Сказочное воспитание
Дарья Николаевна Манузина,
воспитатель МАДОУ № 1
Полысаевский городской округ, кемеровская обл.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский.
Сказочное воспитание! Почему сказочное, спросите вы? А замечали ли вы, с каким восторгом и упоением малыши слушают сказки? Согласитесь, трудно представить детство без любимой сказки, она манит фантазией и будоражит воображение. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
К сожалению, воспитание сказкой серьезно воспринимают немногие. Родители стали меньше читать своим детям, причин этому много, одна из них – массовое развитие телевидения, смотреть зрелище интереснее и легче.
В детском саду работа со сказкой чаще сводится к ее прочтению и обсуждению сюжета, в лучшем случае к драматизации. Самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения детей. Поэтому важно, чтобы ребенок полюбил сказки!
Задача педагога донести эту любовь, дать возможность воспитанникам получать новые знания и опыт посредством погружения в сказку, примеряя образ того или иного героя.
В своей практике мы используем как традиционные направления работы со сказкой: чтение и обыгрывание сюжетов, так и нетрадиционные, взяв за основу опыт Л. Б. Фесюковой и рекомендации авторов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Разработали модель работы над сказкой, которая состоит из нескольких этапов: знакомство со сказкой, погружение в сказку, сочинение сказки.
На первом этапе важно вызвать интерес ребенка к сказке, побудить к активному слушанию, а для этого необходимо правильно читать сказку, а лучше рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, чувствовать его эмоции, наблюдать за мимикой и жестами. В то же время рассказчик может видеть реакцию своих слушателей, их волнение или переживания за понравившегося героя. Особенно детям нравится, когда с ними общаются от лица какого-либо персонажа, просят помощи или совета. Таким образом решаются сложные познавательные задачи, ребята совместно с героями ищут выход из сложившийся ситуации, учатся принимать решения.
Когда знакомство со сказкой состоялось проводим обмен мнениями, анализируем действия каждого героя. Дети с нетерпением погружаются в сюжет сказки, задают вопросы героям, оценивают свои возможности в данной ситуации. На этом этапе используем игровые упражнения, которыеподготавливают детей к драматизации, учат вживаться в роль, использовать мимику и жесты: «Угадай, чей это жест», «Изобрази героя», «Вспомни и покажи». Самое любимое упражнение для моих воспитанников «Волшебная палочка», в ходе его проведения, ребенок получает волшебную палочку и наделяется волшебной силой, так он может помочь понравившемуся герою или наделить его противоположными качествами, изменить ход сюжета.
Используем сказочные мотивации в режимных моментах и при организации образовательной деятельности. Сказка, это не только урок нравственности, но и математики, экологии и развития речи. Исходя из универсальных возможностей сказки, решаем задачи образовательной деятельности, проносим сюжет через все виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, двигательную.
На третьем этапе мы учимся додумывать сюжет на новый лад или сочинять новую, свою сказку.
При сочинении сказки используем карту филолога-фольклориста Владимира Яковлевича Проппа:
1. Завязка (жили-были, в некотором царстве и т.д.)
2. Запрет
3. Нарушение запрета
4. Отлучка героя (снаряжение в путь)
5. Задача, которая стоит перед героем
6. Волшебные дары
7. Вредители (злые силы)
8. Помощники
9. Борьба героя и злодея
10. Развязка (свадьба, невеста и т.д.)
Для детей карта выполнена в сокращенном схематичном варианте, что позволяет им легко ориентироваться и придумывать сюжет сказки, достаточно лишь определиться с темой. Традиционные пятничные посиделки заканчиваются новой сказкой, где героями становятся сами дети.
В результате выполнения таких творческих заданий как «Сказка по-новому», «Сказка в картинках», «Обыграй сказку», «Сказки из пластилина» появляется продукт детской деятельности, будь то книга, спектакль для малышей или театр пластилиновых кукол.
Работа над сказкой будет эффективной, если ребенок заинтересован и увлечен, поэтому мы придерживаемся определенных правил:
сказочные темы должны соответствовать возрасту ребенка;
учитывать эмоциональный настрой детей;
хвалить детей, привлекать к самооценке;
дать возможность проявиться каждому ребенку;
не выполнять задания за детей;
начинать от простого к сложному.
Для систематической и целенаправленной работы разработали проект «Живая сказка», цель которого формирование духовно-нравственной личности. В ходе реализации проекта воспитанники в игровой, увлекательной форме через сказочные сюжеты познают окружающий мир, природу человеческих отношений, красоту родного языка.
В проекте непосредственное участие принимают родители. Они помогают в оформление центра театрализованной деятельности, активно участвуют в конкурсах и совместных мероприятиях. В рамках реализации проекта в группе открылся мини-музей «Любимые сказки родителей» и выставка «Наши сказки». На выставке размещаются книжки-самоделки, авторами сказок и иллюстраций к ним являются дети.
Сказка была и остается одним из самых доступных средств воспитания и развития ребенка, которое использовали во все времена.
Секрет сказки в том, что дети воспринимают смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Сознательно – переживают главному герою и осознают вымышленность сказочного сюжета, подсознательно – улавливают и впитывают истины сказки, отождествляют себя с главным героем, пересматривают своё поведение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.