Конспект НОД в старшей группе в рамках реализации образовательной области «Коммуникация»
по теме «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель. Учить детей пересказывать рассказ с опорой на алгоритмы.
Задачи.
1. Познакомить детей с рассказом Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
2. Продолжать учить детей пересказывать художественный текст, используя в качестве плана алгоритмы /схематические картинки/.
3. Обогащать и активизировать словарь детей,
4. Развивать внимание, память дошкольников.
5. Воспитывать нравственные качества.
Словарь: ездовые, цирковые, пограничные, охотничьи, сторожевые, пожарные, собаки – поводыри, охранники, служебные, полицейские, санитарные, связные, караульные, розыскные; спасла, загорелся, плакала, послали, скрылся, нёс, осматривали, пустили, выбежала, расхохотались.
Оборудование и средства: портрет писателя Л.Н. Толстого, алгоритмы к пересказу, рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
Предварительная работа. Беседы «Огонь - друг или враг? », « Службы «01», «02», «03» на страже », просмотр презентации «Помощники - животные», отгадывание загадок про животных, дидактическая игра «01», рассматривание иллюстраций « Мужские профессии», инструктаж – беседа «Чем можно обжечься?».
Ход занятия.
Обратить внимание на гостей. Поздороваться.
Организационный момент.
Послушайте загадку и отгадайте про кого она.
Я верный человека друг, имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе, зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков, пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака. Кто я? Ты угадал – (собака)
Игра для рабочего настроя «Пирамида дружбы».
Построить «пирамиду дружбы» из рук. Назовите, какие бывают собаки по их назначению. Молодцы!
Дети садятся на ковёр.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы по тексту.
Читает рассказ.
Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поговорим о прочитанном и составим подсказку для в ваших ответов. /Дети отвечают на вопросы, педагог и дети выстраивает алгоритм пересказа, какой алгоритм соответствует ответу/
Воспитатель: что однажды произошло?
Дети: один раз загорелся дом.
/1 алгоритм/
Воспитатель: кто приехал на пожар?
Дети: пожарные приехали к дому с собакой, по кличке Боб.
/2 алгоритм/
Воспитатель: кто встретил пожарных, когда они подъехали к загоревшемуся дому?
Дети: к ним выбежала женщина, она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка
/ 3 алгоритм/
Воспитатель: кого пожарные послали за девочкой?
Дети: пожарные послали Боба, Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму
/4 алгоритм/
Воспитатель: как Боб спас девочку? Почему мама плакала?
Дети: Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
/5 алгоритм/
Воспитатель: как пожарные заботились о собаке? Почему собака рвалась обратно в горящий дом?
Дети: Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она.
Боб рвался в дом, пожарные думали, что там ещё кто – то есть.
/6 алгоритм/
Воспитатель: кого еще спас Боб? Расскажите как.
Дети: Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
/7 алгоритм/
Воспитатель: молодцы! Вы внимательно слушали, четко отвечали на вопросы, предлагаю сделать паузу. Чтобы быть похожими на пожарных, надо /заниматься спортом/
Физкультминутка
Мы пожарные ребята,
Мы нигде не пропадём.
/Ходьба в полуприсяде, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки/
Мы пожар всегда потушим,
Очень строги мы с огнём.
/Ходьба на пятках, рука на поясе/
Чтобы с ним справляться ловко,
Нам поможет тренировка.
/Ходьба с высоким подниманием колен, выполняя хлопки под коленом/
Молодцы!
Чтобы потушить огонь, нужна вода и насос.
Качаем насос: с – с – с – с – с – с – с – с – с – с
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам прочитаю этот рассказ еще один раз, а вы будете его пересказывать по алгоритмам.
/Читает повторно и указкой показывает на алгоритмы/
Воспитатель: Давайте перескажем этот рассказ, опираясь на наш алгоритм.
/Дети пересказывают рассказ/
Воспитатель: что можно сказать о пожарных собаках?
Дети: смелые, отважные, сильные, выносливые, послушные.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вы все внимательно слушали, четко отвечали на вопросы и правильно пересказали рассказ и я предлагаю вам снова поиграть.
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Будьте внимательны!
— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
— Кто из вас, заметив дым, закричит: “Пожар, горим!”
— Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
— Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
— Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
— Молодцы! Какие все внимательные и знаете правила поведения при пожаре.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Чем вы поделитесь с родителями и друзьями? Чей пересказ вам понравился? Ребята, вы очень старались, отвечали на вопросы, правильно пересказывали рассказ. У меня для вас сюрприз - вот такие картинки - раскраски с изображением собак. Дети раскрашивают их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.