Тема: Дифференциация гласных О-А в слогах, словах и предложениях.
Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся научатся различать гласные звуки [а-о] на слух и буквы «А», «О» на письме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Коррекционно-развивающие
Воспитательные
Оборудование: презентация, мяч, разрезные картинки, индивидуальные карточки, индивидуальные зеркала.
Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психоэтюд «Улыбнись»
Собрались все дети в круг, (логопед и дети встают в круг)
Я-твой друг, и ты-мой друг! (логопед показывает рукой на себя, потом на детей)
Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)
– Первым займет свое место, кто узнает звук по моим губам: (А, О, У, А)
– Какие звуки вы назвали?
– Какие гласные вы еще знаете?
– Соберите разрезные картинки, и вы узнаете, с какими гласными звуками мы будем работать на занятии.
Картинки: (слон, коза, баран, лось)
2. Основная часть занятия
1) Объявление темы занятия.
– Назвать картинку, выделить гласные звуки.
– Какие гласные повторяются? (А-О)
– Где можно встретить всех этих животных вместе? ( В зоопарке)
– Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
– Сегодня мы будем различать гласные звуки О-А в слогах и словах, предложениях. И совершим небольшую прогулку в зоопарк.
2) Анализ артикуляции гласных звуков А-О
Работа с зеркалами
– Давайте сравним артикуляцию звука А и О, чем они отличаются и чем похожи?
А – Рот широко открыт, язык лежит у нижних зубов. Схема – кружок.
О – Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Схема – овал.
3) Дыхательная гимнастика.
– Вы узнали, что идете в зоопарк и очень обрадовались, давайте покажем это через упражнение.
Вдох через нос на выдохе длительно произносим звук АААААА – радостно
Вдох через нос на выдохе длительно произносим звук ОООООО – испуганно
4) Развитие фонематического восприятия.
– До того, как зайдем в зоопарк давайте проверим вашу внимательность.
Игра «Топ-Хлоп» на звук А– топ ножкой, на звук О –хлоп в ладоши.
А-О-АА-О-АМ-МО-ТО-ОП-АС ЛОСЬ, КАБАН, СЛОН, ЕНОТ, БАРСУК
5) Развитие фонематического анализа и синтеза.
– Итак, вы доказали, что очень внимательные. Животные приготовили вам задание: распределите их в две группы
Упражнение: распределить картинки животных в две группы (ЛИСА, КАБАН, ВОЛК, ЛОСЬ)
– Назовите животных со звуком А –
– Назовите животных со звуком О –
– В названии какого животного слышим звуки О-А? ( носорог).
6) Работа над буками О-А. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв.
– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?
– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).
– Из каких элементов состоит строчная буква О? А?
Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.
(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением
внизу вправо).
– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).
– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).
7) Пальчиковая гимнастика
Это звери
У зверей четыре
лапы (поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках).
Когти могут поцарапать (пальцы двигаются как коготки).
Не лицо у них, а морда (соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по
очереди разъединять пальцы, опуская их вниз).
Хвост, усы и носик мокрый (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы,
круговые движения пальцем по кончику носа).
И, конечно, ушки (растираем ладонями уши)
Только на макушке (массажируем две точки на темени).
8) Корректурная проба. Работа на индивидуальных карточках.
Обвести букву А – в квадратик, О – в треугольник
– Посчитайте сколько букв а в 1строчке?
– Посчитайте сколько букв о во второй строчке?
9) Слоговой анализ.
Игра: «Определи место животного»
Животные предлагают вам узнать кто, за кем стоит, для этого вам нужно разделить названия животных на слоги и определить место звуков О-А (КАБАН, ВОЛК, ЛИСА, СЛОН, ЖИРАФ)
Первым стоит животное в названии, которого 2 слога и две гласные а. (кабан)
После кабана стоит животное в названии которого 1 слог, звук О находится после звука В. (волк)
Третьим стоит животное в названии которого 2 слога, звук А находится после звука С (лиса)
После лисы стоит животное в названии которого 1 слог, звук О стоит между звуками Л, Н(слон).
Ну и последним стоит животное в названии которого 2 слога, звук а во втором слоге (жираф).
– Молодцы, ребята. Вы большинство животных заняли свои места, но не все. Носорог приготовила вам следующее задание.
Физминутка. Игра с мячом «Назови детенышей животных»
У льва – львята
У тигра –
У лисы –
У козы –
У волка –
У слона – и т.д.
10) Образование притяжательных прилагательных.
Игра: «Раздай «хвосты» их владельцам»
Соединить подходящие картинки друг с другом и рассказать, комы отдал хвост. Образец: «Лисий хвост я отдал лисе…»
11) Работа над предложением.
– Ребята, животные придумали предложения, послушайте внимательно, все ли правильно?
Серый волк живет в Африке.
Слон охотится на зайца.
У жирафа короткая шея.
У лисы колючий хвост.
– Молодцы. А теперь давайте нарисуем схему к предложению, которое я продиктую и найдем буквы о-а в этом предложении.
Слон живёт в Африке.
3. Заключительная часть.
– Ребята, какие гласные звуки мы с вами различали?
Игра «Да-нет».
– Звук а – согласный? (нет)
– Звук о – гласный? (да).
– У буквы а – два элемента? (да)
– Буква о – состоит из трех элементов? (нет)
– Спасибо, за ваше старание. До свидания.
Мы покидаем зоопарк, в знак благодарности звери дарят вам свои изображения (наклейки).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.