Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39 «Золотая рыбка» города Георгиевска»
Конспект
логопедического
занятия
«В Стране Сказок»
Подготовительная группа для детей с ТНР
Подготовила учитель-логопед
Шинкаренко Т.И.
2023 год
Тема: В Стране Сказок.
Коррекционно-образовательные цели. Развивать фонематические представления через сказку: выделение начального согласного, характеристика звуков, дифференциация твердых и мягких звуков. Совершенствование навыков слогового анализа слов, навыков чтения и выкладывания. Закрепление представлений «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».
Коррекционно-развивающие цели. Развивать умение изменять силу, высоту, тембр голоса в зависимости от характера сказочного персонажа, развивать интонационную выразительность речи. Развивать слуховое восприятие, память, смекалку, логическое мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, сопереживания героям сказок.
Оборудование: лепестки с загадками для создания волшебного цветка, иллюстрация к сказке «Теремок», предметные картинки с изображением героев сказки «Теремок» на магнитах, магнитная азбука, мягкие игрушки лиса и заяц, перфокарты «Рассели животных в домики», кукла би-ба-бо Незнайка, шифрограммы, царевна-лягушка, Иван-царевич, макет болота с кочками, шапочки для персонажей сказки «Три медведя», символы частей речи для выкладывания схемы предложения, простые карандаши, раскраски.
Предварительная работа: чтение и пересказ сказок «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка», разучивание с отдельными детьми этюдов из сказок.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, вы любите сказки? А хотите совершить путешествие в Страну Сказок? Там живут ваши любимые герои сказок. Путешествовать нам будет помогать волшебный цветок. Для этого нам нужно собрать его из лепестков. (На лепестках написаны загадки о сказках и о сказочных героях. Отгадавший получает лепесток. Все вместе собирают волшебный цветок).
- К оранжевому лепестку прикоснись, в сказке сразу очутись.
2. Сказка «Теремок». Выделение первого звука, характеристика.
На мольберте картинка «Теремок».
Ребенок читает четверостишие:
В чистом поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
а) Вопросы:
· Во что стучались звери?
· Какой первый звук в слове «теремок»? Расскажите о нем.
· Как по-другому назвать теремок?
· Назовите первый звук в слове «дом». Расскажите о нем.
· Назовите части теремка и первый звук в этих словах. Расскажите о звуках.
б) Игра «Подпиши портрет».
- Пока медведь не пришел, все звери в теремке жили дружно и весело. Они любят играть, рисовать, знают буквы, но выкладывать слова еще не научились. Поможем зверятам составить подписи к портретам? (Дети выкладывают названия животных из букв разрезной азбуки)
- Нам пора отправляться в другую сказку, не то с минуты на минуту придет медведь.
- К голубому лепестку прикоснись, в другой сказке очутись.
3. Сказка «Заюшкина избушка». Дифференциация твердых и мягких согласных.
- Ой, ребята, кто-то плачет. Это зайка. Что случилось?
Ребенок и рассказывает отрывок из сказки:
- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
- В какой сказке мы очутились? Как же помочь зайке? Силу применять не будем, а попробуем договориться. Лиса просит вас расселить животных и птиц в домики. В синий домик надо поселить животных и птиц, названия которых начинаются на твердый согласный, а в зеленый домик – на мягкий.
Работа с перфокартами.
- Вы помогли зайке. Лиса пустила его домой. В этой сказке делать больше нечего, отправляемся дальше.
- К красному лепестку прикоснись, в новой сказке очутись.
4. Сказка «Незнайка на Луне». Игра «Зашифрованные слова».
Ребенок загадывает загадку:
Он на Луну слетать успел,
Попробуй, угадай-ка:
Веселый человечек –
Зовут его … (Незнайка)
- Ребята, Незнайка предлагает вам разгадать зашифрованные слова. Незнайка показывает табличку с буквами, написанными не по порядку, а вы угадываете слово. Цифры помогут вам поставить буквы в нужном порядке. (Небо, луна, звезда, космос).
5. Физминутка
- Ребята, Незнайка хочет с вами поиграть и отдохнуть:
Вот Незнайкина зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево-вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали,
Вы, надеюсь, не устали?
- Интересно было играть с Незнайкой? Отправляемся дальше.
- К розовому лепестку прикоснись, в новой сказке очутись.
6. Сказка «Царевна-лягушка». Деление слов на слоги. Игра «Болото».
- Перед нами болото, а в болоте лягушка. Какая это сказка?
Старший сын стрельнул, принесла стрелу княжеская дочь, средний стрельнул – принесла стрелу купеческая дочь, а младший сын – Иван-царевич стрельнул, попала стрела в болото к лягушке.
- Ребята, нужно помочь Ивану-царевичу перейти через это болото. Переходить надо по кочкам. Я буду говорить слова, а вы находите для Ивана-Царевича нужный путь. Если в слове один слог, ему нужно наступить на одну кочку, если два – на две кочки, если три слога – на три кочки.
Лес, болото, царь, Иван, сын, царевич, стрела, лягушка, царевна, дочь, береза.
- Мы помогли Ивану-царевичу преодолеть болото и добраться до Царевны-лягушки, пора в другую сказку.
- К синему лепестку прикоснись, в другой сказке очутись.
7. Сказка «Три медведя». Анализ предложений.
- Ребята, посмотрите, кто к нам идет. (Трое детей медвежьей походкой выходят вперед, разыгрывают этюд из сказки).
Медведь (сердито):
- Это кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Медведица (удивленно):
- Это кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка (жалобно):
- Это кто сидел на моем стуле и сломал его?
- Уважаемые медведи, не сердитесь, а лучше поиграйте с нами в игру «Признак, действие, предмет». Называю слова, дети поднимают символы частей речи и определяют их: медведь, медвежонок, сдвинул, идет, большой, каша, сладкая, кровать, мягкая, спит, убежала.
- Какой был стульчик у Мишутки? Кто его сломал?
Маша сломала маленький стульчик.
- Составьте схему этого предложения.
8. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось в Стране Сказок? Что помогало нам в дороге? Не забывайте, что в сказку нужно верить, и она сбудется. Герои сказок дарят вам свои портреты, а вы их раскрасите.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.