Отправление в путешествие «По дорогам в старину»;
Физкультминутка (А.Железнова)
Музыкальное сопровождение;
Рассказ воспитателя;
(Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе;)
Практичнская часть.
Изготовление теста:
словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям, повторение детьми);
наглядный (показ приемов замешивания теста);
практический (замешивание теста из муки, воды, соли, сахара, дрожжей, масла);
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Знакомство со старинной ручной мельницей:
словесный (рассказ воспитателя);
наглядный (рассматривание и показ измельчения зерна в муку);
практический (работа детей с ручной мельницей);
Физминутка «Колоски»;
Посадка пшеницы:
наглядный (рассматривание и показ посадки );
словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям и ответы детей);
практический (посев пшеницы детьми);
3.Заключительная часть.
Игра «Пожелания»:
словесный (чтение текста игры);
наглядный (показ воспитателем движений);
практический (выполнение движений по содержанию текста).
Рефлексия.
Ход занятия
На фоне этой мелодии воспитатель читает стихи П. Хузангая: «Славлю край родной».
_ Славлю
Край родной, любимый,
Славлю
Край неповторимый,
Лип цветущих аромат,
Шелковых лугов наряд!
Славлю я поля родные,
Славлю берега крутые –
Край чувашский,
Край родной.
Славлю города и нивы,
Мой народ трудолюбивый!
А сегодня мы поговорим о самом главном богатстве, люди еще называют его «чудом земли», послушайте:
«Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. Что же это?»
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Правильно - это хлеб.
А откуда появляется хлеб у нас на столе?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Показать вам, как хлеб попал в магазин? Пройдемте на стульчики.
Показ мультимедийной презентации «Как хлеб на стол пришел».
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть хлебобулочные изделия.
(Воспитатель открывает поднос, на котором лежит белый и черный хлеб, булочки, хлебные колосья).
Воспитатель:
- Что вы чувствуете? (Дети подходят, рассматривают. наслаждаются ароматом свежего хлеба).
Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажите.
(Дети вместе с воспитателем встают в круг и передают по кругу мяч, называя определения).
Дидактическая игра «Какой хлеб?».
Предпологаемые ответы детей: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный и т.д.
Воспитатель:
- Как можно назвать это всё одним словом?
Ответы детей: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Воспитатель:
- Ребята, хотите мы с вами отправимся в путешествие «По дорогам в старину» и узнаем как, раньше выращивали хлеб.
Ответы детей: - Да.
Физкультминутка: А. Железнова
Мы едем, едем, едем
В далекий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай:
Тра-та-та, тра-та-та
Путь дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё преодолеем,
Все мы делаем играя,
Вот история какая.
Предложить детям самим поучаствовать в приготовлении теста.
Практическая часть: изготовление теста.
Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки.
Воспитатель:
-Ребята, чтобы испечь хлеб, мы возьмем муку. Какая она? Потрогайте.
Ответы детей:
- Белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная и т.д.
Воспитатель:
- Теперь нужно в воде растворить дрожжи и добавить сухие ингридиенты.
А теперь замешиваем тесто. какое получилось тесто?(мягкое, белое, доброе и т.д.)
- Ребята, что мы положили в тесто?( муку, сахар, соль, вода, масло).
Чтобы оно поднялось, мы его укроем и поставим в теплое место.
Тесто готово.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Муку в тесто замесили
(Показываем. как месим тесто)
А из теста мы слепили
(Показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки
(Поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи-
Всё мы испечем в печи
(Хлопаем в ладоши)
Очень вкусно!
(Вытягиваем руки вперед).
Знакомство с ручной старинной мельницей.
(Воспитатель знакомит и показывает процесс получения муки из зерна с помощью ручной старинной мельницы).
Физминутка «Колосок».
Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)
И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)
Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)
Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).
А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги
на ногу)
И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)
Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)
Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).
Посадка пшеницы.
Воспитатель:
- Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим,
что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в ёмкости с землей, с песком и с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?
Дети: - Поливать.
Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить ёмкости на окно, чтобы солнце прогревало землю. Будем наблюдать, в какой ёмкости быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают зерна пшеницы, поливают).
Заключительная часть.
Игра «Пожелания»
«А сейчас мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье….»
(дети напоминают друг другу заповеди бережного отношения к хлебу)
-Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
-Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
-Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о хлебе? (что он проходит длинный путь, пока попадет к нам на стол)
- Почему же хлеб всему голова? (это главный продукт на нашем столе)
- Ребята, я надеюсь, что вы хорошо запомнили, что «Мал кусок пирога, да много труда стоит».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.