Конспект НОД формирование математической грамотности в подготовительной группе.
Цель: Развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека. Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательные: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Научится различать монеты, купюры, пластиковые карты.
Развивающая предметно- пространственная среда на занятии: кошелек, деньги, монеты, купюры, пластиковая карта, интерактивная доска.
Взаимодействие педагога с детьми: личностно- ориентированное
Педагогические средства: беседа, деятельность, игра.
Ход занятий:
Воспитатель зовет детей к себе и выносит приглашение- Смотрите какой приглашение пришло нам! Давайте прочтём что же там написана.
Читаем " Приглашаю Вас сегодня вечером после сна поиграть в магазин! с уважением А.А."
- Ой, как интересно! Как вы думаете нужна ли нам будет математика, чтоб сходить в магазин? А что еще нам необходимо для похода в магазин? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за стол где лежит кошелек: "Что это?" (дети - кошелек).
Воспитатель: А вы знаете, что лежит в кошелке? (ответы детей). Слайд 2 (кошелек)
Правильно, деньги.
Воспитатель выкладывает деньги из кошелька на стол. Они у нас в наличии и
называются они «наличные деньги». Официальная валюта рубли.
Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (ответы детей), (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль). Слайд 3 (монеты, купюры, банковская карта).
- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, купюры) или карты
(безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть
ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Монеты какого номинала вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную
монету всем детям.
Сравниваем монеты по номиналу больше или меньше.
Воспитатель показывает купюру.
- Как можно назвать эти деньги?
- Купюры. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Купюры какого номинала вы знаете?
Дети называют купюры.
Сравниваем купюры по номиналу больше или меньше.
Затем сравниваем за столом монеты и купюры между собой (купюры на много больше по номиналу чем монеты).
Сколько надо 10 руб монет чтоб получилось 50 руб, а сколько 1 руб монет, чтоб 5 руб
Физминутка: «Будем денежки считать» Слайд 4,5
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы) повторяем 1-2 раза.
Воспитатель: Мы рассмотрели с Вами деньги, а вы знаете откуда берутся деньги? Для чего они нужны? (ответы детей).
Деньги используют чтоб оценить труд человека, деньги люди получают за выполненную работу, на них можно купить разные вещи, и они имеют разную стоимость!
Я приглашаю Вас поиграть в игру. Взять мяч и позвать детей на ковер в круг.
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам
нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения
денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Воспитатель: мы сказали, что деньги нужны для покупки еды, оплаты жилья, каким общим словом можно объединить все это (ответы детей).
Все это потребности.
- А вы знаете что такое потребности? (ответы детей).
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель приглашает к интерактивной доске. Слайд 6
Воспитатель : Перед вами картинки необходимо среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). Дети раскладывают карточки.
Воспитатель: как вы думаете все ли потребности, которые необходимы человеку можно купить за деньги? (ответы детей).
Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько
стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно. Я хочу вам напомнить, что потребности бывают не только материальные – еда, одежда, предметы быта, но и бывают потребности духовные – ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, и ДОБРО Слайд 7
Сегодня мы с Вами очень дружно позанимались. А вечером после сна Вас А.А. приглашает поиграть в магазин.
Рефлексия (анализ занятия):
- Так нужна ли нам математика для похода в магазин?
- А деньги?
Воспитатель приглашает детей за столы, раздает листы!
- Мы сказали что нам нужны деньги для похода в магазин, я предлагают Вам сделать деньги самостоятельно.
- Давайте вспомним, какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от купюры?
- Как можно назвать монеты и купюры одним словом?
- Какие бывают потребности и все ли их можно купить?
Воспитатель благодарит детей за занятие и хвалит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.