Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи "Зайка серенький сидит"
Оценка 4.8

Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи "Зайка серенький сидит"

Оценка 4.8
Документация
doc
воспитательная работа
2 кл—3 кл
27.04.2023
Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи "Зайка серенький сидит"
Конспект НОД, цель которого развитие речевой активности детей раннего возраста
Манузина_Д._Н._статья.doc

Сказочное воспитание

Дарья Николаевна Манузина,

воспитатель МАДОУ № 1

Полысаевский городской округ, кемеровская обл.

«Через сказку, фантазию, игру,                                                                                                                                           через неповторимое детское творчество –                                                                                                                        верная дорога к сердцу ребенка.                                                                                                                              Сказка, фантазия – это ключик,                                                                                                                                    с помощью которого можно открыть эти истоки,                                                                                                            и они забьют животворными ключами»

В. Сухомлинский.

Сказочное воспитание! Почему сказочное, спросите вы? А замечали ли вы, с каким восторгом и упоением малыши слушают сказки? Согласитесь, трудно представить детство без любимой сказки, она манит фантазией и будоражит воображение. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные                             и социальные ценности. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

К сожалению, воспитание сказкой серьезно воспринимают немногие. Родители стали меньше читать своим детям, причин этому много, одна из них – массовое развитие телевидения, смотреть зрелище интереснее и легче.

 В детском саду работа со сказкой чаще сводится к ее прочтению и обсуждению сюжета,                        в лучшем случае к драматизации. Самое главное, что сказки нужны не только для развлечения,                       но и для развития и обучения детей. Поэтому важно, чтобы ребенок полюбил сказки!

Задача педагога донести эту любовь, дать возможность воспитанникам получать новые знания и опыт посредством погружения в сказку, примеряя образ того или иного героя.

В своей практике мы используем как традиционные направления работы со сказкой: чтение                         и обыгрывание сюжетов, так и нетрадиционные, взяв за основу опыт Л. Б. Фесюковой                                             и рекомендации авторов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Разработали модель работы над сказкой, которая состоит из нескольких этапов: знакомство со сказкой, погружение в сказку, сочинение сказки.

На первом этапе важно вызвать интерес ребенка к сказке, побудить к активному слушанию,                     а для этого необходимо правильно читать сказку, а лучше рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, чувствовать его эмоции, наблюдать за мимикой и жестами. В то же время рассказчик может видеть реакцию своих слушателей, их волнение или переживания за понравившегося героя. Особенно детям нравится, когда с ними общаются от лица какого-либо персонажа, просят помощи или совета. Таким образом решаются сложные познавательные задачи, ребята совместно с героями ищут выход из сложившийся ситуации, учатся принимать решения.

Когда знакомство со сказкой состоялось проводим обмен мнениями, анализируем действия каждого героя. Дети с нетерпением погружаются в сюжет сказки, задают вопросы героям, оценивают свои возможности в данной ситуации. На этом этапе используем игровые упражнения, которыеподготавливают детей к драматизации, учат вживаться в роль, использовать мимику                             и жесты: «Угадай, чей это жест», «Изобрази героя», «Вспомни и покажи». Самое любимое упражнение для моих воспитанников «Волшебная палочка», в ходе его проведения, ребенок получает волшебную палочку и наделяется волшебной силой, так он может помочь понравившемуся герою или наделить его противоположными качествами, изменить ход сюжета.

Используем сказочные мотивации в режимных моментах и при организации образовательной деятельности. Сказка, это не только урок нравственности, но и математики, экологии и развития речи. Исходя из  универсальных возможностей сказки, решаем задачи образовательной деятельности, проносим сюжет через все виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, двигательную.

На третьем этапе мы учимся додумывать сюжет на новый лад или сочинять новую,                            свою сказку.

При сочинении сказки используем карту филолога-фольклориста Владимира                               Яковлевича Проппа:

1.         Завязка (жили-были, в некотором царстве и т.д.)

2.         Запрет

3.         Нарушение запрета

4.         Отлучка героя (снаряжение в путь)

5.         Задача, которая стоит перед героем

6.         Волшебные дары

7.         Вредители (злые силы)

8.         Помощники

9.         Борьба героя и злодея

10.     Развязка (свадьба, невеста и т.д.)

Для детей карта выполнена в сокращенном схематичном варианте, что позволяет им легко ориентироваться и придумывать сюжет сказки, достаточно лишь определиться                                            с темой. Традиционные пятничные посиделки заканчиваются новой сказкой, где героями становятся                        сами дети.

В результате выполнения таких творческих заданий как «Сказка по-новому»,                                   «Сказка в картинках», «Обыграй сказку», «Сказки из пластилина» появляется продукт детской деятельности, будь то книга, спектакль для малышей или театр пластилиновых кукол.

Работа над сказкой будет эффективной, если ребенок заинтересован и увлечен, поэтому                           мы придерживаемся определенных правил:

сказочные темы должны соответствовать возрасту ребенка;

учитывать эмоциональный настрой детей;

хвалить детей, привлекать к самооценке;

дать возможность проявиться каждому ребенку;

не выполнять задания за детей;

начинать от простого к сложному.

Для систематической и целенаправленной работы разработали проект «Живая сказка»,                     цель которого формирование духовно-нравственной личности. В ходе реализации проекта воспитанники в игровой, увлекательной форме через сказочные сюжеты познают окружающий мир, природу человеческих отношений, красоту родного языка.

В проекте непосредственное участие принимают родители. Они помогают в оформление центра театрализованной деятельности, активно участвуют в конкурсах и совместных мероприятиях. В рамках реализации проекта в группе открылся мини-музей «Любимые сказки родителей»                                    и выставка «Наши сказки». На выставке размещаются книжки-самоделки, авторами сказок                               и иллюстраций к ним являются дети.

Сказка была и остается одним из самых доступных средств воспитания и развития ребенка, которое использовали во все времена.

Секрет сказки в том, что дети воспринимают смысл услышанного одновременно                                     на сознательном и подсознательном уровнях. Сознательно – переживают главному герою и осознают вымышленность сказочного сюжета, подсознательно – улавливают и впитывают истины сказки, отождествляют себя с главным героем, пересматривают своё поведение.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Сказочное воспитание Дарья Николаевна

Сказочное воспитание Дарья Николаевна

Особенно детям нравится, когда с ними общаются от лица какого-либо персонажа, просят помощи или совета

Особенно детям нравится, когда с ними общаются от лица какого-либо персонажа, просят помощи или совета

В результате выполнения таких творческих заданий как «Сказка по-новому», «Сказка в картинках», «Обыграй сказку», «Сказки из пластилина» появляется продукт детской деятельности, будь то книга, спектакль…

В результате выполнения таких творческих заданий как «Сказка по-новому», «Сказка в картинках», «Обыграй сказку», «Сказки из пластилина» появляется продукт детской деятельности, будь то книга, спектакль…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2023