МОУ «Бендерский детский сад № 43»
Конспект НОД логопедического занятия по развитию речи |
|
«Путешествие на Север» подготовительная к школе группа ОНР |
|
|
|
учитель – логопед 1 квалификационная категория |
|
|
|
Лищенко Татьяна Владимировна |
2021г.
Пояснительная записка
Тема: «Путешествие на Север»
Цель: развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера.
Задачи:
Обучающие: расширение, уточнение и активизация словаря по теме ;
совершенствовать навык словообразования и словоизменения .
Развивающие: развивать слуховое внимание, закреплять правильное произношение звуков в речи; продолжать развивать дыхание; развивать артикуляционную и мимическую моторику, закреплять умение пользоваться в речи распространённым предложением, закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос, развитие логического мышления, слухового и зрительного внимания и восприятия, развитие интонационной выразительности речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность; воспитание таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, отзывчивость, готовность придти на помощь, чувство коллективизма.
Актуальность мероприятия: В современных условиях проблема воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Условия реализации: логопедический кабинет, музыкальное сопровождение
Контингент обучающихся: подготовительная группа детей с нарушением речи (ОНР,ТНР)
Учёт сложностей их обучения в методической разработке: при организации игр и обучения необходимо учитывать желание и настроение детей, уровень знаний .
Ход работы:
1. Орг.момент:
Звучит музыка: «Мы поедим, мы помчимся на оленях утром раним…..» (Дети «Въезжают на оленях в санях, звенят бубенчики)»
Восп-ль: «Ребята, мы сегодня с вами попали на Северный полюс»
2.Психогимнастика.
Логопед: «Сегодня нам будут очень нужны глаза и уши, руки и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте?»
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.
Логопед: «А теперь давайте поговорим о том , какая погода и природа на Севере?» (кругом лежит снег, ледяные горы, плавающие льдины, айсберги…)
Зима (какая?) (долгая, лютая, снежная, студеная, вьюжная..)
Игра : «Удержи комочек»
Логопед: «Давайте слепим маленький комочек снега и будем передавать друг другу, называя животного или птицу Севера.»
Я начинаю: «Кто? ( морж, тюлень, белый медведь, морской котик, гагара, пингвин …)» - назовите одним словом – это животные и птицы Севера.
Звучит музыка: «Вьюга разбушевалась»
Залетела вьюга и забрала воспитателя.
Логопед: «Что же это такое произошло? Налетела вьюга, стало холодно, и не стало нашего воспитателя. »
3.Психогимнастика.
Логопед: «Давайте покажем как нам жаль нашего воспитателя. (грустные лица)
Как нам холодно (дрожь)»
4.Дыхательная гимнастика.
Логопед: «А сколько снега намело , давайте сдуем снежинки ( с правой ладошки: носиком вдох, губки «Трубочкой» - выдох, затем с левой.»
5.Звучит музыка: «Входит Снежная Королева»
Снежная Королева: «Ха- ха-ха! Что замёрзла детвора? Что за глупые ребята? Некрасивы, неопрятны. »
Логопед: «От чего же наши дети глупые? Мы много чего знаем и умеем! Ольга Николаевна, что же с Вами произошло? Отчего Вы такая злая и холодная?»
Снежная Королева: «А я не Ольга Николаевна, я теперь Снежная Королева!!! Ха-ха -ха!!! Меня заколдовала злая вьюга. А расколдовать меня смогут только умные и правильные ответы детей, но вот только , где же их взять?»
Логопед: «Да вот же самые умные дети, ну-ка задавай свои вопросы?»
6.Игра: «Верно или нет?»
Снежная Королева: - Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире, что они в два раза больше человека? (Да)
- Верно ли , что детёныши кита называют китайчонком? (Нет)
- Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называют лайками? (Нет)
- Верно , что ледник – это человек, который сильно замёрз? ( Нет)
- На Севере шумят леса? (Нет)
- Ночь бывает полгода? (Да)
- Белки живут на Севере? (Нет)
- Северные олени питаются рыбой? (Нет)
7. Физ.минутка.
Логопед: « Что – то мы примерзли, давайте встанем и разогреемся.» ( звучит музыка: «Где-то на белом свете…», дети выполняют ритмичные упражнения под музыку)
8.Игра: «Назови слово»
Острый клык – остроклыкий
Длинные рога – длиннорогий
Толстая шкура- толстошкурый
Короткий хвост – короткохвостый
Крепкий клюв – крепкоклювый
Белая грудь – белогрудый.
9.Игра : «Собери картинку»
Снежная Королева: « А Вы знаете, кто живёт на Севере?
Соберите картинки и составьте по ним описательные загадки по схеме.» (ответы детей)
10. Игра: «Сравни»
Человек |
Животное |
Птица |
рот |
пасть |
клюв |
ноги (руки) |
лапы |
лапки (крылья) |
ногти |
когти |
когти |
кожа |
шкура |
шкура |
волосы |
шерсть |
перья |
11. Кроссворд:
Снежная Королева: «И ещё одно задание , разгадайте мой кроссворд и составьте предложения по схеме. »
1). Бело-голубой, хищник, похож на лису. ( Песец)
2).Длиннорогий, быстрый, гордый. (Северный олень)
3).Чёрно-белый, краснолапый, очень любит рыбу. (Пингвин)
4).Крупная, белая, похожая на дельфин. (Белуха)
5).Толстокожий, длинноусый, длинноклыкий. (Морж)
Логопед: «Какое же ключевое слово получилось? » (Север)
(Звучит громкая музыка)
Снежная Королева: «Ой, что-то мне не хорошо….!!!»(убегает)
Логопед: «Ребята, давайте произнесём волшебные слова, чтоб вернуть Ольгу Николаевну. У вас на столах лежит листок бумаги, превратите его в снежный комочек и произнесите тихо , чтоб вьюга нас не услышала…»
Лети, лети комок,
Через Запад на Восток.
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Ольгу Николаевну нам верни!
Логопед: « А теперь ещё раз, но скажем громко, бросим наши комочки.» (звучит спокойная мелодия, выходит воспитатель)
Воспитатель: «Спасибо, мои родные, что расколдовали меня. Вы самые умные и внимательные.»
Логопед: «И мы рады, правда ребята?»
14. Итог.
-где мы с вами побывали?
-кто был у нас в гостях?
- в какие игры мы с вами играли?
-из скольких слов мы составляли предложения?
-что мы с вами разгадывали?
Список используемой литературы:
1.Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПб 2003.
2.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий М-2010.
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь- СПб.: Дельта, 2001.
4.Дубровская С. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.:РИПОЛ 2009.
5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. \Пособие по логопедии для детей и родителей СПб 2005.
6.КузнецоваЕ.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Москва 2003.
7.Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.