Тема: Фразеологизмы.
Образовательные задачи:
· Обучающая – расширить представления учащихся о происхождении фразеологизмов, их многообразии и значении в речи.
· Развивающая – учить находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение. Обогащать словарный запас учащихся.
· Воспитывающая – воспитание внимания к качеству своей речи и речи окружающих.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное сопровождение
Ход урока
Словарный диктант: авокадо, бракераж, грильяж, дрожжи, коктейль, маргарин, простокваша, сдоба, шампиньон, эссенция.
Вводная беседа
- Если хочешь больше узнать о человеке, вслушайся в его речь. (Китайская мудрость)
Что означают эти слова?
- Что означают слова «красивая речь»?
Чтение учителем стихотворения В.Суслова «Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно, Лентяй отдыхает, а время идёт
Но очень по-разному служит оно. – Под камень лежачий вода не течёт.
Примеры здесь можно найти без труда. Сказать болтуну мы порою не прочь:
Возьмём хоть короткое слово вода. – Довольно же в ступе воду толочь.
Вот я был мальчишкой, да детство прошло, Не прочь и другому сказать невзначай:
С тех пор уж немало воды утекло. – Довольно лить воду, ты дело давай!
О смелом мы можем сказать наперёд: Работать впустую! Ты скажешь потом:
- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт. Не дело нам воду носить решетом.
А гуси и утки сухие всегда. Стихи я пишу, не жалея труда,
Заметили люди: как с гуся вода. Что б вы не сказали: - В стихах – то вода!
Случалось с тобою – ты правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Всё ли вам понятно в этом стихотворении?
Как понимать сочетания слов, выделенных жирным шрифтом? Как они называются? (Фразеологизмы)
Какова цель сегодняшнего занятия? (узнать что такое фразеологизм, научится их определять)
Объяснение нового материала.
Эти устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами (фразеологические обороты).
Чтение определения на странице ______
Когда и для чего в речи используются фразеологизмы?
В разговорной речи и в художественных произведениях. Фразеологизмы придают речи выразительность.
Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Изучением фразеологизмов занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис - «выражение» и логос – «учение»
Фразеологические выражения состоят из слов.
У них есть интересная особенность: в них нельзя заменять одно слово другим по своему желанию.
Например, мы не можем сказать, кошка наплакала, вместо кот наплакал. Многие фразеологические обороты не допускают даже изменения порядка слов. Мы не можем сказать середина золотая вместо золотой середины.
Фразеологизмы надо запоминать в том виде, в котором они установились в языке и с тем значением, которое за ним закрепилось.
Интересуют фразеологию и вопросы происхождения фразеологизмов. Фразеологические обороты образовывались по-разному.
Источники фразеологизмов.
Собственно русские
Заимствованные
Из истории Родины
Из пословиц
Из художественных произведений.
Из древнецерковнославянского языка
Из мифов разных народов
Топорная работа
Собаку съел
На деревню дедушке
Нести свой крест
Авгиевы конюшни
Небо показалось с овчинку
Стреляный воробей
Медвежья услуга
Манна небесная
Прокрустово ложе
Большая часть фразеологизмов связана с историей, обычаями наших предков, их работой, бытом.
Каковы же отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний?
Свободное словосочетание |
Фразеологический оборот |
Можно заменить любое слово в с/с другим словом |
Замена слов невозможно |
Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность |
По смыслу каждое слово зависит от другого |
Создаются в речи, не требуют запоминания |
Не создаются в речи, требуют запоминания |
Закрепление изученного материала.
Задание 1 (карточка)
Объясни фразеологизмы и запиши в тетрадь.
1. Не сваришь каши.
2. Не по вкусу.
3. Сидеть на хлебе и воде.
4. Ни рыба, ни мясо.
5. Выжать соки.
6. Калачом не заманишь.
7. Ни под каким соусом.
8. Как по маслу.
9. Тертый калач.
10. Катись колбаской.
11. Ни за какие коврижки.
12. Котелок варит.
13. Кукиш с маслом.
14. Лаптем щи хлебать.
15. Как сыр в масле кататься.
16. Питаться манной небесной.
17. Из одного теста.
18. Мало каши съел.
Заменить рисунки фразеологизмами.
Упражнение 4 (карточка)
Доп.задание
I вариант
1. Какой фразеологизм нельзя употребить, говоря об умном человеке?
1) ума палата 2) голова на плечах
3) без царя в голове 4) семи пядей во лбу
2. Какой фразеологизм нельзя употребить, говоря о человеке, который не любит трудиться?
1) валяет дурака 2) бьёт баклуши
3) плюёт в потолок 4) нажил своим горбом
3. Какие фразеологизмы не являются синонимами?
в двух шагах – рукой подать
кричать во всё горло – кричать во всю ивановскую
кататься со смеху – животики надрывать
куры не клюют - кот - наплакал
IIвариант
1. Какие фразеологизмы не являются антонимами?
1) выносить сор из избы – молчать как рыба
2) капля в море – сколько душе угодно
3) хоть шаром покати – хоть отбавляй
4) закрывать глаза на что-то – смотреть сквозь пальцы
2. Какие фразеологизмы не являются антонимами?
1) с ним каши не сваришь – не разлей вода
2) семи пядей во лбу - без царя в голове
3) работать спустя рукава – бить баклуши
4) жить душа в душу – как кошка с собакой
3. Какие фразеологизмы не являются синонимами?
1) не солоно хлебавши – с пустыми руками
2) во весь дух – сломя голову
3) в двух шагах – на краю света
4) владеть собой – держать себя в руках
III вариант
Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
1. дело в шляпе – успешное завершение дела
2. сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же
3. своя голова на плечах – способен решать что-либо самостоятельно
4. как в воду канул – утонул
5. седьмая вода на киселе – дальний родственник
6. воды не замутит – тихий человек
7. с тяжёлым сердцем – прийти в состояние крайнего возбуждения
8. как в воду глядел – угадал, предсказал
Итог урока
Как отличить фразеологизм от не фразеологизма?
Д.З. Нарисовать фразеологизм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.