Тема НОД: Земля – магнит
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей дошкольников через организацию опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать представления у детей о том, что Земля имеет притяжение, что она притягивает все без исключения предметы.
Формировать представления у детей о магните и его свойствах;
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, систематизировать полученные результаты опытов.
Демонстрационный материал:
Глобус, игрушечный человечек, шарик, круг из картона, деревянный кубик, 2 гири одного размера(пластмассовая и металлическая, 2 кубика разного размера, но одинакового веса, 2 предмета разной формы, но одинакового веса, ватман с нарисованной Землей и магнитом, карандаши, фломастеры.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» модуль «Магнитное поле», магниты, набор предметов.
Предшествующая деятельность: Знакомство с глобусом, картой мира, игры с магнитной доской и магнитными буквами, рассматривание различных видов магнитов.
Организационный момент
|
|||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примеча- ние |
|
Обсуждение ситуации . Дети отвечают на вопросы. Выдвигают гипотезы. |
Ребята, вы любите смотреть канал «Карусель»? На этом канале есть передача «Спроси у Всезнамуса» Смотрел кто-нибудь из вас эту передачу? К профессору Всезнамусу в почтовый ящик поступают вопросы от любознательных зрителей, и он вместе со своими помощником отвечает на них. Но сегодня к нему на почту пришло очень много писем, и он попросил детей нашего детского сада помочь ответить на часть вопросов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь профессору? Ну тогда слушайте вопрос. Пишет мальчик Ваня «Я знаю, что земля круглая. Почему же люди с неё не падают?» Как вы сами думаете, почему люди не падают? Вы хотите найти ответ на этот очень интересный вопрос? Как мы сможем это сделать? |
|
|
Основная часть |
|||
Дети делятся на подгруппы. Подгруппа детей выбирает на столе оборудование: те предметы, которые им нужны для опыта. Пока одна подгруппа ставит опыт, остальные дети наблюдают. Затем подгруппы меняются. Результаты исследования дети отмечают на мольберте.
Дети делятся на маленькие подгруппы.. Выдвигают гипотезы, с помощью карточек проверяют каждую гипотезу.
|
Чтоб разобраться в этом вопросе , предлагаю нам провести эксперимент. Опыты с предметами разной массы: У меня есть, воздушный шарик, круг из картона и деревянный кубик. Как вы думаете, если мы их отпустим одновременно из рук, что с ними произойдет? Кто считает, что быстрее упадет на пол воздушный шарик – поднимите руки, вставайте сюда, держите шарик. А кто считает, что упадет первым круг из картона? А кто считает, что деревянный кубик? Выберите из своей команды человека, который будет отпускать. На счет «Один, два, три!» отпускайте их одновременно и с одинаковой высоты. Куда упали все предметы? Предметы упали одновременно или нет? Какие предметы упали быстрее? Давайте отметим на мольберте, в каком порядке упали предметы. Как вы думаете, почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее? От чего это зависит? (предположение детей). Если дети затрудняются, обратить внимание на то, чем различаются данные им предметы. 1. от веса 2. от размера предмета 3. от формы предметов Как это можно проверить? 1) Взять два одинаковых предмета, но разной массы и бросить. 2) взять 2 предмета одинакового веса, но разного размера и бросить г) взять предметы разной формы (шар, куб и т.д) Проверка гипотез. Ребята, какой вывод мы можем сделать? (задается после каждого опыта) Ребята, мы с вами определили, что предметы, которые тяжелее, быстрее падают на землю. А вообще, куда падают все предметы? Ребята, давайте все вместе подпрыгнем. Куда мы вернулись? Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю? Это происходит, потому что наша планета Земля имеет притяжение. Оно так и называется Земное притяжение. Наша планета притягивает всё, что есть на ней: и камень, который лежит, и подброшенный мяч, и дождинки, и снежинки, которые летят на Землю, и всех нас, стоим мы или идём по улице. А это хорошо или плохо, что мы притягиваемся к Земле?
Игра ТРИЗ «Хорошо, плохо». Если бы не было земного притяжения, то дома съехали бы со своих фундаментов, вода выплеснулась бы из морей и океанов, воздух мгновенно улетел бы весь в космос, - и нам нечем было бы дышать. И мы сами, если бы нас не притягивала Земля, превратились бы в космических странников, а рядом с нами летали бы слоны и бегемоты, словно пушинки. |
|
|
Дети проявляют интерес и исследовательскую активность. Перечисляют варианты использования магнита. Предлагают исследовать магнит с помощью цифровой лаборатории.
Дети берут по одному предмету и подносят к нему магнит. Заносят результаты в карточку. Делают вывод.
|
Воспитатель: А какое притяжение вам еще известно? (магнитное) Где мы можем его встретить? (Дети высказывают свои предположения) Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле, мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами. А кто нам может в этом помочь? ( Наураша). Я предлагаю вам пройти в лабораторию. Наураша. 1. О свойствах магнита. ОПЫТ №1 «Магнитные полюса». Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный» Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Воспитатель берет стойку для кольцевых магнитов и надевает на нее поочередно сначала оранжевый, затем фиолетовый магниты. Что произошло? Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются. Где ещё мы встречаем «южный» и «северный» полюс? (У нашей планеты Земля). 2. О магнитном поле Земли. Воспитатель: Кроме географических полюсов, у нашей планеты есть магнитные полюса. Находятся они рядом с географическими полюсами. Магнитные полюса взаимодействуют друг с другом и создают магнитное поле Земли. 3. О свойствах немагнитных предметов. Мы с вами выяснили, что земля притягивает все предметы, а все ли притягивает магнит? Опыт «Всё ли притягивает магнит?» У вас на столе предметы из разного материала. Вам нужно определить, какие из них притягиваются магнитом, и занести результаты исследования в карточку. Если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус. Ребята, какой можно сделать вывод. Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы |
|
|
Дети фиксируют результаты опытов. |
Фиксирование результатов: Ребята, мы с вами как ученые выяснили, что наша Земля притягивает абсолютно все предметы, а магнит, только предметы из металла. Попробуем зарисовать наши наблюдения.. Посмотрите, у меня есть нарисованная Земля и магнит. Давайте дорисуем предметы, которые они притягивают. Дети делятся на группы и рисуют. |
|
|
Заключительная часть |
|||
Дети наводят порядок в лаборатории. |
Воспитатель: Мы помогли Всезнамусу ответить на вопрос, присланный на передачу? Результаты наших исследований мы пошлем профессору. Вы довольны результатами? Что вам понравилось сегодня делать? Вы хотели бы с кем- то поделимся своими наблюдениями? |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.