Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов», 6 класс.
Цель:
повторить и обобщить знания учащихся о системах живых организмах, особенностях
их строения и жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательная:
продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных
организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях
органов и систем органов; особенностях строения систем животных и растений в
зависимости от выполняемой функции.
Коррекционно - развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать,
применять знания при решении биологических задач;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; продолжить работу по формированию правильной
самооценки учащихся, умения работать в группе.
Планируемые
образовательные результаты:
Предметные: характерные признаки организмов, относящихся к разным царствам живой природы;
метапредметные:
а) регулятивные: определить цель урока; объяснить, какие задачи необходимо решить на данном уроке;
б) коммуникативные: излагать свое мнение, работа в паре, в группах
в) познавательные: повторение и контроль знаний и умений применять полученные знания в реальной жизни;
личностные: бережное отношение к природе, умение видеть красоту, определять личностный смысл изученной темы, проявлять целостное восприятие многообразия живых организмов.
Тип урока: урок повторения, обобщения изученного материала.
Средства обучения: учебник Сивоглазова В.И. биология 5 класс, раздаточный материал на столах учащихся, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, семена фасоли.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
Психологический настрой.
2. Целеполагание. Актуализация знаний.
- Мы закончили изучение большого раздела курса биологии. Материал по содержанию был не только объемный, но и сложный. Ребята, давайте вспомним с какими процессами мы познакомились? (питание, выделение и т.д.).
- Хорошо, что эти процессы обеспечивают (дают) организму? (Жизнь)
- Как можно назвать совокупность процессов протекающих в живом организме? (Жизнедеятельность).
- Давайте подумаем, как будет звучать тема нашего урока? Тема нашего урока «Жизнедеятельность организмов. Закрепление».
- Что, по вашему мнению, мы будем делать сегодня? Ведь мы уже изучили процессы жизнедеятельности в организме. (Повторять материал о жизнедеятельности организмах относящихся к разным царствам).
- Ребята, как будет звучать цель нашего урока? (Цель: повторить процессы, которые протекают в организме).
-А задачи? (Задача: проверить и оценить свои знания).
Открываем тетради и записываем число и тему урока. Сегодня 1 марта, и тема нашего урока «Жизнедеятельность организмов».
3. Повторение изученного материала.
- Давайте приступим. Вы сказали , что все процессы, которые мы изучили дают организму поддерживать его жизнедеятельность? А что это такое? (Жизнеде́ятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни).
- Молодцы, а теперь внимание на экран. Нужно определить о каком процессе идет речь по его определению: «…- процесс получения организмом веществ и энергии». (ПИТАНИЕ) (карточка на доску)
Давайте вспомним процессы питания и для этого мы выполним задание.
Задание № 1: На экране текст, в котором допущены ошибки, такой же
текст у каждой пары на столах. Задание: найти и исправить ошибки в тексте.
Животные и растения получают питательные
органические вещества благодаря процессу фотосинтезу. Растения имеют
пищеварительную систему, состоящую из рта, глотки, пищевода, желудка,
кишечника, анального отверстия. Животные по способу питания делятся на группы:
растительноядные (лев, медведь), хищные (лось, олень), трупоеды (блоха,
аскариды), паразиты (грифы, шакалы).
Молодцы, перейдем к следующему процессу. Следующий процесс- это ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. Термин на доску)
Дайте определение термину «Обмен веществ». ( Получение организмом нужных веществ и удаление вредных веществ во внешнюю среду).
Приведите примеры обмена веществ. (Дыхание, выделение, питание).
- Перед вами фотографии различных организмов. Мне бы хотелось, что бы вы разбили их на две группы. Но прежде чем мы начнем, давайте вспомним кто такие теплокровные и холоднокровные животные?
Задание №2.
Теплокровные животные- это… Выберете из представленных вам картинок теплокровных животных.
Холоднокровные животные- это… Выберете из представленных вам картинок холоднокровных животных.
Фотографии животных на слайде.
Перейдем к следующему заданию. Нужно определить о каком процессе идет речь по его определению.
«процесс газообмена между организмом и внешней средой»».
ДЫХАНИЕ (карточка на доску)
Какими газами обмениваются растения? Какими газами обмениваются животные? Какие органы дыхания вы знаете?
Задание №3: Нужно заполнить пустые поля таблицы, что бы орган дыхания соответствовал животному и наоборот.
Название животного |
Орган дыхания |
ЛЯГУШКА |
ЛЕГКИЕ |
МАЙСКИЙ ЖУК |
ТРАХЕИ |
АМЕБА |
КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ |
РОМАШКА |
УСТЬИЦА |
МЕДВЕДЬ |
ЛЕГКИЕ |
КРАБ |
ЖАБР |
Физкультминутка (немножко взбодримся): Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.
1. Встали.
2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)
3. Присели. (Я касаюсь уха)
4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)
5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.
6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)
7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)
8. Опустили руки.
9. Сели на места.
Отдохнули, разрядились и продолжаем работу. Следующий термин - вытягиваем карточку с определением: ВЫДЕЛЕНИЕ
Дайте определение этому термину. (Процесс удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности)
Какие органы выделения вы знаете. Какую функцию выполняют органы выделения?
Задание №4: Перед вами картинки разных организмов, вам необходимо назвать орган выделения каждого животного.
· Живой организм |
· Орган выделения |
ИФУЗОРИЯ ТУФЕЛЬКА |
МОКРАТИТЕЛЬНАЯ ВАКУОЛЬ |
ГОЛУБЬ |
ПОЧКИ |
КУЗНЕЧИК |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТРУБОЧКИ |
ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ |
НЕФРИДИИ |
КАРАСЬ |
ПОЧКИ |
ЧЕЛОВЕК |
ПОЧКИ |
Следующий термин - Скелет.
Какие функции выполняет скелет? Чем он представлен у животных? А у ратений? Какие виды скелета вы знаете? В чем отличие между этими видами скелета?
Задание №5. Вам нужно назвать по два примера животного с наружным и внутренним скелетом. Например: улитка, мадведь.
Следующий термин- Движение.
Что такое движение?
Задание №6: Заполните схему «Основные способы движения организмов». Приведите пример, кто передвигается таким способом.
Схема для проверки на слайде.
4. Закрепление: мини-тест «Жизнедеятельность организмов»
1вариант.
1. Питание это процесс:
А) получения организмом веществ и энергии
Б) выделения кислорода
В) выделения кислорода и поглощения углекислого газа
Г) образования углекислого газа.
2. При дыхании животный организм выделяет:
А) кислород Б) углекислый газ
В) азот Г) озон
4. Наружный скелет не имеют:
А) моллюски Б) рыбы
В) насекомые Г) ракообразные.
5. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ |
ОРГАНЫ |
А) почка |
1) выделительная |
Б) легкие |
2) дыхательная |
В) зеленая железа |
|
Г) жабры |
|
Д) трахея |
|
Е) мочевой пузырь |
|
2 вариант.
1. Питание это процесс:
А) получения организмом веществ и энергии Б) выделения кислорода
В) выделения кислорода и поглощения углекислого газа Г) образования углекислого газа.
2. При дыхании растительный организм выделяет:
А) кислород Б) углекислый газ
В) азот Г) озон
3. К холоднокровным животным относятся
А) рыбы Б) млекопитающие.
В) птицы
4. К органам выделительной системы относятся:
А) Трахеи Б) жабры
В) почки Г) скелет
5. Установите соответствие между организмами и типами их скелетов
ОРГАНИЗМЫ |
ТИПЫ СКЕЛЕТОВ |
А) мидия |
1) внутренний скелет |
Б) рыба |
2) наружный скелет |
В) краб |
|
Г) жук |
|
Д) лягушка |
|
Е) голубь |
|
5. Домашнее задание: я приготовила вам необычное задание. Оно тоже, как и тема нашего урока, связанно с жизнью. Также оно пригодится нам для последующих занятий, где мы будем продолжать изучать жизнедеятельность организмов. Сейчас я раздам вам семена фасоли и инструктивные карточки с заданием, которые вы должны будете выполнить и записать отчет в таблицу наблюдений. Это и будет вашим домашним заданием.
Инструктивные карточки.
1. Рассмотрите семена. Зарисуйте их.
2. Замочите их в воде. Для этого вам понадобится плоская тарелка и лоскут хлопчатобумажной ткани или марли. На покрытую тканью тарелку выкладываются зерна и наливается вода комнатной температуры, таким образом, чтобы она обильно смочила лоскут, но при этом не проступила за его края.. Поставив тарелку в теплое место, уже на следующий день можно обнаружить первые расточки. Главное не допускать пересыхания ткани, и тем более погружения фасоли в воду. В противном случае, вместо желанных росточков можно получить загнивание семян.
3. Как только они набухнут, посадите в грунт.
4. Отмечайте в дневнике наблюдения все изменения и зарисовывайте растение на разных стадиях развития.
6. Итоги урока.
Все живые организмы, будь то растение или животное, существуют благодаря взаимосвязанной работе всех органов и систем органов. Какие органы и системы органов мы сегодня вспомнили? 7. Что они обеспечивают? (жизнедеятельность).
7. Рефлексия (самооценка). Оценивание.
Сегодня я узнал(а)…
Сегодня мне удалось …
Сегодня у меня не получилось…
Сегодня мне было трудно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.