Приложение 13
Конспект НОД по развитию представлений о человеке
в истории и культуре
с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий, исследовательской деятельности и музыкотерапии
(старшая группа)
Тема: «Человек - творец»
Задачи:
Ø Знать и понимать, что предметы созданы руками человека. Они облегчают и улучшают нашу жизнь. Людей, которые умеют придумывать, создавать что-то новое, называют изобретателями, мастерами, творцами.
Ø Развивать речь детей, умение описывать предметы, использовать в речи пословицы и загадки.
Ø Вызвать интерес к технике. Уметь пользоваться несложной бытовой техникой (кофемолка).
Ø Воспитывать уважение к людям труда, желание самим что-то изобрести.
Предварительная работа:
Ø Рассказ воспитателя о жизни людей в древнем и современном мире с рассматриванием иллюстраций.
Ø Рассматривание картинок с изображением бытовой техники.
Ø Заучивание пословиц и загадок.
Словарь: человек-творец, мастер, изобретатель, бытовая техника, микроволновая печь, кофемолка, сахарная пудра.
Оборудование: ноутбук; электронное пособие (СD диск-слайды): «Бытовая техника», «Древние люди», «Деревня», «Мама стирает белье руками», предметные картинки с изображениями бытовой техники, игрушка «Домовенок Кузя»; веник, кофемолка, музыкальный центр, сахар, 2 стакана, колокольчик, магнитная доска, указка.
Ход НОД:
(Дети сидят полукругом)
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы будем путешествовать во времени! Полетим на волшебном ковре-самолете! Но для этого нужно будет закрыть глаза, а открыть их только тогда, когда я скажу: «Прилетели!» Договорились? Ну что же, занимайте места на ковре-самолете! Закрывайте глаза!
Считаем: 3, 2, 1 - Пуск! Полетели!
(музыка)
Воспитатель: - Вот мы с вами прилетели в далекое прошлое (слайд 1). Здесь живут...
(предполагаемые ответы детей: древние люди).
Воспитатель: - А живут они... (предполагаемые ответы детей: в пещерах).
Воспитатель: - Да,
ребята, древним людям жилось очень тяжело. У них не было жилищ, не
было сначала даже огня, чтобы согреться и приготовить пищу. Но постепенно
человек овладел огнем и научился готовить, приручил животных, и жизнь его
стала намного легче.
- Ребята, как же древние люди готовили себе пищу?
(предполагаемые ответы детей: при помощи огня, на костре).
Воспитатель: - Да, но на
костре готовить очень неудобно и долго. Давайте полетим туда, где
можно быстро приготовить пищу! Закрываем глаза! Считаем: 3, 2, 1! Пуск!
(музыка)
Воспитатель: Куда же мы попали? (предполагаемые ответы детей: в деревню) (слайд 2)
- Как вы думаете, где люди в деревне готовили пищу? (предполагаемые ответы детей: в печке) - (слайд 3)
- А как? (внутри разжигали дрова, печка нагревалась и в ней готовили еду)
Воспитатель: - Но печка, дети, не совсем удобная - для нее нужны дрова, она может засориться и тогда в доме будет дым. Нет! Давайте полетим дальше! Может люди еще что-то изобрели? Закрываем глаза! Считаем: 3, 2, 1! Пуск! Полетели!
(звучит музыка)
Воспитатель: - О, а это уже совсем современный, всем знакомый бытовой прибор! (слайд 4)
- Что это?
(предполагаемые ответы детей: газовая плита)
- Вот на
такой-то плите можно и суп сварить и картошку пожарить. Помогайте
мне, что еще можно приготовить?
- А в духовке?
(предполагаемые ответы детей: пироги испечь, пряники, печенье)
- Ребята, а кто знает более современную плиту?
- В нее ставят мясо или пирог, включают кнопки, а когда вынимают – все уже готово.
(предполагаемые ответы детей: микроволновая печь)
Воспитатель: - Правильно, такая печь называется микроволновой (слайд 5).
- Вот такую чудо-технику изобрел человек!!!
(Слышится чей-то голосок)
-Ой-ой-ой! (появляется домовенок Кузя - игрушка)
Воспитатель: - Кто это? Да это же домовенок Кузя! Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, Кузя! Ой, ребята, он нам что-то принес (достает из-под стола ... веник).
- Что это, Кузя??? Зачем ты его принес? (Домовенок шепчет на ухо воспитателю).
- Ах, вот что! Ребята, домовенок Кузя живет в доме, помогает его охранять, следит за порядком, чистотой. Но в его доме живет ленивая девочка, она не знает, для чего веник нужен! Она с ним играет и даже садится на веник верхом и скачет на нем, как на лошадке!
Воспитатель: - Давайте, дети, расскажем: для чего веник нужен?
(предполагаемые ответы детей: подметать полы, мусор, пыль...)
- Конечно! Кузя, расскажи девочке и научи ее пользоваться веником.
- Ребята, а чем же неудобен веник?
(предполагаемые ответы детей: не всю пыль можно убрать; она поднимается, садится на мебель, вещи в комнате)
Воспитатель: - А что же изобрел человек, чтобы облегчить этот труд? (пылесос – слайд 6)
- А почему он так называется, пы-ле-сос?
(предполагаемые ответы детей: собирает, затягивает
пыль, лишний
мусор...)
Воспитатель:
- Посмотрите, он похож на маленькое чудо с длинным хоботом.
Чудо ходит по
полу, по ковру, собирает пыль и говорит:
«Я вдыхаю много пыли,
Чтобы все здоровы были!»
Воспитатель: - Скажите, а что удобней: пылесос или веник? - Почему?
(предполагаемые ответы детей: пылесос собирает пыль и мусор сразу, пыль не разлетается и т. д.)
Воспитатель: - Да, ребята, а сейчас человек изобрел такой пылесос, который
не только
«глотает» пыль и мусор, но и моет различные предметы.
- Вы видели такой пылесос? (слайд 7)
- Вот видите, дети, какие
умные машины придумал и сотворил человек в наше
время! (слайд 8- «Мама стирает белье руками»)
Воспитатель: - Что вы видите?
- Чем стирает? (руками)
- Что изобрел человек, чтобы облегчить этот труд?
(предполагаемые ответы детей: стиральную машину)
- Ребята, а ведь раньше не было стиральных машин, и люди стирали белье руками в речке. Покажите, как стирали руками (дети показывают)
- А затем стали стирать в деревянном корыте (слайд 9). А еще позднее, чтобы лучше отстирывать белье стали стирать на стиральной доске (дети показывают)
- Согласитесь, ребята, что так стирать тяжело, неудобно, быстро устаешь! И поэтому люди изобрели…
( предполагаемые ответы детей: стиральную машину – слайд 10)
Воспитатель: - Что умеет делать стиральная машина? (стирать)
- Ребята, а есть еще стиральная машина-автомат! (слайд 11) Что умеет делать эта машина? (сама стирает, меняет воду, полощет белье, отжимает; человеку нужно только нажимать на кнопки)
- У кого дома есть такая стиральная машина? Ира, расскажи, как твоя мама стирает на машине.
- Дети, кто же изобрел стиральную машину? (человек)
- Да, ребята, именно человек изобрел умные машины, умные приборы, умные предметы, которые помогают нам дома, помогают трудиться, отдыхать, жить. Назовите умные машины, которые помогают нам дома
(предполагаемые ответы детей: холодильник, пылесос, утюг, швейная машина и т.д.)
Воспитатель: - Правильно, дети! Вот эти умные, различные предметы, приборы, которые помогают нам дома, в жизни называют ТЕХНИКОЙ! Что же мы называем ТЕХНИКОЙ
(дети отвечают)
Воспитатель: - А сейчас мы с вами отдохнем при помощи техники... Какой? (показываю на музыкальный центр)
Воспитатель: - Да, дети, музыкальный центр – это тоже техника (включает муз. центр)
Физминутка
Опыт «Умная машина»
Воспитатель: - Так что же такое ТЕХНИКА?
(предполагаемые ответы детей:умные машины, которые помогают нам дома)
- Давайте посмотрим, как работает...(достаю кофемолку) Что это? (кофемолка)
- Это тоже техника, ее тоже изобрел человек!
- Для чего служит кофемолка (перемалывает кофе)
- Правильно, а еще она перемалывает перец, орешки, а еще кофемолка перемалывает ... сахар!!!
- Сейчас мы проведем опыт!!! Попробуем с помощью кофемолки получить из сахарного песка - сахарную пудру!
Воспитатель: - Что такое сахарная пудра? Не знаете? Вот сейчас мы с вами и узнаем! Давайте рассмотрим сахарный песок. Посмотрите, он состоит из сахарных крупинок...
- Ну что ж, иди ко мне Алена, засыпай сахар в кофемолку, а Максим нажмет на кнопочку (ребенок нажимает, кофемолка перемалывает сахар)
- Давайте посмотрим, что же получилось? Были крупинки сахарные, а теперь их не стало! Получилась пудра - сахарная!!
- На что еще похожа пудра сахарная? (на муку)
- Ребята, сахарная пудра нужна в кулинарии! Хозяйки посыпают пудрой пироги, торты, кексы, печенье.
- Для чего нужна сахарная пудра?
- Вот какая умная машина - кофемолка!
Воспитатель: - Итак, как я уже говорила, всю эту технику, умные машины, предметы, приборы изобрел человек. Его так и называют ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, МАСТЕР, ТВОРЕЦ.
- Как называют такого человека?
Воспитатель: - О человеке изобретателе, творце, мастере сложено иного пословиц. Давайте вспомним.
Дети:
Умные руки не знают скуки.
Дело мастера боится.
Каков мастер - такова и работа.
Дерево дорого плодами, а человек - делами.
Воспитатель: - Молодцы! - Так что же такое «техника»?
(предполагаемые ответы детей: умные машины, приборы, которые помогают
дома)
Дидактическая игра «Техника – не техника»
Воспитатель: - Правильно, а сейчас мы с вами поиграем. У меня здесь много картинок (показываю на доске). Внимательно их рассмотрите. Теперь Ира подойдет и выберет из всех картинок только те, на которых изображена ТЕХНИКА.
Воспитатель: - Поняли задание? Картинки с техникой оставь на месте, а забери те картинки, на которых техника не изображена. Мы все будем смотреть, как ХХХХ выполняет задание и; если нужно, поможем ей.
(ребенок выполняет задание).
Воспитатель: - Правильно ли ХХХХ выполнила задание? Что не так сделала ХХХХ?
- Какие картинки отобрала ХХХХ? (не технику)
- А что осталось? Как можно все эти приборы, умные машины назвать одним
словом? (техника)
Воспитатель: - Да, дети, это БЫТОВАЯ ТЕХНИКА, которой мы пользуемся каждый день дома, она облегчает нашу жизнь, наш быт.
Дидактическая игра «Магазин бытовой техники» (Звенит колокольчик)
Воспитатель: - Внимание, внимание! Открывается магазин! Магазин БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ! Посмотрите, дети, как много здесь бытовой техники! - Ребята, это необычный магазин! Здесь продают технику не за деньги, только тому, кто правильно загадает загадку о бытовой технике. А можно и свою загадку придумать! Например: «Я хочу купить технику, которая умеет шить!» Что это, ребята? (швейная машина)
Воспитатель: - Кто у нее будет первым покупателем? А мы с Кузей будем продавцами.
(дети играют в магазин, «покупают» бытовую технику, применяя знакомые им загадки или описывают нужный им предмет. Во время игры спрашиваю: «ХХХХ, что ты купила? (холодильник). Для чего он нужен? (помогает сохранить продукты свежими) и т. д.
Воспитатель: - Вот и раскупили всю технику. Подошло к концу наше чудесное путешествие! Сегодня мы с вами побывали и в далеком прошлом, и в настоящем времени. Узнали много нового интересного, полезного о чудо-технике. Вспомнили пословицы, придумывали загадки и даже провели опыт с кофемолкой! Молодцы, ребята! Я очень довольна вами!
Воспитатель: - Так о чем же мы с вами сегодня говорили, дети? (о технике)
- Для чего она нужна?
- Дети, а есть и другая техника - это техника, которая окружает нас в жизни – на улице, на заводах, на фабриках. Это троллейбусы, автобусы, трактора, грузовики, роботы и т.д. Но об этом мы поговорим в другой раз.
- Дети, так кто же изобрел технику? (человек)
- Как мы называем такого человека? (изобретатель, мастер, творец)
- А когда вы вырастите, что вы хотели бы изобрести? (дети придумывают)
- Как вас тогда будут называть? (изобретатель, мастер, творец).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.