КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЗАКОЛДОВАННЫЕ СКАЗКИ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия разработан для возрастной группы детей 4-5 лет. Занятие выстроено по технологии проблемной ситуации, которая является для детей значимой и мотивирует их для поиска самостоятельного выхода из нее. Детям в игровой форме предлагается выполнить задания и собрать ключ-пазл для того, чтобы открыть замок, который повесила хитрая лиса на книжный дом. Все задания направлены на развитие речи детей, их творческих способностей, на умение правильно и связно излагать свои мысли.
Иконка файла материала КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЗАКОЛДОВАННЫЕ СКАЗКИ»

 

Конспект занятия разработан для возрастной группы детей 4-5 лет.

Занятие выстроено по технологии проблемной ситуации, которая является для детей значимой и мотивирует их для поиска самостоятельного выхода из нее. Детям в игровой форме предлагается выполнить задания и собрать ключ-пазл для того, чтобы открыть замок, который повесила хитрая лиса на книжный дом. Все задания направлены на развитие речи детей, их творческих способностей, на умение правильно и связно излагать свои мысли.


Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.      Выявить умение узнавать и называть сказку по иллюстрации.

2.      Выявить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

3.      Выявить умение детей подбирать описательные прилагательные.

4.      Выявить умение детей подбирать и называть слова, обозначающие действия (глаголы).

5.      Выявить умение детей подбирать слова-антонимы.

6.      Выявить умение детей составлять сложноподчиненное предложение.

7.      Выявить навык творческого индивидуального рассказывания. Развивающие задачи:

1.      Развивать умение выявлять проблемную ситуацию, самостоятельно находить

приемлемые формы выхода из нее.

2.  Развивать умение ориентироваться в пространстве по карте-схеме.

3.  Развивать двигательную активность детей.

4.       Развивать   связную,    диалогическую   речь,    психические   процессы, творческие способности.

Воспитательные задачи:

1.  Воспитывать желание прийти на помощь, дружеское сотрудничество.

2.  Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

3.  Воспитывать инициативность, ответственность.

Оборудование:

Демонстрационный: замок, ключ, ключ-пазл, карта-схема маршрута, картинки размером А3 с иллюстрациями сказок, мягкая игрушка петушок, игрушки, деревья, домик из настольного театра (для показа сказки), опорная схема для составления творческого рассказа (сказки), картинка с доброй лисой, книга «Сказки».

Раздаточный на каждого ребенка: картинки с героями сказки «Теремок», картинки, обозначающие действия лисы в сказке «Лиса со скалочкой», конверты подписанные лисой.

Предварительная работа:

Чтение сказок о лисе, разучивание динамической паузы, составление рассказов по опорной схеме.

Ход занятия

 

1.  Введение в игровую ситуацию.

-   Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы уже знаете? Давайте прочитаем сказку, пойду за книгой. (Дети стоят полукругом перед библиотекой).

-   Ой, что это? (Замок на библиотеке). Кто-то повесил замок на наш книжный домик? Кто же это мог сделать? Как вы думаете, ребята? Если здесь у нас хранятся сказки, может это какой-то герой из сказки? (Беседа с детьми)

2.  Актуализация знаний.

-     Давайте вспомним, каких сказочных героев вы знаете? А вот и подсказка я животное, дикое животное. Каких диких животных вы знаете? Вот еще подсказка, от того, кто повесил замок, я в сказках люблю всех водить за нос, хитрить. Кто же то? Лиса закрыла нам библиотеку. Как вы думаете, зачем закрыла? Не хочет, чтобы мы читали. Почему? Она в сказках какая? Хитрая, коварная, обманщица. Хорошо быть такой? Если бы кто-то из нас был таким, были ли бы у нас друзья? Почему? Другим обидно, когда обманывают. Ей нравится быть такой? Может она хочет быть другой? Какой она хочет быть? Она хочет исправиться, но не знает, как это сделать. Видимо она пришла к нам в группу и хотела к вам, ребята, обратиться. Может она хотела у нас чему-то научиться? Мы можем ее научить чему- то хорошему? Может, поможем ей исправиться, быть хорошей в сказках? Вы готовы помогать? Значит наша задача научить лису быть другой, исправиться.

3.  Затруднение в игровой ситуации.


-   А как же нам снять замок? Открыть ключом. А где взять ключ? Искать. Где искать? Лиса откуда? Из сказки, из леса. Значит, искать ключ надо в сказочном лесу. Вы готовы отправиться в сказочный лес за ключом? Но с начало мы должны вспомнить, в каких сказках встречалась лиса («Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Серая шейка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок – золотой гребешок»). Дети по очереди называют, кружимся (переходим через ленту), попадаем «в лес».

4.  Преодоление затруднения.

-       Ребята, чтобы мы не заблудились в лесу, лиса оставила нам карту-схему передвижения по лесу. (Рассматриваем карта-схема маршрута). Идём по стрелочке.

Игровая деятельность «Назови ласково».

-    Вот и первая сказка («Теремок» - картинка), вы узнали? (Дети садятся на ковер в круг). - Чтобы теремок остался цел, нам нужно всех животных сделать маленькими или обратиться к ним ласково. Берем по очереди по одной картинке из центра круга и называем животное ласково. Например, мышь будет мышонком, лягушка – лягушонком и т.д. (2 детей остались без картинок педагог отдает им любую и просит сделать этого героя малюсеньким: например, медведь медвежоночком).

Выдается детям часть ключа. - А ключ мы будем собирать на столе (показывается место). Маленькой картинкой с разгаданной сказкой педагог закрывает первый вопрос в схеме.

Игровая деятельность «Какой, какая?».

Смотрим на карту, идём по стрелочке к следующей сказке. Как она называется? («Лисичка-сестричка и серый волк» - картинка). (Дети стоят лицом к мольберту полукругом).

-   Ребята, в этой сказке лиса была какая? (рыжая, коварная, хитрая, умная, неживая, сытая, ученая, перемазанная, небитая).

-   Хорошо, а волк был какой? (серый, голодный, доверчивый, глупый, избитый, замерзший, бесхвостый, бестолковый, битый).

-     Молодцы ребята, вы справились с заданием. А вот и еще одна часть ключа. Давайте присоединим его. (Один ребенок кладет часть ключа на стол).

Маленькой картинкой с разгаданной сказкой закрывается вопрос в схеме.

-   Пора идти дальше. Физкульт. минутка

Мы к лесной лужайке вышли (шагаем на месте)

Поднимайте ноги выше (высоко поднимаем колени)

Через кустики и кочки (руки вверх с расставленными пальцами, приседаем) Через ветви и пенечки (руки вверх с расставленными пальцами, приседаем) Кто так высоко шагал – (шагаем, высоко поднимаем колени)

Не споткнулся, не упал (повороты головы) Игровая деятельность «Назови действие».

- Ребята, посмотрите на карту, куда же мы идем дальше? Идём по стрелочке.

Педагог показывает детям картинку и спрашивает: - Третью сказку угадали? («Лисичка со скалочкой»). (Дети садятся за столы). Перед каждым ребенком картинка, обозначающая действие лисы. Нам нужно перечислить действия лисы в этой сказке. Что она делала? (шла, нашла, стучала, просилась переночевать, спала, сожгла, спрашивала, съела, взвалила, несла, говорила, испугалась, бросила, убегала, спряталась, кричала, плакала).

-  Ребята, вы справились и с этим заданием, молодцы!

Выдается часть ключа. Маленькой картинкой с разгаданной сказкой закрывается вопрос в схеме.

Игровая деятельность «Скажи наоборот».

Идём дальше по стрелочке. Вот мы добрались до следующей сказки. Какая это сказка? («Петушок – золотой гребешок» - картинка). (Вместе с детьми педагог стоит в кругу, в руках у него мягкая игрушка петушок).


-     Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».  Педагог предлагает закончить предложение, передает по очереди петуха детям, он отвечает возвращает игрушку.

-  В этой сказке лиса несла петуха:

Ø  не за светлые леса, а за…(темные);

Ø  не за медленные реки, а за…(быстрые);

Ø  не за низкие горы, а за…(высокие);

Ø  лиса была от дома не близко, а…(далеко);

Ø  а петух был не умный, а…(глупый);

Ø  у лисы были когти не тупые, а…(острые);

Ø  лиса зазывала петушка не грубо, а…(ласково);

Ø  петух кричал не тихо, а…(громко).

-  Ребята, вы отлично поиграли, и у нас еще появилась часть ключа.

Выдается часть ключа. Маленькой картинкой с разгаданной сказкой закрывается вопрос в схеме.

Игровая деятельность «Продолжить предложение».

-Идём дальше, и нас ждет еще одна сказка. Какая? («Заюшкина избушка» - картинка). (Дети садятся полукругом на ковер). Перед ними на ковре конверты. - Кого лиса обидела в этой сказке?

-    Ребята, вы помните, почему лиса повесила замок на нашу библиотеку? Она не хочет в сказках больше быть плохой. Она хочет исправиться. Она нам передала конверты, в которых написала, какой она хочет стать. Давайте подскажем лисе, как стать хорошей. Каждый из вас по очереди будет брать конверт, я вам прочитаю, КАКОЙ она хочет стать? (Доброй, честной, умной, послушной, заботливой, ласковой, отзывчивой). А вы скажете, что для этого нужно делать.

Я начну, а вы продолжите: «Чтобы стать доброй, НУЖНО…»

·         «Чтобы стать доброй, нужно совершать хорошие дела и делать добро другим»

·         «Чтобы стать честной, нужно всегда говорить только правду»

·         «Чтобы стать ласковой, нужно обнимать и целовать своих близких»

·         «Чтобы стать заботливой, нужно кого-то оберегать, заботиться о ком-то»

·         «Чтобы стать умной, нужно учиться, читать книги, ходить в школу»

·         «Чтобы стать послушной, нужно слушаться взрослых, маму и папу»

·         «Чтобы стать отзывчивой, нужно выручать других и уметь приходить на помощь»

-  Молодцы, ребята! Лиса нас услышит и станет хорошей и доброй.

Выдается часть ключа. Маленькой картинкой с разгаданной сказкой закрывается вопрос в схеме.

-   Смотрите, а вот и еще одна часть ключа. Давайте попробуем его собрать. (Подходят к столу с ключом, начинают собирать). Удивляются, что не хватает еще одной части.

Игровая деятельность «Расскажи сказку».

Смотрим на карту-схему и идём по стрелочке. (Дети сидят полукругом на мягкие модули). На столе лежит настольный деревянный театр (фигурки лисы, зайца, медведя, волка, ежа, деревья лес, домик).

-   Ребята, во всех сказках лиса хитрая, всех обманывает, а она очень хочет услышать сказки, придуманные вами, где она будет хорошей.

Дети рассматривают опорную схему, вместе вспоминаем, что обозначает каждый элемент (1

– жили-были лиса и…, 2 – однажды они пошли…, 3 – в лесу…, 4 – что произошло, 5 – всем было весело). Педагог вместе с детьми слушает сказки двух-трех ребят. Если желающих будет больше, можно предложить детям после занятия записать их рассказ и отправить от всех ребят лисе.

Выдается последняя часть ключа.

На мольберте педагог открывает картинку с веселой и доброй лисой. Такая же маленькая картинка вывешивается на схеме.


Идём по стрелочке.

5.  Осмысление (итог).

- Ребята, посмотрите, что это? У нас получилось, собрали полностью весь ключ! Теперь мы сможем открыть наш книжный дом, чтоб почитать сказки. И нам пора возвращаться в нашу группу. (Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя со словами: «Раз, два, три – в группу ключик нас верни»). Педагог в это время меняет ключ на целый.

-      Как же нам удалось собрать ключ? (Все дети подходят к карте-схеме маршрута, рассматривают, что делали).

-  Ребята, кому мы с вами сегодня помогли?

-  Почему лиса заколдовала наш книжный домик?

-  Какие задания от лисы вам больше всего понравились?

-  Мы смогли помочь лисе?

-  Какой же она стала?

Педагог вместе с детьми подходит к книжному домику, снимают замок и цепи.

-   Вы сегодня молодцы, все старались и справились со всеми заданиями от лисы. Посмотрите, в нашем книжном домике появилась новая книга - это подарок от лисы. Она стала доброй и хорошей. А мы с вами будем читать новые сказки и познакомимся с другими героями.

Список использованных источников:

1.      Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам 3-5 лет. Детство- Пресс, 2017. 24 с.

2.      Ушакова  О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015. 192 с.

3.      Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.