Конспект логопедического занятия на тему:"Звук [ч'], буква Ч"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект поможет учителю-логопеду успешно провести занятие с детьми с ОНР и ЗПР в 1 классе
Иконка файла материала Конспект занятия Звук и букваЧ.doc

Конспект логопедического занятия

учителя-логопеда МАОУ «СОШ №30 г. Йошкар-Олы»

Равчеевой М,В,

Тема: Звук [Ч’], буква Ч3

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

- научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

-закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-развивать внимание, память;

-упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы одноклассников; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. Урок интересный, познавательный, чтоб учились все  просто замечательно!

2. Развитие артикуляционной моторики.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

«Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

«Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз .

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?

Что за чудо?

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Кто же это?

Дети: Черепаха. 

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч’] и буквой Ч, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук  [Ч’]

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука  [Ч’]

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч.

Логопед: Звук  [Ч’]  гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Определите, звук  [Ч’] – звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук  [Ч’] – глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук  [Ч’] – всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок – обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [Ч’].

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы – волчоночек

У ёжихи – ежоночек.

У медведя – медвежоночек.

У белки – бельчоночек.

12.Физкультминутка.

Захотела рыба-меч

Воду на двое рассечь

Раз – сечет, два – сечет

А вода себе течет

13. Знакомство с буквой Ч.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук  –[Ч’]  это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Ча-ча-ча-ча!».

«Наша печка горяча».

Чу-чу-чу-чу!

«На ракете я лечу!»

Оч-оч-оч-оч!

«Наступила ночь»

Чи-чи-чи-чи!

«Испекли мы калачи».

17. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии?

Какой это звук?

Какие слова начинаютеся на звук [Ч’] -?