Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)
Оценка 4.7

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история +1
5 кл—6 кл
22.10.2018
Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)
Представленная разработка урока соединяет две учебные дисциплины: историю и русскую литературу. Представленный урок проходит в форме игры, что позволяет в интересной форме преподнести знания учащимся. Форма работы учеников на уроке - групповая. Урок апробирован в 6 классе средней общеобразовательной школы.
Интегриров.урок история +лит-ра.docx
Интегрированный урок­игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история,  литература). Цели урока:  ­  повторить и обобщить знания учащихся о развитии                    Древнерусского государства с конца IX века до начала   XII века; ­ закрепить стандартный минимум фактических сведений о событиях,  исторических деятелях данного периода; ­ формировать умение определять историческое значение завершенной цепи  событий и составлять обобщающие события; ­ воспитывать личностную патриотическую позицию. Оборудование: карта « Древнерусское государство в  IX ­ XII веках», атласы  по истории России,  на доске схема «Управление в Древнерусском  государстве» с пропущенными  понятиями, таблицы, изготовленные из  плотной бумаги, набор карточек к ним; карточки с познавательными  заданиями.  Форма работы учеников  на уроке – групповая. Цели:  1. обобщение и систематизация материала по теме, обогащение  литературного, исторического и эстетического кругозора обучающихся; 2. развитие умений самостоятельно пополнять знания; 3. формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса. Задачи: 1. Дать оценку деятельности исторических личностей Древней Руси; 2. Закрепить знание основных дат и понятий; 3. Развивать умения работать с картой; 4. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и  уважение к прошлому нашего народа.                                        Ход урока. Танец  под музыку «Плач Ярославны» Слово учителю. На протяжении многих уроков мы с вами изучали одну из  интереснейших тем истории, где знакомились с появлением  государственности, с занятиями населения, с первыми русскими, их походами и завоеваниями. Скажите, как называлась эта тема? Чем мы сегодня будем  заниматься на уроке? Совершенно верно, мы закончили тему  «Древняя Русь». На этом уроке мы с  вами  повторим основные этапы развития Древнерусского государства,  деятельность выдающихся личностей, научимся составлять обобщающие  таблицы, и каждому предстоит освоить новый способ личностной оценки  важнейших событий изученного периода. Сегодня на уроке мы проверим как вами был усвоен материал по этой теме. Я предлагаю вам путешествие в Древнюю Русь, но путешествовать мы будем  командами, их будет две: «Витязи» и «Богатыри». А в качестве жюри, сегодня будут ваши родители. 1 задание. Разминка «Гонка за лидером», кто больше за меньшее время,  ответит на большее количество вопросов.   1 команда. 1. Бог грома  и молнии у восточных славян, покровитель воинов  (Перун) 2. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных  героях (Былина) 3. Кем были открыты первые школы на Руси (Ярославом Мудрым) 4. Народное собрание у восточных славян. (Вече) 5. Описание событий по годам (Летопись) 6. Какая форма правления сложилась в Новгороде (Республика) 7. Основатели славянского письма (Кирилл и Мефодий) 8. Какой город был столицей русского государства в 9­12  вв. (Киев) 9. Как называли крестьян на Руси (Смерды) 10. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб) 2 команда. 1. Матерь городов Русских?(Киев) 2. Город, где принял крещение князь Владимир?(Корсунь) 3. Самый дальний город на Руси?(Тмутаракань) 4. Он разгромил печенегов и их набеги на Русь прекратились? 5. (Ярослав Мудрый) 6. Князь, разгромивщий хазар?(Святослав) 7. Бог  солнца в древней Руси. (Ярило) 8. Языческие славянские жрецы, астрономы и звездочёты? (Волхвы) 9. Как назывался круговой сбор дани князем? (Полюдье) 10.Какая религия была у древних славян (Языческая) 2 задание. Вносится Черный ящик . В нем находятся грамоты для команд с  заданием «Исправь ошибку» ( Дается исторический текст, в котором надо  исправить неточности) 1 команда.    Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи.  Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и  женщины – это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано  князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах  защищал Русь от половцев. После принятия славянами  христианства язычество исчезло навсегда. Два  брата из Византии Кирилл и Мефодий придумал для Славян азбуку, и это  способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты  дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.  Учитель русского языка и литературы. Ребята каждый человек должен быть  грамотным, но особенно должен быть грамотным историк, писатель, поэт. А  как появилась письменность на Руси? ( Сценка Детство Кирилла и Мефодия) СЦЕНКА 1  Детство Кирилла и Мефодия. Звучит  фонограмма « шум  моря».  Освещается середина сцены. На    ней два подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки  (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке». Младший :  (вставая, обращается в старшему):  А почему наш учитель в школе все  время разговаривает по­гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно  говорит по­славянски. Старший.  Так это в лавке. А в школе можно только  на греческом языке. Потому что  знания, книги – все от греков. Младший.  А почему у славян нет своих книг? Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя. Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ».  (Чертит палочкой на песке). Старший. А « Я ЖИВУ  В  ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой  буквы «Ж», и «Я» тоже нет. Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить,  значит их можно и  записывать. Необходимы  только какие­нибудь знаки.  Старший.   Какие­нибудь не подойдут. Язык – это целая система.  В нем не может быть  ничего случайного. Младший.  Но если все­таки попробовать. Вот так,  например.  (Рисует на песке). Это  пусть будет Я. А вот это – Ж.  На сцене появляется учитель.  Он слышит разговор мальчиков. Младший.   Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!  Учитель.  Разве вы не знаете, что  только культурные языки достойны пергамена  –  латинский и греческий. Все другие  языки – грубые и варварские, и писать на  них нельзя! Всякий кто хочет  научиться писать – должен  учиться греческому языку. Старший:  Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети  Божии и достойны просвещения.  Учитель.   Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия  язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие.  Пусть  лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере. Младший.   Но на изучение языков уходит много времени.  И учителей так мало. Вот если  бы дать людям читать книги на их родном языке. Старший.  Должно быть это укрепит их в вере… Учитель.  Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие­долгие годы  на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли   найдутся ученые мужи,  способные на такой труд.  Нужно быть избранником Божиим, чтобы  справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко)  Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок!  (Удаляется) Начинает звучать греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за  ним. Освещение постепенно становится бледнее. Ярко освещен только  младший  мальчик  на авансцене. Он молча смотрит вперед, как бы  вглядываясь в  будущее. Музыка становится громче. Затем свет гаснеn Ведущий задает вопросы команде: 1. Кто были эти мальчики, которых мы сейчас видели на сцене? 2. В какой  стране они  родились, в каком городе, в каком веке? 3. В какой стране началась их переводческая деятельность и как эта  страна называется сейчас? 4.  Какая книга  первой вышла из­под пера первоучителей? От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси —  “Повести временных лет” — мы узнаем, что однажды славянские князья  Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу  послов с такими словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и  поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка,  ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни  начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли  нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.  Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Константина        и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к  Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они  составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская       письменность.           Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и  говорили, что “ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем  написал только на этих языках”.        Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий  отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские  книги, сказав так: “Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все  народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке”.  Так он утвердил Богослужение на славянском языке. Слово учителя: Так что представляла собой славянская письменность – Кириллица?           Глаголица и Кириллица (Слайд)   По   мере   того   как   развивалась   славянская   письменность,   кириллица вытесняла   глаголицу   и   закрепилась   в   качестве   основы   многих   славянских языков, в том числе и русского. Обучение азбуке было очень не простым занятием, намного сложнее, чем   у   современных   школьников.   Сначала   буквы   произносил   учитель,   а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали.  Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д.  (Название букв кириллицы). Вот отсюда и пошли старинные русские пословицы: 1. Соедини начало русских пословиц и их окончания из правой колонки: Грамоте учиться                              а правду сказывают Книги не говорят,                          ума набраться С книгами знаться ­                       всегда пригодится Сперва аз,  да буки,                        а то, что понял Говори не о том, что прочел,        а там и наука   Учитель русского языка. А теперь я предлагаю вам следующее задание,  которое называется «Народная зоркость». Вам предлагаются слова, с  пропусками букв. Вам необходимо вставить правильные буквы. Кр…щение, …лфавит, письме…ость, г…сударство, х..зары, кири…ица,  грам…тность, хр…нология, пам…тник, л…тописец. Учитель русского языка и литературы.  Издавна на Руси слагали поговорки и  пословицы, которыми мы пользуемся и сегодня. Но ветер, ворвавшись в  помещение перевернул все слова и нам предстоит восстановить эти  пословицы. 1.  Грамоте учиться – всегда пригодится. 2. С книгами знаться, ума набраться. 3. Сперва аз да буки, а там и науки. 4. Говорю не о том, что прочел, а о том,  что понял. 5. Книги не говорят, а правду сказывают. 6. Азбука к мудрости ступенька. Учитель истории. Летописцы составляя летописи, указывали дату того или  иного события, которые нам помогают узнать в каком веке или году это было, сколько лет назад это произошло. Поэтому знать даты это очень важно.  Давайте проверим, а так ли хорошо мы знаем с вами даты. Дана цепочка дат, команды по очереди выходят к доске, выделяют дату и  называют событие.( флипчарт) 8628829119459809881072106810191054972109711131125 862­ призвание варягов 882­ образование Древнерусского государства «Киевская Русь» 911­  945­ гибель князя Игоря при сборе дани у древлян 980 ­  проведение языческой реформы князем Игорем 988­ крещение Руси князем Владимиром 1072­  1068­  1019­ Начало правления князя Ярослава Мудрого 1054­ Смерть князя Ярослава Мудрого 972­ 1097­ съезд князей в Любече 1113­ написание Нестором, монахом Киево – Печерского монастыря летописи «Повесть временных лет»  1125­ Учитель  литературы. Мы с вами знакомились с произведением А.С. Пушкина  «Песнь о Вещем Олеге», в котором много слов заимствованных в Древней  Руси. Учитель истории. Давайте попробуем дать объяснение этим словам. Ученики читают стихи  по очереди и объясняют их значение. Учитель литературы. Я предлагаю выполнить задание, которое называется «А  знаете ли вы?» 1. 2. 3. 4. Название красивой заглавной буквы. (Буквица) Название русской азбуки (Кириллица) Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)  Что такое век? (100 лет) 5. 6. 7. 8. Как звали просветителей земли русской? Религия славян до появления письменности? (язычество) Как называется обувь, плетеная из лыка? (лапти) Как называется праздник проводов зимы? (масленица) Как называлась пара лошадей или волов, запряженных в одну упряжку?  9. (супруги) 10.  Самый главный бог у славян­язычников? (Перун) 11. Они были пустые, светлые, зеленые, богатые, постные, сборные,  кислые.. И это еще не все! О чем идет речь? (Щи) Вам известен обычай встречать гостей хлебом и солью. Хлеб при этом  12. символизирует достаток. А что символизирует соль? (оберег от злых сил) В древней Руси всех новорожденных детей до крещения называли одним 13. именем, боясь сглаза. Назовите это имя. (Богдан) Учитель истории . Мы много говорили с вами о первых русских князьях, об их подвигах, делах. А знаем ли мы их? (флипчарт)( сопоставьте  портрет и имя   князя)  Учитель истории. Я предлагаю вам викторину, которая называется Кто?  Каждой команде предлагается по 5 вопросов. 1 команда. • Объявил Киев матерью городов русских? • Был убит древлянами лютой смертью? • По преданию был призван княжить на русские земли? • Получил прозвище Вещий? • Создал первый письменный свод законов? 2 команда. • Сжег столицу древлян Искоростень? • Крестил Русь? • Упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты? • Был сыном родоначальника династии? • Первым принял христианство? Учитель литературы. Попытайтесь расшифровать  …в поле не воин, Семь раз отмерь,  … раз отрежь. Конь о … ногах, и тот спотыкается   ( 1714 год XVIII в.) … раз надо сказать, на десятый только послушает            Одна голова хорошо, а … лучше            У …. Нянек дитя без глазу.            Пошел на все … стороны.  (1274 год XIII в.) ...с ложкой, один с сошкой       За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.(717 год VIII в.)       За …. зайцами погонишься – ни  одного не поймаешь.       У … нянек дитя без глазу. ( 217 год  III в. ) Определите исторического деятеля, о котором идет речь в древнейшей  летописи «Повести  временных лет»: 1 «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали  сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и  была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе:  «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И  пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими  родами… и пришли к славянам, и сел  старший… в Новгороде…» Ответ: Рюрик 2 «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но,  тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в  головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». Ответ: Святослав 3 В год 6562 (1054). Скончался великий князь… Еще при жизни своей он  дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот  я покидаю мир этот,  сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и  одной матери… Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве,  старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, слушайтесь его, как  слушали меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов,  а Всеволоду Переяславль…» Ответ: Ярослав Мудрый Подводя итоги всему сказанному на уроке, давайте ответим на такие  вопросы:  1) Что оставили нам в наследство люди того времени? 2)  Можем ли  мы гордиться этим наследием? Карточка № 10 В результате урока «Древняя Русь»  мне открылись: Три самых важных события: Три самых важных имени: Три самых важных качества: Задание 1. Цепочка дат на экране. 86294511138829801036988 Учащимся необходимо найти в этой цепочке даты и объяснить, что произошло в тот или иной год.(слайд 2)  862 г – призвание варягов на Русь, начало правления династии Рюриковичей 945 г – гибель князя Игоря при сборе дани у древлян 1113г – написание Нестором, монахом Киево –Печерского монастыря  летописи «Повесть временных лет» 882г – образование Древнерусского государства 980г – проведение языческой реформы князем Владимиром 1036г –разгром печенегов князем Ярославом Мудрым 988г – Крещение Руси

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)

Интегрированный урок-игра «Путешествие в Древнюю Русь» (история, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018