Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие на Север"

  • docx
  • 02.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала нод на север.docx

МОУ «Бендерский  детский сад № 43»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД логопедического занятия

 по развитию речи

 

 

«Путешествие на Север»

подготовительная к школе группа ОНР

 

 

 

 

 

 

 

 

   

учитель – логопед

1 квалификационная категория

 

 

Лищенко Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

 

 

Пояснительная записка

Тема:  «Путешествие на Север»

Цель: развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера. 

Задачи:

Обучающие: расширение, уточнение и активизация словаря по теме ;

совершенствовать навык словообразования и словоизменения .

Развивающие:  развивать слуховое внимание, закреплять правильное произношение звуков в речи; продолжать развивать дыхание; развивать артикуляционную и мимическую моторику, закреплять умение пользоваться в речи  распространённым предложением, закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос, развитие логического мышления, слухового и зрительного внимания и восприятия, развитие интонационной выразительности речи.

Воспитательные:  воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность; воспитание таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, отзывчивость, готовность придти на помощь, чувство коллективизма.

Актуальность мероприятия: В современных условиях проблема  воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Условия реализации: логопедический кабинет, музыкальное сопровождение

Контингент обучающихся: подготовительная группа детей с нарушением речи (ОНР,ТНР)

Учёт сложностей их обучения в методической разработке: при организации игр и обучения необходимо учитывать желание и настроение детей, уровень знаний .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

Ход работы:

1.                 Орг.момент:

Звучит музыка: «Мы поедим, мы помчимся на оленях утром раним…..» (Дети «Въезжают на оленях в санях, звенят бубенчики)»

Восп-ль: «Ребята, мы сегодня с вами попали на Северный полюс»

2.Психогимнастика.

Логопед: «Сегодня нам будут очень нужны глаза и уши, руки и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим всё ли на месте?»

  Рот, нос, голова, руки, уши и глаза

  Плечико, плечико, шея, грудь.

  И про животик не забудь.

Логопед: «А теперь давайте поговорим о том , какая погода и природа на Севере?» (кругом лежит снег, ледяные горы, плавающие льдины, айсберги…)

Зима (какая?) (долгая, лютая, снежная, студеная, вьюжная..)

Игра : «Удержи комочек»

Логопед:  «Давайте слепим маленький комочек снега и будем передавать друг другу, называя животного или птицу Севера.»

Я начинаю: «Кто? ( морж, тюлень, белый медведь, морской котик, гагара, пингвин …)» - назовите одним словом – это животные и птицы Севера.

Звучит музыка: «Вьюга разбушевалась»

Залетела вьюга и забрала воспитателя.

Логопед:  «Что же это такое произошло? Налетела вьюга, стало холодно, и не стало нашего воспитателя. »

3.Психогимнастика.

Логопед: «Давайте покажем как нам жаль нашего воспитателя. (грустные лица)

Как нам холодно (дрожь)»

4.Дыхательная гимнастика.

Логопед: «А сколько снега намело , давайте сдуем снежинки ( с правой ладошки: носиком вдох, губки «Трубочкой» - выдох, затем с левой.»

5.Звучит музыка: «Входит Снежная Королева»

Снежная Королева: «Ха- ха-ха! Что замёрзла детвора? Что за глупые ребята? Некрасивы,  неопрятны. »

Логопед: «От чего же наши дети глупые? Мы много чего знаем и умеем! Ольга Николаевна, что же с Вами произошло? Отчего Вы такая злая и холодная?»

Снежная Королева: «А я не Ольга Николаевна, я теперь Снежная Королева!!! Ха-ха -ха!!! Меня заколдовала злая вьюга. А расколдовать  меня смогут только умные и правильные ответы детей, но вот только , где же их взять?»

Логопед: «Да вот же самые   умные дети, ну-ка задавай свои вопросы?»

6.Игра: «Верно или нет?»

Снежная Королева: - Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире, что они в два раза больше человека?    (Да)

                                - Верно ли , что детёныши кита называют китайчонком?   (Нет)

                               - Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называют лайками?   (Нет)

                               - Верно , что ледник – это человек, который сильно замёрз?  ( Нет)

                                - На Севере шумят леса? (Нет)

                                - Ночь бывает полгода?  (Да)

                                - Белки живут на Севере?  (Нет)

                                - Северные олени питаются рыбой? (Нет)

 

7. Физ.минутка.

Логопед: « Что – то мы примерзли, давайте встанем и разогреемся.» ( звучит музыка: «Где-то на белом свете…», дети выполняют ритмичные упражнения под музыку)

8.Игра: «Назови слово»

Острый клык – остроклыкий

Длинные рога – длиннорогий

Толстая шкура- толстошкурый

Короткий хвост – короткохвостый

Крепкий клюв – крепкоклювый

Белая грудь – белогрудый.

9.Игра : «Собери картинку»

Снежная Королева: « А Вы знаете, кто живёт на Севере?

Соберите картинки и составьте по ним описательные загадки по схеме.» (ответы детей)

10. Игра: «Сравни»

Человек

Животное

Птица

рот

пасть

клюв

ноги       (руки)

лапы

лапки  (крылья)

ногти

когти

когти

кожа

шкура

шкура

волосы

шерсть

перья

11. Кроссворд:

Снежная Королева: «И ещё одно задание , разгадайте мой кроссворд и составьте предложения по схеме. »

1). Бело-голубой, хищник, похож на лису. ( Песец)

2).Длиннорогий, быстрый, гордый. (Северный олень)

3).Чёрно-белый, краснолапый, очень любит рыбу. (Пингвин)

4).Крупная, белая, похожая на дельфин. (Белуха)

5).Толстокожий, длинноусый, длинноклыкий. (Морж)

Логопед: «Какое же ключевое слово получилось? » (Север)

(Звучит громкая музыка)

Снежная Королева: «Ой, что-то мне не хорошо….!!!»(убегает)

Логопед: «Ребята, давайте произнесём волшебные слова, чтоб вернуть Ольгу Николаевну. У вас на столах лежит листок бумаги, превратите его в снежный комочек и произнесите тихо , чтоб вьюга нас не услышала…»

Лети, лети комок,

Через Запад на Восток.

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Ольгу Николаевну нам верни!

Логопед: « А теперь ещё раз, но скажем громко, бросим наши комочки.» (звучит спокойная мелодия, выходит воспитатель)

Воспитатель: «Спасибо, мои родные, что расколдовали меня. Вы самые умные и внимательные.»

Логопед: «И мы рады, правда ребята?»

14. Итог.

             -где мы с вами побывали?

              -кто был у нас в гостях?

              - в какие игры  мы с вами играли?

              -из скольких слов мы составляли предложения?

               -что мы с вами разгадывали?

 

Список используемой литературы:

 

1.Агронович З.Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.  СПб 2003.

2.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий М-2010.

3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь- СПб.: Дельта, 2001.

4.Дубровская С. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.:РИПОЛ  2009.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. \Пособие по логопедии для детей и родителей СПб 2005.

6.КузнецоваЕ.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Москва 2003.

7.Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб 2009.