Конспект «Наши пернатые друзья». Знакомство с окружающим миром.

  • docx
  • 11.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Наши пернатые друзья.docx

 «Наши пернатые друзья»

Цели:

·        Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду.

·        Упражнять детей в классификации птиц на лесных, городских, водоплавающих.

·        Продолжать учить отгадывать загадки.

·        Поддерживать интерес детей к познанию родной природы.

·        Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование: презентация; не раскрашенные изображения птиц.

 

Ход занятия:

      I.            Организационный момент.

Психогимнастика «Настроение».

Учитель.  Хорошо каждый новый день начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. 

Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера – мы забываем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас.
Вы самые лучшие дети на свете.
Глаза открываем, милые дети!

- Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения!

 

   II.            Введение в тему.

Учитель.  Отгадайте загадки и догадайтесь, какая тема нашего занятия:

·        Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой
И в морозы я герой. (Воробей)

·        Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

·        На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад - 
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля)

·        Кто без нот и без свирели 
Лучше всех выводит трели, 
голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей)

·        Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)

·        Угадайте, что за птица:
Света яркого боится, 
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (Сова)

·        В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот 
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

·        Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это … (Снегири)

·        Верещунья, белобока,
И зовут ее … (Сорока )

·        Где камыш качает зыбь,

Притаилась птица (выпь)

·        Угадайте, что за птичка-

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

·        Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (скворец)

·        Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовется птица (грач)

Учитель.  Вспомните все отгадки на загадки. Как можно назвать их всех одним словом? О чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Птицы. Мы будем говорить о птицах.

 

III.            Основная часть.

Учитель.  Сегодня наше занятие посвящено нашим пернатым друзьям – птицам. Ребята, на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Ещё нас ждут игры, весёлые задания и конкурсы.
Учитель.  Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, 
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Учитель.  Вот он, дятел! Взгляните на цвет его пёрышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «чёрная курточка атласная».
Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам) 
«Выставка птиц».
Горихвостка – эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому кажется, что он будто горит, вспыхивая огоньком.

Аист. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги. 
     
Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

Воробей. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум. 
Ворона. Они бывают как полностью чёрного цвета, так и чёрными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. 
Голубь. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались. 
Дятел.
Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте. 
Жаворонок. Гнездится на земле, очень красиво поет, поднявшись высоко в небо. 
Журавль. Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином. 
Зимородок.
А почему зимородка назвали зимородком?  Многие считают, что птицу так назвали потому, что она гнездится зимой, но это не так — зимородки выводят птенцов весной.Их название вообще не имеет никакого отношение к зиме — это искаженное «землеродок» или «земородок». Зимородки выбирают для гнездования обрывистые берега и роют норку, в которой выводят птенцов, из-за чего и получили такое название.

Клёст. Птица получила своё название за клюв, напоминающий клещи. Клюв её загнут крест- накрест, как будто сжат Таким клювом очень удобно добывать семена из шишек. Клёст морозов не боится, откладывает яйца и высиживает птенцов зимой, когда созревают шишки.

Колибри. Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины. 
Кукушка. Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в гнезда других птиц, обычно по одному. Всего кукушка откладывает 10 – 12 яиц. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу. 
Ласточка.
Ласточка - маленькая перелетная птица, на зиму ласточки улетают в теплые страны. У ласточки грудка белая, спинка чёрная. Ласточки питаются насекомыми-мухами, каморами, жучками, они ловят и поедают их на лету. Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи. 
Лебедь. Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими. 
Павлин. Птица с великолепным хвостом. 
Пеликан. Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо. 
Попугай. Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей. 
Синица. Небольшая птичка. 
У синички чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой охотно поедает семена ели, сосны и других растений.
Скворец. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей. 
Снегирь. У какой птицы снежное имя?

Дети. У снегиря.

- У снегиря красная грудка, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья. Не случайно его имя связано с первым снегом. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.

Сова. Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли. 
Соловей. Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная. 
Страус. Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро. 
Удод. Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера. Удод нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так. 

Учитель.  А как называется птичий домик?

Дети. Гнездо

Учитель.  Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.
(Показ фотографии скворечника.)
Учитель.  А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нём живет?       

Дети. Это скворечник, в нём живут скворцы. А сделали его люди.

Учитель.  Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы. 
Учитель.  Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат. 
Учитель.  В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом. 
Учитель.  В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой. 
Учитель.  Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей.

Учитель.  Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.

Учитель.  В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.

Учитель.  Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок. 
Учитель.  Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы.)

Учитель.  А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы.)

Учитель.  Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (Дятел, филин, тетерев, сова.) 
Учитель.  Вы знаете, что есть птицы певчие. Это какие птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол.)
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

прыжки на месте на двух ногах

Ей на месте не сидится, 

прыжки на левой ноге

Прыг-скок, прыг- скок, 

прыжки на правой ноге

Завертелась как волчок 

кружимся на месте

Вот присела на минутку, 

присели

Почесала клювом грудку, 

встали, наклоны головы вправо – влево

И с дорожки на плетень, 

прыжки на левой ноге на месте

Тири-тири! 

прыжки на правой ноге

Тень-тень-тень! 

прыжки на месте на двух ногах

 

Учитель.  Отдохнули? Давайте продолжим.

 

IV.            Конкурс «Кто чем поёт?» (по рассказу В. Бианки)

Воспитатель.  Прилетел как-то Аист на озеро завтракать. Сел на берегу и думает: «Вон как лягушки распелись. Неужели я хуже их? Дай-ка попробую спеть». Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой об другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл. 
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я! Да ведь и аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел. 
Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?
Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь. 
"Эх, — думает долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся... Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!" Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака.

Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка.

Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.

И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

Задание №1.
Учитель.  Внимание, задание. Сымитируйте движения и пение птицы, так, чтобы все догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).
Дети выполняют задание.
Учитель.  Молодцы! Вы очень похоже изобразили птиц.

   V.            Птицы помощники.

Учитель.  А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных.
1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли (волоклюй) ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.
2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.
3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – мёдоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А мёдоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо. 

Учитель.  Не только животным, но и растениям помогают птицы.
1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.
2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.
3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков. 

Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

Учитель.  Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поём: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поёт, поёт, поёт.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Задание №2 «Одень меня».

Учитель.  У вас на столе изображения птиц, но они не раскрашены. Следует раскрасить птиц. Дети выполняют задание, затем прикрепляют свои рисунки на доску.

Задание №3. Викторина

Учитель.  А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ получаете фишку.
1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень)
7. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
8. Как называется птичий дом?  (Гнездо)
9. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?  (Скворечник)
15. Кто выводит птенцов зимой? (Клёст)
16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин)
17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь)
18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»?

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия.

VI.            Итог занятия.

Учитель.  Да, мир прекрасен, он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Но мы часто спешим и проходим мимо, не замечая их. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас своим пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

 

- Что нового вы узнали?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Чему вы научились?