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.

 4.   Игра «Собери слова».

Старичок Звуковичок  разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова ,  добавляя слоги: - вы или – фы:

шка-…,  тык- …,  голь-…,   жира-…,  бук-…,  тра-…,  шар-…

5. Игра «Наоборот»

Логопед. Внимательно послушайте, какой слог я назову и замените его ([в]  на [ф] и наоборот)

Ва-? (фа), во - …, фу - …, фи - …, вы - …

А теперь в словах:                                 

Ваня - …, вазы - …, вены - …, вон - …, вата - …

  1. Развитие фонематического анализа и грамматического строя речи

Логопед. Молодцы! Ушки у вас внимательные. А глазки? Сейчас проверим. Нужно распределить картинки на 2 группы:  со звуками [в] или  [вь] под буквой «В», со звуками  [ф] или  [фь] под буквой «Ф». (волк, одуванчик, воробей, корова, дельфин, жираф, фрукты, филин)

А теперь, давайте вспомним, какие были отгадки в начале урока? Среди этих картинок они есть. Со звуком [ф] какая?

Дети. Фрукты.

Логопед. А со звуком [в]?

Дети. Волк.

Логопед. А каких детенышей искал волк в загадке? (телят, ягнят) Телята это чьи детеныши?

Дети. Коровы.

Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного?

Дети. [в]

Логопед. А ягнята это чьи детеныши?

Дети. Овцы.

Логопед. Какой звук занятия в названии этого животного?

Дети. [ф]

Логопед. А как называются детеныши волка? (волчата) А мама волчат? (волчица) А хвост волка это чей хвост? (волчий) А лапа? (волчья) А ухо? (волчье) А глаза? (волчьи) Молодцы!

  1. Динамическая пауза

Игра «Начало, середина, конец»

Логопед: Если звук  [в] в начале слова поднимаем ручки вверх, если в середине – на пояс, если в конце – то ручки вниз.

Речевой материал: вата, ива, ваза, квас, Ваня, совы, волк, хвост.

Логопед. Скажите, пожалуйста, где нам не встретился звук [в] ни разу?

Дети. В конце слова.

Логопед. А как вы думаете, почему?

Дети. В конце слова звук оглушается, и превращается в  [ф].

Логопед. Правильно. И иногда дети могут обозначать неправильной буквой звук, который оглушается. Для того, чтобы узнать, какой на самом звук прячется и какой буквой его обозначить, надо превратить один предмет в несколько. Например: удав (мы слышим звук [ф]) – а когда их несколько, они называются?...

Дети. Удавы.

Логопед. И значит, какую букву мы напишем в конце слова «удав»?

Дети. Букву «В».

Логопед. Хорошо. А теперь слово «рыболов». Это один, а когда их несколько?

Дети. Рыболовы, напишем букву «В».

Логопед. Жираф один, а когда их несколько?

Дети. Жирафы. В конце напишем букву «Ф».

Логопед. Умнички!

  1. Работа с предложением

Логопед. Вы хорошо нашли спрятавшийся звук [в] в конце слова. А теперь, надо найти спрятавшееся слово среди букв. На каждой строчке  спряталось одно слово. Из букв, которые отличаются, составьте слово.

и к р Ф с т н О л м Н п д А х з Р ц ж Ь п р

 щ  д С к л е В д т ъ Е х э ж Т а у й И ь т о Т

д р ь В о г л А щ д з э х Н и т с ы Е ю д з л

к н з О в а н п К т р ы ч Н л о ш у к О т р г

Слова: фонарь, светит, Ване, окно.

Логопед. Какое предложение можно составить с этими словами?

Дети. Фонарь светит Ване в окно.

Логопед. Какое маленькое слово вы добавили, чтоб предложение стало красиво звучать?

Дети. Маленькое слово «В».

Логопед. Да, Видите, звук [в] может даже быть целым словом, без которого предложение не получается. И это слово надо писать отдельно. Запишите в тетрадь с новой строки предложение - Фонарь светит Ване в окно.  Как запишем первое слово в предложении?

Дети. С заглавной буквы.

Логопед. Какое еще слово запишем с заглавной буквы?

Дети. Ване, потому что это имя собственное.

Логопед. Что поставим в конце предложения?

Дети. В конце предложения поставим точку.

Логопед. На доске образец, спишите предложение без ошибок.

Логопед. На новой строчке сделайте звуковой анализ слова «фонарь».

Сколько звуков в слове? (5). Сколько букв? (6) Почему? (Потому что мягкий знак не обозначает никакого звука, а указывает на мягкость предыдущего согласного) Сколько гласных? (2) Какие?  (а-а). Сколько слогов? (2) Почему? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). Отхлопайте слоги в слове «фонарь». Разделите слово на слоги простым карандашом. Позовите слово, чтоб я услышала ударение. ([фанАрь])  Поставьте ударение. Назовите мягкие согласные в этом слове ([рь]) Назовите твердые согласные в этом слове. ([ф], [н]). Молодцы!!!

  1. Итог занятия. Рефлексия

Логопед.  С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи? Чем отличаются? Какие задания выполняли? Что показалось трудным? Какое задание понравилось больше всего? Как проверить, какой звук спрятался в конце слова? Когда пишется заглавная буква? Что ставится в конце предложения? Молодцы

 

 

 2. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!

1. «Улыбочка». 2. «Трубочка». 3. «Заборчик». 4. «Чистим зубки». 5. «Лошадка». 6. «Орешек».

3.  Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).

  Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф?

Сходство: эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных  в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.

8. Физминутка «Звериная зарядка».

– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками  и выполним те движения, которые делают они.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться, (потянуться)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть.

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)

 А кому зарядки мало – начинает все сначала.


  10.  Речевая разминка      

- Повторяете за мной  чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

12. Игра «Что лишнее?»

Найди лишнее слово ( по наличию звуков [в] или [ф]:

кофта, фартук, ворота, фонарик  (ворота)

сова, ванна, диван, фокусник  (фокусник)

фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)

волк, фазан, ворона, сова (фазан)

фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)

Итог занятия

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Как они называются? (Парные согласные)

- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.

- Какие задания вам понравились?                  

- Благодарю всех за работу, до свидания!