Конспект
непосредственно образовательной деятельности по рисованию
с использованием ТРИЗ
Тема «Новый год для гномов»
(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
в подготовительной к школе группе
Автор: Голышева Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ «Детский сад №25 «Ромашка»,
г. Нефтеюганск
Тема: «Новый год для гномов»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.
Задачи:
· развивать творческое воображение, умение слушать идеи других детей;
· закреплять умение использовать знакомые нетрадиционные техники рисования ТРИЗ (тычок, кляксография, набрызг, печатание…);
· воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь;
Методы и приемы: игровая мотивация, разговор-беседа, вопросы к детям, дыхательная гимнастика, индивидуально-дифференцированный подход, практическая деятельность, рефлексия.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, мольберты; гуашь, акварель, листы бумаги с изображением лица гномика (без волос); трубочки для выдувания, ватные палочки, штампы, салфетки, вода; сундучок с фонариками.
Предварительная работа: дидактическая игра «Подбери парик».
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Тихо звучит мелодия. Педагог встречает детей.
Педагог:
- Ребята, вы умеете хранить тайны? Хочу вам рассказать удивительную историю, но это будет наш секрет! Хорошо? (ответы детей)
Демонстрация презентации (Слайд 2)
- В одной сказочной стране, где круглый год светит солнце, цветут цветы и щебечут птицы - живут маленькие человечки. Вы, наверное, их узнали? (ответы детей) Да – это гномы!
И всё у них было хорошо, пока гномы не нашли волшебное окно в наш мир (Слайд 3).
Они часто собираются вместе и смотрят на нас в это окно (Слайд 4). Представляете, гномы видят, как вы играете на прогулке, катаетесь на санках, лепите снежную бабу, они видят, сколько у нас много белого искрящегося на солнышке снега. А самое главное: у маленьких человечков нет новогоднего праздника, нет ёлки, нет дедушки Мороза. А им так хочется побывать здесь у нас на празднике, но гномы боятся, что люди узнают их. Вот и думают, как попасть на праздник так, чтобы их никто узнал! И до сих пор не придумали!
Педагог:
- Ребята, что делать? Как нам быть?
Дети:
- Нужно помочь гномам попасть на праздник!
Педагог:
- Вы хотите помочь? Вы сможете?
Дети:
- Да!
II. Основная часть
Педагог:
- Как выглядят гномы?
Дети:
Они низкого роста, у них смешные колпаки, смешная обувь…
Педагог:
- А что бы вы сделали на их месте, чтоб вас не узнали?
Дети:
- Изменились до неузнаваемости, переоделись, надели парик, разукрасили лицо …
Педагог:
-А что такое парик? Как он может выглядеть?
Дети:
-Это накладные волосы, они могут быть длинные и короткие, могут быть разного цвета и формы…
Педагог:
- Интересно, как будут выглядеть гномы, если снимут колпаки и сменят прическу? А как бы это нам посмотреть? (Педагог демонстрирует изображения гномов без волос)
Дети:
- Мы можем нарисовать!
Педагог:
- Конечно, можно нарисовать им новую карнавальную прическу!
- А какой должна быть прическа?
Дети:
- Необычной, смешной, веселой…
Педагог:
-Значит, нарисовать ее мы должны необычным способом? А как мы можем это сделать?
Дети:
- Мы можем нарисовать ее с помощью ваты, поролона или с помощью коктейльных трубочек…!
Педагог:
- Все готовы? Тогда садитесь за столы.
III. Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Представьте, что на ладошки гномикам упали снежинки. Гномики полюбовались их красотой и решили с ними поиграть. Наберите в рот воздуха и сдуйте снежинки с ладони.
(Повторяют три - четыре раза).
IV.Самостоятельная деятельность детей
Звучит спокойная, сказочная музыка. Дети выбирают себе лист бумаги с изображением лица гномика (без волос) и садятся за столы, дорисовывают прическу и грим (по желанию ребенка). В ходе работы педагог уточняет, какие техники выбрали дети, осуществляет дифференцированный подход: помогает некоторым детям определиться с выбором приёмов и техники рисования. Оказывает индивидуальную помощь детям, уточняя и корректируя их действия с помощью вопросов, обращает внимание на осанку детей.
По окончании работы дети выставляют свои рисунки на мольберты.
V. Рефлексия
Педагог:
- Ребята, смогли мы помочь гномам? (ответы детей) Как мы им помогли?
Дети:
- Нарисовали причёску, загримировали.
Педагог:
- С помощью какой техники вы замаскировали гномов? Кто хочет рассказать о своём гноме?
Педагог:
- Что помогло вам справиться с заданием?
Дети:
- Умение рисовать разными способами, наши руки, ум.
Педагог:
- Где вы можете использовать эти способы рисования?
Дети:
- Везде! Нарисовать подарок для друга, научить рисовать сестрёнку, родителей, поучаствовать в конкурсе, в школе, в школе искусств.
Педагог:
- А гномы хотят вас отблагодарить (Слайд 5). Кто полностью справился с заданием возьмите себе новогодние фонарики золотого цвета, а кому было сложно – фонарики серебряного цвета.
Дети проводят самооценку своей работы. Если ребёнок выбирает не тот фонарик, педагог обращается к остальным детям, предлагая оценить работы своих друзей.
Педагог:
- Если на новогоднем празднике вы увидите незнакомых маленьких человечков, не выдавайте их. Помните, это наш секрет!
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Авторская разработка Голышевой И.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.