Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Цель: обобщить знания учащихся о существительном как части речи.
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи; пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографическую грамотность; развивать логическое мышление и внимание, способствовать развитию устной и письменной речи.
Воспитательная: прививать
интерес к изучению русского языка, воспитывать внимание.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме
«Имя существительное»
Оборудование: доска, ноутбук, проектор, карточки с заданиями, учебник Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
-Давайте постараемся сохранить рабочую атмосферу на уроке, будем очень внимательны и старательны на уроке.
II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства). Слайд 1
- Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется Морфология. В самой древней части этой интересной страны живут имена существительные. В гости к ним мы сегодня и отправимся.
- Кто поможет мне объяснить цель и задачи нашего урока?
- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и старательными, потому что все задания, которые вы будете выполнять, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: « Имя существительное в нашей жизни»
III. Работа по теме:
1. Отгадайте, о какой речи говорится в стихотворении:
Всему название даю- и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!
- Какая же часть речи дает название каждому предмету? (имя существительное)
На экране выведен эпиграф к уроку. Слайд 2
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
П. Чесноков
- Ребята, о чем говорится в четверостишии П.Чеснокова? О какой части речи?
-Правильно, дети. На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что мы с вами изучали об имени существительном. Давайте в тетрадях запишем число и тему урока.
2. Блиц-опрос. Слайд 3
· Дайте определение имени существительного.
· Назовите морфологические признаки имени существительного:
1.Постоянные. 2. Изменяемые
· Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
(Имя сущ-е – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Имеет три рода: мужской, женский и средний; а также три склонения: 1, 2, 3. Изменяется по числам и падежам. В предложении могут быть любым членом предложения, наиболее часто подлежащим и дополнением.)
- Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо изучили. А давайте теперь вспомним с вами, что же нового об имени существительном мы узнали в этом году?
(- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного)
3. - Какие же названия предметам дает имя существительное?
- Приведите свои примеры (по рядам) Слайд 4
Живые существа: слон, …
Конкретные предметы: книга, …
Явления природы: молния, …
Процесс, действие: бег, …
Признак как предмет: синева, …
Абстрактные понятия: дружба,…
События: война,…
Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет.
4. «Подбери пару» Слайд 5. К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода (по цепочке).
Врач, бухгалтер, профессор, чемпион, поэт, бригадир, писатель, учитель, секретарь, космонавт, директор, пловец, билетёр, инструктор, лаборант.
Вывод: имена существительные бывают …. Рода.
5. Выборочный диктант. Слайд 6. Большинство существительных изменяются по падежам, т.е. склоняются.
- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Записать существительные по рядам: 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения
Семья, ребенок, мышь, страна, картофель, дочь, машина, чувство, рожь, госпиталь, мышь, мама, картофель, земля, степь, поле, рояль, шампунь, поляна, эмаль, янтарь.
Вывод: в русском языке различаются 3 основных типа склонения.
Нужно определить в каких словах Ь не пишется. Для этого давайте вспомним в каких обманных случаях Ь не пишется. (У сущ. мн. числа Р.п., у сущ. м.р. после шипящих)
6. Ну а теперь, дети, мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.
А) -Какие существительные мы называем одушевленные, а какие неодушевленные?
Я буду называть слова, а вы, когда услышите одушевленное существительное, то 2 раза сделайте движение головой вперед-назад, а если услышите неодушевленное существительное, то 2 раза сделайте движение головой влево-вправо:
Мама, ножницы, учитель,
Солнце, девочка, водитель,
Сумка, ручка, одуванчик,
Друг, собака, рыба, бантик.
Вывод: имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Б) А теперь, когда вы услышите собственные существительные, то поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху, а когда услышите нарицательные- тогда имитируйте ходьбу на месте:
Волга, море, парус, Дон,
Обь, Ростов, Москва, затон,
Эверест, Байкал, бассейн,
Миссисипи, площадь, Рейн.
-Молодцы. А теперь мы с новыми силами повторяем дальше.
7. Задание . Слайд 7. Игра найдите «четвертое лишнее». Сделайте вывод о числе лишнего слова:
1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
2) Железо, молодежь, крапива, бегство.
3) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
8. Задание. Слайд 8. -Как изменяются имена существительные? Назовите их непостоянные признаки.
З: образуют существительные во мн.ч (работа в парах)
Колос-
Друг-
Сын-
Дерево-
Брат-
- На какую орфограмму встретились вам слова? (разделительный Ь)
Вывод: имена существительные изменяются по числам.
IV. Самостоятельное применение знаний.
Работа с вопросами и заданиями в учебнике.
1.Вопросы с.78 учебника (Слайд 9). Задания 1-5
V. Рефлексия.
Продолжите предложения:
-Сегодня на уроке я закрепил, что существительные….
-Я вспомнил(а) о том, что существительные…
-Мне необходимо еще повторить материал о…
-Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что…
Учитель:
-Надо ли знать имя существительное?
-Что необходимо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать? Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё и повторять изученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.
VI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Имя существительное в нашей жизни»
VII. Заключительное слово учителя:
Мир знаний необъятен, и вы не должны останавливаться, необходимо идти вперед, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого пути вам, дети!
(Если останется на уроке время, то можно прочитать высказывания о русском языке, записать в тетради, а дома выучить их наизусть). Слайд 10
1. Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В. Гоголь
2. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
3. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И.С. Тургенев.
Литература:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. –М.,1995
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. –М.,1991
3. Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. – М., 1998
4. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.- М.: Дрофа, 2006.
5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М., 1986
6. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000.
7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М., 1989
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.