Конспект непрерывной образовательной деятельности
Группа: старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «АБВГДейка»
ГБДОУ детский сад № 8 Пушкинского района Сакт-Петербурга.
Воспитатель: Трущенко Светлана Юрьевна
Тема: Опыты и эксперименты «Чудесные перышки».
Лексическая тема «Домашние птицы»
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
1. Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Предметно-пространственная развивающая среда:
o схемы правил поведения в лаборатории, халаты и нарукавники;
o карточка-схема для фиксации результатов опытов;
o ларец с коллекцией перьев разных домашних птиц;
o камни, пипетки, кисточки, салфетки, клеенки;
o емкости с водой и растительным маслом;
o бумажное крыло по количеству детей.
Ход экспериментирования:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель приглашает детей в лабораторию тётушки Совы, которая приготовила детям сюрприз. Воспитатель достает коробочку, в которой находятся пёрышки различных птиц. Дети, а как вы думаете почему именно такой подарок приготовила Вам тётушка Сова?
Ответы детей: потому что она сама птица и хочет, чтобы мы изучили и узнали больше о перьях; потому, что мы на этой неделе изучаем домашних птиц, которые покрыты перьями и сова решила нас подтолкнуть к исследованию перьев; сова летала и собирала целую коллекцию разных перьев и хочет поделиться с нами…
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Где можно изучить и исследовать любой предмет, в нашем случае перья? Как одеты люди, которые работают в лаборатории?
Воспитатель предлагает детям одеть халаты и нарукавники и вспомнить правила поведения при проведении опытов и экспериментов в лаборатории.
Воспитатель высыпает из ларца все перья на большой стол дети, перед вами лежат перья, рассмотрите их, что можно о них сказать? Все ли перья одинаковые? Чем они отличаются?
Дети: все разные, отличаются по цвету, форме, размеру…
Воспитатель: Что же такое перья?
Дети: это одежда птиц, это кожные роговые образования, как волосы или ногти у человека.
Воспитатель: Так зачем же птицам нужны перья? (они помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания, помогают сохранить тепло).
Существует три вида перьев, показывает детям: пуховые, кроющие и полётные перья. Давайте их рассортируем на три группы.
Возьмите пуховые перышки, что вы о них можете сказать? (мягонькие, пушистые, легонькие). Подбросьте их вверх, сделайте глубокий вдох и подуйте. Губы активные, с помощью сильного плавного выдоха постарайтесь удержать перышко в воздухе, не давайте ему упасть. Обратить внимание детей на то, что дуть надо сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх. Что вы можете сказать о перышке? (оно летает, парит в воздухе).
Давайте дальше изучать свойства перьев. Дети, положите перо на ладонь. Какое оно? Легкое оно или тяжелое?
(Как это можно проверить? Как вы думаете?) Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Расскажите о своих ощущениях.
Ребята, посмотрите на картинку петуха и гуся. Видите ли вы пуховые перья? А почему нет? Правильно, сверху они покрыты кроющими перьями, они именно так и называются, потому что покрывают тело птиц сверху. Пуховые перышки находятся под ними, они помогают птичкам сохранить тепло. А у кого мы можем увидеть пуховое оперение? (у птенцов: цыплят, утят, гусят и т. д., смотрят картинки). Оно первым появляется у птенцов и только когда они подрастут у них отрастают кроющие перья. А крылья и хвост состоят из полётных перьев. С их помощью птицы летают. Каждый год птицы отращивают новое оперение. Пока оперение не отрастет птицы не могут летать.
А как вы думаете умеют ли летать домашние птицы, ведь им не надо улетать в теплые края? Обобщить ответы детей и объяснить, что умеют, но не очень высоко, например петух может взлететь на забор, ведь люди их откармливают и они тяжелые, а чтобы не перелетали к соседям, на другой двор, им подрезают крылья.
Ребята отгадайте загадку: купался, купался, а сухим остался (гусь).
- Ребята, а каких еще домашних водоплавающих птиц вы знаете?
Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей). Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Хотите это проверить?
Предлагает лаборантам пройти и занять свои места за столами.
- У вас на столах лежат бумажные перья, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку (растительное масло), а теперь пипеткой наберите несколько капель воды из стакана и капните воду на перо. Что происходит с водой? Вот так вода скатывается и с перьев птиц. Не зря говорится в пословице «Как с гуся вода». А теперь капните воду на бумажное перышко, не смазанное маслом, что вы можете сказать? Какое открытие мы сделали?
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ребята, проделав опыты с перьями, что нового и интересного вы сегодня узнали, о каких новых свойствах? Дети дают аргументированные ответы.
В заключение давайте расскажем тетушке Сове, какие же домашние птицы потеряли свои пёрышки – игра «Чьё перо?». Воспитатель предлагает каждому ребенку взять перо одной из домашних птиц (имеющихся в наличии и расположенных на столе) и ответить по образцу: это перышко потеряла курица, значит это куриное перо, это перышко потерял павлин, значит это павлинье перо (петушиное, утиное, индюшиное, голубиное, гусиное).
Тётушка Сова благодарит детей хорошую работу в своей лаборатории и дарит им коллекцию перьев и книгу о птицах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.