Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в технологии «Ситуация» в средней группе МАДОУ «Детский сад № 34».
Тема: День рождения кота Леопольда
Подготовила и провела воспитатель Старикова Галина Геннадьевна.
Основные цели:
- актуализировать представления о пространственных отношениях (слева, справа, на, над, под, между, перед);
- cформировать представление о плане и умение ориентироваться по нему;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- cформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и радости его открытия;
- тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Дидактические материалы: презентация к занятию, план (как найти кота Леопольда), изображения для составления картины коту Леопольда.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Ход образовательной ситуации:
I. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей возле себя.
– Какой у вас самый любимый праздник? (Дети называют праздники, кто-то обязательно назовет День рождения) Почему любите День рождения? (Приходят друзья, дарят подарки, много сладостей…) А сами любите ходить на День рождения?
– Ребята, сегодня у кота Леопольда День рождения. Он нас приглашает в гости – прислал нам видеосообщение. Посмотрим его? (На экране появляется кот Леопольд, приглашает в гости и рассказывает, как дойти до его домика.) Хотите пойти к нему на День рождения? Сможем найти дорогу к его домику?
II. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о пространственных отношениях (слева, справа, на, над, под, между, перед);
2) развивать внимание, речь, память.
– Ребята, с чем обычно ходят на День рождения? А что же мы подарим коту Леопольду?
Дети предлагают свои варианты подарков. В итоге приходим к выводу, что лучшим подарком будет картина, которую дети «нарисуют» (мыши сгрызли картину у Леопольда, которую он очень любил).
Дети проходят за столы. На столах листы бумаги А4 и тарелочки с картинками (елочка, березка, солнце, грибы, цветы, облака). Дети «рисуют» картину, слушая инструкцию воспитателя.
– Я помню картину, которую испортили мыши. В середине была нарисована елочка. Найдите середину листа и «нарисуйте» там елочку.
– Над елочкой солнышко.
– Перед елочкой два грибочка.
– Справа от елочки три ромашки.
– Слева от елочки березка.
– Между облаками солнышко.
Рисование картины дублируется на интерактивной доске.
– Вот и готова наша картина. Теперь можно отправиться в гости.
III. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о плане;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, развивать логическое мышление, речь.
– Как добраться до домика кота Леопольда? Кто сможет рассказать, как нам идти?
Возникает затруднение, дети не могут повторить рассказ кота Леопольда.
– Смогли мы дойти до дома Леопольда? Почему не смогли? (Не смогли, потому что не запомнили его рассказ)
IV. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) cформировать представление о плане и умение ориентироваться по нему:
2) cформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и радости его открытия;
3) развивать логическое мышление, инициативность, речь.
– Что же делать? Как добраться до домика кота Леопольда? Дети высказывают предположения.
– Вы видели, как мама или папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места и рисовали дорогу на бумаге? Это называется план – там рисуют дома, деревья, показывают, где нужно повернуть, чтобы дойти до нужного места. Вот бы нам такой план!.. Посмотрите, кот Леопольд что-то прислал нам. Это то, что нам нужно – план!
На экран выводится план. Дети подходят к плану.
– Что вы видите на плане? Дети рассматривают план, рассказывают, что видят на нем. Воспитатель предлагает подумать самим и обсудить, как дойти до домика кота.
– Откуда начинается наше путешествие? Что будет cлева? Слева ёлочка, мы пройдем мимо нее. Пойдем прямо, справа что увидим? Грибок. Около гриба свернём налево. Пойдем прямо. Дойдем до пенька и повернем направо. Пройдём прямо и увидим домик кота Леопольда.
– Вот мы и пришли к домику кота Леопольда! (Домик появляется на интерактивной доске). Мы внимательно смотрели, что находится справа, слева, мимо чего мы идем, куда поворачиваем.
V. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закрепить умение ориентироваться по плану;
2) тренировать мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь.
– Где же именинник? Почему он нас не встречает? Ребята, как вы думаете? Воспитатель дает возможность детям подумать, что же случилось. В это время на экране появляются мыши и говорят, что это они похитили кота Леопольда, спрятали его в сундуке, и праздника не будет.
– Что же делать? Приходят к выводу, что кота Леопольда нужно спасти.
Воспитатель привлекает внимание детей к картинке-плану:
– Ребята, посмотрите, что я нашла! Что это такое? (План) Сейчас каждый получит план и нарисует дорожку, ведущую к сундуку, где мыши спрятали Леопольда.
Дети проходят за столы, самостоятельно рисуют дорожку, затем рассказывают, как дойти до кота (возможны 2 варианта).
На экране появляется кот Леопольд:
– Спасибо, ребята, что спасли меня. Это все мыши! На экране мыши просят их простить.
– Простим их? Ребята, давайте жить дружно!
Дети дарят коту Леопольду картину, Леопольд благодарит и приглашает на День рождения.
Динамическая пауза.
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей;
2) развивать двигательную активность, координацию движения рук.
На экране кот Леопольд поет песню. Дети танцуют и выполняют движения по показу воспитателя.
VI. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети прощаются с Леопольдом. С экрана пропадает изображение Леопольда.
–У кого мы сегодня побывали? Кому помогли? Что было трудно?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли оказать помощь Леопольду, потому что были внимательными и научились пользоваться планом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.