Конспект обобщающего урока по биологии "Жизнедеятельность организмов", 6 класс
Оценка 4.9

Конспект обобщающего урока по биологии "Жизнедеятельность организмов", 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
21.03.2022
Конспект обобщающего урока по биологии "Жизнедеятельность организмов", 6 класс
Конспект обобщающего урока по биологии для 6 класса "Жизнедеятельность организмов"
Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». 6 био.docx

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов», 6 класс.


Цель: повторить и обобщить знания учащихся о системах живых организмах, особенностях их строения и жизнедеятельности. 
Задачи:

Образовательная:  продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов; особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции. 
Коррекционно - развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; 
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; продолжить работу по формированию правильной самооценки учащихся, умения работать в группе. 
Планируемые образовательные результаты:

Предметные: характерные признаки организмов, относящихся к разным царствам живой природы;

метапредметные:

а) регулятивные: определить цель урока; объяснить, какие задачи необходимо решить на данном уроке;

б) коммуникативные: излагать свое мнение, работа в паре, в группах

в) познавательные: повторение и контроль знаний и умений применять полученные знания в реальной жизни;

личностныебережное отношение к природе, умение видеть красоту, определять личностный смысл изученной темы, проявлять целостное восприятие многообразия живых организмов.

 Тип урока: урок повторения, обобщения изученного материала.

Средства обучения: учебник Сивоглазова В.И. биология 5 класс, раздаточный материал на столах учащихся, мультимедийный проектор,  ноутбук, презентация к уроку, семена фасоли.


                                                                  Ход урока:  
1. Организационный момент.  Приветствие. Проверка присутствующих. Психологический настрой.

2. Целеполагание. Актуализация знаний.

- Мы закончили изучение большого раздела курса биологии. Материал по содержанию был не только объемный, но и сложный. Ребята, давайте вспомним с какими процессами мы познакомились? (питание, выделение и т.д.).

- Хорошо, что эти процессы обеспечивают (дают) организму? (Жизнь)

- Как можно назвать совокупность процессов протекающих в живом организме? (Жизнедеятельность).

- Давайте подумаем, как будет звучать тема нашего урока? Тема нашего урока «Жизнедеятельность организмов. Закрепление».

- Что, по вашему мнению, мы будем делать сегодня? Ведь мы уже изучили процессы жизнедеятельности в организме. (Повторять материал о жизнедеятельности организмах относящихся к разным царствам).

- Ребята, как будет звучать цель нашего урока?  (Цель: повторить процессы, которые протекают в организме).

-А задачи? (Задача: проверить и оценить свои знания).

Открываем тетради и записываем число и тему урока. Сегодня 1 марта, и тема нашего урока «Жизнедеятельность организмов».

3. Повторение изученного материала.

- Давайте приступим. Вы сказали , что все процессы, которые мы изучили дают организму поддерживать его жизнедеятельность? А что это такое? (Жизнеде́ятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни).

- Молодцы, а теперь внимание на экран. Нужно определить о каком процессе идет речь по его определению: «…- процесс получения организмом веществ и энергии». (ПИТАНИЕ) (карточка на доску)

Давайте вспомним процессы питания и для этого мы выполним  задание.

Задание № 1: На экране текст, в котором допущены ошибки, такой же текст у каждой пары на столах. Задание: найти и исправить ошибки в тексте. 
Животные и растения получают питательные органические вещества благодаря процессу фотосинтезу. Растения имеют пищеварительную систему, состоящую из рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника, анального отверстия. Животные по способу питания делятся на группы: растительноядные (лев, медведь), хищные (лось, олень), трупоеды (блоха, аскариды), паразиты (грифы, шакалы). 

Молодцы, перейдем к следующему процессу. Следующий процесс-  это ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. Термин на доску)

Дайте определение термину «Обмен веществ». ( Получение организмом нужных веществ и удаление вредных веществ во внешнюю среду).

Приведите примеры обмена веществ. (Дыхание, выделение, питание).

- Перед вами фотографии различных организмов. Мне бы хотелось, что бы вы разбили их на две группы. Но прежде чем мы начнем, давайте вспомним кто такие теплокровные и холоднокровные животные?

Задание №2.

Теплокровные животные- это… Выберете из представленных вам картинок теплокровных животных.

Холоднокровные животные- это… Выберете из представленных вам картинок холоднокровных животных.

Фотографии животных на слайде.

Перейдем к следующему заданию. Нужно определить о каком процессе идет речь по его определению.

 «процесс газообмена между организмом и внешней средой»».

ДЫХАНИЕ (карточка на доску)

Какими газами обмениваются растения? Какими газами обмениваются животные? Какие органы дыхания вы знаете?

Задание №3: Нужно заполнить пустые поля таблицы, что бы орган дыхания соответствовал животному и наоборот.

Название животного

Орган дыхания

ЛЯГУШКА

ЛЕГКИЕ

МАЙСКИЙ ЖУК

ТРАХЕИ

АМЕБА

КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

РОМАШКА

УСТЬИЦА

МЕДВЕДЬ

ЛЕГКИЕ

КРАБ

ЖАБР

Физкультминутка (немножко взбодримся): Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

Отдохнули, разрядились и продолжаем работу. Следующий термин - вытягиваем карточку с определением: ВЫДЕЛЕНИЕ

Дайте определение этому термину. (Процесс удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности)

Какие органы выделения вы знаете. Какую функцию выполняют органы выделения?

Задание №4: Перед вами картинки разных организмов, вам необходимо назвать орган выделения каждого животного.

·                                                  Живой организм

·                                                  Орган выделения

ИФУЗОРИЯ ТУФЕЛЬКА

МОКРАТИТЕЛЬНАЯ ВАКУОЛЬ

ГОЛУБЬ

ПОЧКИ

КУЗНЕЧИК

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТРУБОЧКИ

ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

НЕФРИДИИ

КАРАСЬ

ПОЧКИ

ЧЕЛОВЕК

ПОЧКИ

Следующий термин - Скелет.

Какие функции выполняет скелет? Чем он представлен у животных? А у ратений? Какие виды скелета вы знаете? В чем отличие между этими видами скелета?

Задание №5.  Вам нужно назвать по два примера животного с наружным и внутренним скелетом. Например: улитка, мадведь.

Следующий термин-  Движение.

Что такое движение?

Задание №6: Заполните схему «Основные способы движения организмов». Приведите пример, кто передвигается таким способом.

Схема для проверки на слайде.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00e7/00195546-16a4e5ef/2/img30.jpg

4.  Закрепление: мини-тест «Жизнедеятельность организмов»

1вариант.

1.      Питание это процесс:

А) получения организмом веществ и энергии

Б) выделения кислорода

В) выделения кислорода и поглощения углекислого газа

Г) образования углекислого газа.

2. При дыхании животный организм выделяет:

А) кислород     Б) углекислый газ  

 В) азот             Г) озон

4. Наружный скелет не имеют:

А)  моллюски    Б) рыбы

В) насекомые    Г) ракообразные.

5.  Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

ОРГАНЫ

А) почка

1) выделительная

Б) легкие

2) дыхательная

В) зеленая железа

 

Г) жабры

 

Д) трахея

 

Е) мочевой пузырь

 

2        вариант.

1. Питание это процесс:

А) получения организмом веществ и энергии       Б) выделения кислорода

В) выделения кислорода и поглощения углекислого газа    Г) образования углекислого газа.

2. При дыхании растительный организм выделяет:

А) кислород    Б) углекислый газ

В) азот             Г) озон

3.  К холоднокровным животным относятся

А) рыбы     Б) млекопитающие.

В) птицы

4. К органам выделительной системы относятся:

А) Трахеи    Б) жабры

В) почки       Г) скелет

5. Установите соответствие между организмами и типами их скелетов

ОРГАНИЗМЫ

ТИПЫ СКЕЛЕТОВ

А) мидия

1) внутренний скелет

Б) рыба

2) наружный скелет

В) краб

 

Г) жук

 

Д) лягушка

 

Е) голубь

 

5. Домашнее задание: я приготовила вам необычное задание. Оно тоже, как и тема нашего урока, связанно с жизнью. Также оно пригодится нам для последующих занятий, где мы будем продолжать изучать жизнедеятельность организмов. Сейчас я раздам вам семена фасоли и  инструктивные карточки с заданием, которые вы должны будете выполнить и записать отчет в таблицу наблюдений. Это и будет вашим домашним заданием.

Инструктивные карточки.

1.      Рассмотрите семена. Зарисуйте их.

2.      Замочите их в воде.  Для этого вам понадобится плоская тарелка и лоскут хлопчатобумажной ткани или марли. На покрытую тканью тарелку выкладываются зерна и наливается вода комнатной температуры, таким образом, чтобы она обильно смочила лоскут, но при этом не проступила за его края.. Поставив тарелку в теплое место, уже на следующий день можно обнаружить первые расточки. Главное не допускать пересыхания ткани, и тем более погружения фасоли в воду. В противном случае, вместо желанных росточков можно получить загнивание семян.

3.      Как только они набухнут, посадите в грунт.

4.      Отмечайте в дневнике наблюдения все изменения и зарисовывайте растение на разных стадиях развития.

 

https://sun9-33.userapi.com/sun9-74/impg/c855728/v855728976/1f7c8d/6F2zsL33ag4.jpg?size=604x506&quality=96&sign=6a7e3a46de7fd47ea6fdd90a3bdfce26&type=album 

 

6. Итоги урока. 

Все живые организмы, будь то растение или животное, существуют благодаря взаимосвязанной работе всех органов и систем органов.  Какие органы и системы органов мы сегодня вспомнили? 7. Что они обеспечивают? (жизнедеятельность).

7. Рефлексия (самооценка). Оценивание.

Сегодня я узнал(а)…

Сегодня мне удалось …

Сегодня у меня не получилось…

Сегодня мне было трудно…


 

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов», 6 класс

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов», 6 класс

Молодцы, а теперь внимание на экран

Молодцы, а теперь внимание на экран

Дотянулись правой рукой до левого уха

Дотянулись правой рукой до левого уха

Г) образования углекислого газа

Г) образования углекислого газа

Поставив тарелку в теплое место, уже на следующий день можно обнаружить первые расточки

Поставив тарелку в теплое место, уже на следующий день можно обнаружить первые расточки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022