Конспект логопедического занятия
учителя-логопеда МАОУ «СОШ №30 г. Йошкар-Олы»
Равчеевой М,В,
Тема: Звук [Ч’], буква Ч3
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;
- научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
-закреплять правильный графический образ буквы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;
-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
-развивать внимание, память;
-упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы одноклассников; создавать атмосферу дружеского общения.
Оборудование: тетради, ручки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок. Урок интересный, познавательный, чтоб учились все просто замечательно!
2. Развитие артикуляционной моторики.
«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.
«Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.
«Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз .
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.
Что за чудо?
Что за чудо?
Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги.
Кто же это?
Дети: Черепаха.
Логопед: Какой звук слышим в начале слова?
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч’] и буквой Ч, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.
5. Уточнение артикуляции звука.
Как мчится паровоз?
Дети произносят звук [Ч’]
Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч’]
Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».
Как расположены зубы? Зубы сближены.
Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.
Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.
6. Характеристика звука Ч.
Логопед: Звук [Ч’] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Определите, звук [Ч’] – звонкий или глухой.
Дети: Горлышко молчит. Значит, звук [Ч’] – глухой.
Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук [Ч’] – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.
7. Определение звука в слове.
Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [Ч’].
Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.
8. Определение места звука в слове.
Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.
9. Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)
Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».
Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.
У волчицы – волчоночек
У ёжихи – ежоночек.
У медведя – медвежоночек.
У белки – бельчоночек.
12.Физкультминутка.
Захотела рыба-меч
Воду на двое рассечь
Раз – сечет, два – сечет
А вода себе течет
13. Знакомство с буквой Ч.
Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук –[Ч’] это буква Ч.
Посмотрите, на что похожа эта буква?
Ч похожа на четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:
«Ча-ча-ча-ча!».
«Наша печка горяча».
Чу-чу-чу-чу!
«На ракете я лечу!»
Оч-оч-оч-оч!
«Наступила ночь»
Чи-чи-чи-чи!
«Испекли мы калачи».
17. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии?
Какой это звук?
Какие слова начинаютеся на звук [Ч’] -?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.