Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему «Дифференциация з-ж»
Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв З - Ж.
Задачи:
Образовательные:
· учить различать звуки и буквы З – Ж в слогах, словах;
· учить выделять звуки [з] и [ж] из слогов и слов и различать их в речи;
· обогащать словарь качественных прилагательных и глаголов;
· воспитывать языковое чутье путем практического овладения навыками образования слов при помощи суффиксов: образования существительных с уменьшительно-ласкательными, качественных прилагательных;
· закреплять словарный запас по теме «Дикие животные»;
· совершенствовать навык чтения.
Коррекционные:
· закреплять правильную артикуляцию звуков [з] и [ж];
· развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками [з] и [ж] ;
· корригировать зрительное и слуховое восприятие;
· развивать учебно-познавательную мотивацию.
Воспитательные:
· воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
· формировать уважительное отношение к отвечающим.
Оборудование: Предметные картинки, карточки с буквами-символами, слоговая таблица, корзинки, компьютерная презентация, массажные мячики.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
- Здравствуйте дети! Начнем наше занятие с загадок.
Что за зверь
лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)
Сердитый
недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Ежик)
- Дети, где можно встретить этих животных? (В лесу) Какое сейчас время года? (Зима) Зимой в лесу зайца мы можем встретить, а ежа нет, потому что зимой он спит. А сейчас закройте глазки и представьте, что вы оказались в летнем лесу. (Звуки леса).
- Представили? А теперь вместе с нашими героями погуляем по лесу и покажем им чему мы научились в школе.
II.Сообщение темы занятия.
1. Вводная беседа.
- Каких животных вы можете встретить летом в лесу? (Заяц, медведь, лось, волк, лиса и т.п.). Как одним словом назвать всех, кого вы перечислили? (Звери). А, кроме зверей, кого еще можно увидеть в лесу? (Птиц, жуков, стрекоз, мух и т.д)
-А какие звуки вы слышали в лесу летом? (пение птиц, звуки, издаваемые насекомыми)
Слайд 1.
- Послушайте, кто может произносить эти звуки?
- Ребята, повторите, как жужжит жук? (Ж-Ж-Ж). А как звенит комар? (3-3-3).
2. Постановка целей и определение темы занятия.
- Как вы уже догадались, сегодня, мы будем учиться различать, правильно произносить звуки [Ж], [З] и читать слоги с буквами «Ж», «З».
III. Артикуляционная гимнастика.
Давайте сделаем зарядку для наших губ и языка, чтобы правильно произносить звуки.
· Для губ:
- «лягушка-слоник»
- «окошко»
· Для языка:
- «чистим зубки»
- «вкусное варенье»
- «качели»
- «чашечка»
Хорошо. Теперь мы будем четко и красиво говорить звуки [З], [Ж].
IV. Основная часть.
1. Характеристика звуков. Работа над звукопроизношением.
Установление сходства и различия между звуками. Сравнение артикуляций звуков З и Ж.
Логопед: Давайте посмотрим, что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук Ж?
Дети: Губы слегка округлены, зубы сближены, язык в форме «чашечки», за верхними зубами.
Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук З?
Дети: Губы улыбаются. Зубы сближены, язык в форме «горочки», за нижними зубами.
Дети рукой изображают положение языка при произнесении звуков З и Ж и одновременно произносят эти звуки перед зеркалом.
Изолированное произношение звуков з - ж
Дидактическое упражнение «Угадай и произнеси звук» (по жесту)
- А теперь поиграем.
«Жуки и комары».
-Теперь давайте поиграем. Когда я скажу: «В лес прилетели комары». Вы звените и показываете комара. А когда я скажу: «В лес приползли жуки». Вы жужжите и показываете жука.
- Молодцы, справились с заданием. Зайцу и ежику понравилась ваша работа. Продолжим работу.
Игра «Эхо».
Послушайте внимательно и повторите за мной:
За – за – жа
Зу – жу – зу
Жо – жо – зо
Чистоговорки.
жа, жа, за — вот идет коза
за, за, жа — мы видели ежа
жу, зу, зу — мы ведем козу
зу, жу, жу — на лужок хожу
зы, зы, зы — новые тазы
жи, жи, жи — у меня ножи
- Мы справились с заданием. Идем дальше.
2. Развитие фонематического слуха.
«Покажи нужную букву»:
Выделение звуков З и Ж из ряда слогов, слов. На звук З дети поднимают символ звука З - комара, на звук Ж - жука.
- Я буду произносить слоги, слова. Если вы услышите звук З – поднимите карточку с изображением комара, если услышите звук Ж – поднимите каточку с изображение жука.
Слоги: ма, жа, ро, зо, ту, жу, лу, зу, то, жо.
Слова: дети, жаба, мыло, зубр, журавли, дом, забор, жаворонок.
3. Зрительная гимнастика (электронная физминутка для глаз)
4. Чтение слоговых таблиц.
- А сейчас, давайте покажем зайчику и ежику, как вы умеете читать слоги с буквами З и Ж.
За – жа
Зу – жу
Зо – жо
Жа - за
Жу - зу
Жо - зо
- Звери очень довольны вашей работой. А теперь давайте отдохнем вместе с нашими героями.
5. Развитие мелкой моторики
С мячом (приложение) – «Ежик»
Физминутка
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз — согнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Продолжим нашу прогулку.
6. Работа со звуками З, Ж на уровне слова
1) Разложить грибы в корзинки
- Мы вышли на грибную поляну. Поможем зайчику и ежику собрать грибы. У вас на столах лежат грибы. (У каждого ребенка на столе лежит изображение гриба, на обороте которого наклеена картинка: роза, дождь, зонт, жаба, лыжник, крыжовник, телевизор, ножницы, ваза, береза, стрекоза)
- На обратной стороне гриба есть картинки. Что изображено на картинках? В этих словах спрятались звуки З и Ж. Так вот, картинку со звуком З – положите в корзинку зайчику, а со звуком Ж – ежику.
- Каждый из вас выходит, называет свою картинку и кладет свой гриб в корзину.
- Давайте еще раз перечислим, какие грибы-картинки собрал зайчик? Какие ежик?
Хорошо! Заяц и ежик довольны находкой!
2)Игра «Закончи начатое».
Посмотри, какая груша!
Очень хочешь ее скушать?
Да! Но как войти во двор?
Перелезь через ….(забор).
- Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав, а потому, что он … (жираф).
Этажи и этажи…
Как зовется? Подскажи!
- Трудное задание:
Это дом иль … (здание).
3) Игра «Четвертый лишний»
Слайд
Жаба, жук, жираф, зонт
Зуб, зонт, забор, желуди
4) Игра-упражнение «Детеныши животных».
Слайд
Назовите детенышей животных: еж – ежонок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок
5) Согласование прилагательных с существительными
Железный гвоздь, …забор, …замок, … танк, … пружина, … щипцы.
6) «Повтори без ошибки»
Забежать, жизнь, железо, заржаветь, зажать.
8) Согласование числительных с существительными
- Итак, наша прогулка подошла к концу. Мы отправляемся домой, а ежик и заяц в лес. По пути домой они нашли много интересных и нужных вещей. Что нашли ежик и зайчик? (составление словосочетаний, предложений)
Слайд
V. Итог.
- Чему мы учились на занятии?
- Что было самым интересным на занятии? А что вызвало затруднения?
Рефлексия (выбрать смайлик).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.