Конспект НОД
с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий, развивающих пособий В.В. Воскобовича, музыкотерапии
Тема: «Осень в волшебном лесу»
Цель: уточнение знаний детей по обобщающему понятию «Осень». Задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени, ее приметах, образе жизни зверей в осеннем лесу.
2. Упражнять в правильном употреблении грамматических форм: изменении падежных окончаний существительных, подборе антонимов к прилагательным; построении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
3. Совершенствовать связную речь дошкольников, умение составлять описательный рассказ об осени.
4. Развивать логическое мышление; упражнять в установлении причинно - следственных связей между явлениями природы.
5. Воспитывать самостоятельность и активность.
Словарная работа: листопад, похолодание, заморозки.
Материал: предметно – развивающая среда Воскобовича «Фиолетовый лес», «Геоборды», «Игровизоры», «Волшебные квадраты» (по количеству детей); шкатулка, мяч, шапочки животных, веточки с осенними листьями; аудиозаписи «Обращение злого волшебника», музыка для физминутки «Осень золотая».
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени, рассматривание иллюстраций.
Ход. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, какое чудесное утро. Поприветствуем друг друга. Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера!
Введение в тему.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень)
16
- Летнее тепло сменила прохлада осени. Она пришла в города и в леса. С каждым днѐм солнышко радует нас всѐ реже и реже! Даже период золотой осени уже прошѐл. А ведь он был так красив в своѐм ярком убранстве!
- А хотели бы вы оказаться в сказочном лесу в период золотой осени? (Да). Воспитатель: День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас:
В путешествие большое мы отправимся сейчас.
- На чем мы можем туда отправиться? (Варианты ответов). Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие на самолѐтах, но необычных. Их мы сделаем сами из «волшебных квадратов». Пройдите, пожалуйста, к столам и сделайте самолѐты. (Работа детей с «Волшебным квадратом»)
Воспитатель: Ну, что ж, у всех получился самолѐт? Поднимите его повыше. Воспитатель: Отправляемся в полѐт,
Лес волшебный нас зовѐт. - Полетели?
Дети под музыку переходят к коврографу «Фиолетовый лес». Воспитатель: Вот мы и на месте. Это волшебный лес. Он похож на осенний лес? (Не похож).
Воспитатель: Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Что же случилось в нѐм? Не понятно, какое это время года… Всѐ какое-то тусклое, бесцветное? Нет тебе ни оранжевых, ни жѐлтых листьев…Не похоже на золотую осень. Что-то здесь не так!
Звучит завывание ветра.
Голос волшебника (аудиозапись): «Ха –ха – ха! Что, Золотую осень захотели, не дождѐтесь. Все краски осени здесь в шкатулке. Верну их в лес только тогда, когда вы выполните задания, которые написаны на каждом листе…Ха–ха-ха!...»
Воспитатель: Ах, он и злющий, этот волшебник! А вот и шкатулка с разноцветными листьями.
- Дети, что мы должны сделать? (вернуть краски в лес). - Вы уверены, что справитесь с заданиями волшебника?
Задание 1. «Добавь словечко».
Воспитатель: Сядьте, пожалуйста, на ковѐр. Достанем из шкатулки первый листок, он красный. Что же на нѐм написано? - «Добавь словечко».
Для выполнения этого задания, вам нужно закончить мои предложения, при этом изменив слово «осень»:
- Наступила…(осень)
- Долго не было … (осени)
- Мы рады … (осени)
17
- Мы встречаем… (осень)
- Мы одеваемся тепло … (осенью) - Мы поѐм песни об … (осени)
- Мы рисуем…(осень).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с первым заданием волшебника и можете поместить листок на дерево. (Под звук колокольчика ребенок прикрепляет листок, при этом звучит колокольчик)
Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот». Воспитатель: Достаѐм следующий листок с заданием, он жѐлтый. На нѐм написано: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Для выполнения этого задания, встаньте, пожалуйста.
- Я брошу одному из вас мяч и произнесу предложение о лете, а вы закончите его наоборот, сказав уже об осени.
· Летом листва зелѐная, а осенью жѐлтая… · Летом дни длинные, а осенью…
· Летом небо голубое, а осенью серое…
· Летом солнце яркое, а осенью тусклое… · Летом ветер тѐплый, а осенью…
Воспитатель: Справились с заданием, и ещѐ один листок отправляется на дерево сказочного леса. (Прикрепляет листик любой ребѐнок, при этом звучит колокольчик).
Задание 3. «Звери осенью»
Воспитатель: Снова заглянем в шкатулку. На следующем листе, он оранжевый, написано «Звери осенью».
- Что звери делают осенью? Вот бы рассказали нам, как они готовятся к зиме. Но они не умеют говорить.
- Но раз уж мы с вами попали в волшебный лес, здесь возможны любые превращения.
Игра «Превращения»
Воспитатель: Вы можете превратиться в лесных жителей: «1,2,3. Вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!» (Дети поворачиваются и надевают шапочки разных зверей).
Воспитатель: Дети, назовите животное, в которое каждый из вас превратился, и расскажите от его имени, как вы готовитесь к зимним холодам.
Например: Я – лиса. …
18
Воспитатель: Спасибо, звери. Было очень интересно узнать, как вы готовитесь к встрече зимы. А теперь снова повернитесь и в детей все превратитесь!
- Задание выполнено, и мы можем поместить следующий листок на дерево. Прикрепляют листик на коврограф.
Задание 4. «Кто, чем питается?»
Воспитатель: Достаем следующий лист, он бордовый. На нем слово «Еда». Интересно, что бы это значило? (Дети выдвигают свои предположения. Например: может, в задании надо рассказать, чем питаются животные). Воспитатель: Вы ведь знаете, чем питаются животные. Я предлагаю вам сделать для них угощение. Для этого воспользуемся «Геобордом». Проходите к столам.
Дети на игровом пособии «Геоборд» выкладывают угощение для зверей.
Воспитатель: Расскажите, что за угощение и для кого из животных вы сделали. (Например: Я сделал шишку для белки. Я выложила для лисы рыбу….).
Воспитатель: Ну, что ж, справились с ещѐ одним заданием и получили в награду бордовый листок. (Прикрепляют листок на дерево)
Физминутка «Осень золотая» (музыкально-ритмические движения)
Задание 5. «Зимующие или перелетные?»
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке остался последний листик, он собрал в себя все краски осени. И на нѐм слово «Птицы». Вспомните, каких птиц называют перелетными, а каких - зимующими? (Дети объясняют). Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за столы и на «Игровизорах» выполнить следующее задание. Перелетных птиц соедините линией с изображением солнца, а зимующих со снежинкой.
Дети соединяют линиями изображения птиц со снежинкой или солнышком. Воспитатель: Задание выполнено. Теперь переверните листы в «Игровизорах» и проверьте, правильно ли вы справились с заданием? (Самоконтроль. Разбор ошибок, если есть).
Воспитатель: Вы справились с последним заданием, и мы можем прикрепить еще один листок.(Прикрепляют к дереву).
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили задания волшебника и собрали все осенние краски.
Звучит голос волшебника: «Ну, что ж, вы справились с заданиями, я ухожу, получайте свою Золотую осень!».
Воспитатель: Теперь, наконец-то, сказочный лес снова станет золотым.
19
- Дети, помогите
мне нарядить лес в осеннее убранство. Добавьте недостающие объекты в наш сказочный лес (дети добавляют птиц,
разноцветные листья, ягоды, грибы).
Воспитатель: Назовите, что каждый из вас поместил в волшебный лес и объясните, почему.
Например: Я добавил жѐлтые листочки, потому, что осенью они желтеют. Или: Я добавил грибы, ведь осенью она растут в лесу...(Ответы нескольких детей).
Воспитатель: Перед нами волшебный лес. Какое время года сейчас в волшебном лесу?
- Кто может доказать, что это осень и рассказать нам все о ней.
Дети составляют рассказ об осеннем лесе из 5-6 предложений. Воспитатель: Замечательно, мы вернули краски в сказочный лес, в нѐм наступила золотая осень, а нам пора возвращаться.
- 1,2,3,4,5. Повернись, покружись, снова в группе окажись. Дети по сигналу поворачиваются вокруг себя.
Итог.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в сказочный лес?
- Вам пришлось пройти трудные испытания. Что было самым сложным для вас?
- Что помогло вам справиться с заданиями злого волшебника и расколдовать осенний лес?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.