Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Оценка 5

Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
24.10.2021
Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Разработка обобщающего урока по теме "Имя существительное"
Обобщение и систематизация знаний по теме Имя Существительное Чепига И А.doc

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

 

Цель: обобщить знания учащихся о существительном как части речи.

Задачи:

Обучающая: обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи; пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографическую грамотность; развивать логическое мышление и внимание, способствовать развитию устной и письменной речи.

Воспитательная: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать  внимание.
   Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме «Имя существительное»

 Оборудование: доска, ноутбук, проектор, карточки с заданиями, учебник  Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс.

 

                                               Ход урока:

         I.     Организационный момент.

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

-Давайте постараемся сохранить рабочую атмосферу на уроке, будем очень внимательны и старательны на уроке.

II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства). Слайд 1

- Ребята,  вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется  Морфология. В самой древней части этой интересной страны живут имена существительные. В гости к ним мы сегодня и отправимся.

- Кто поможет мне объяснить цель и задачи нашего урока?

- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и старательными, потому что все задания, которые вы будете выполнять, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: « Имя существительное в нашей жизни»

III.  Работа по теме:

1. Отгадайте, о какой речи говорится в стихотворении:

Всему название даю-  и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!

- Какая же часть речи дает название каждому предмету? (имя существительное)

На экране выведен эпиграф к уроку. Слайд 2

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Ребята, о чем говорится в четверостишии П.Чеснокова? О какой части речи?

-Правильно, дети. На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что мы с вами изучали об имени существительном. Давайте в тетрадях запишем число и тему урока.

 

2. Блиц-опрос.  Слайд 3

·       Дайте определение имени существительного.

·       Назовите морфологические признаки имени существительного:

1.Постоянные.           2. Изменяемые

·       Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

(Имя сущ-е – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Имеет три рода: мужской, женский и средний; а также три склонения: 1, 2, 3. Изменяется по числам и падежам. В предложении могут быть любым членом предложения, наиболее  часто подлежащим и дополнением.)

Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо изучили. А давайте теперь вспомним с вами, что же нового об имени существительном мы узнали в этом году?

(- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного)

3. - Какие же названия предметам дает имя существительное?

- Приведите свои примеры (по рядам) Слайд 4

Живые существа: слон, …

Конкретные предметы: книга, …

Явления природы: молния, …

Процесс, действие:  бег, …

Признак как предмет: синева, …

Абстрактные понятия: дружба,…

События: война,…

Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет.

4. «Подбери пару» Слайд 5.   К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода (по цепочке).

 

Врач, бухгалтер, профессор, чемпион, поэт,  бригадир, писатель, учитель, секретарь, космонавт, директор, пловец, билетёр, инструктор, лаборант.

Вывод: имена существительные бывают …. Рода.

5. Выборочный диктант.  Слайд 6. Большинство существительных изменяются по падежам, т.е. склоняются.

- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? Записать существительные по рядам: 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения

Семья, ребенок, мышь,  страна, картофель, дочь,  машина, чувство, рожь,  госпиталь, мышь, мама, картофель, земля,  степь, поле, рояль, шампунь, поляна, эмаль, янтарь.

Вывод: в русском языке различаются 3 основных типа склонения.

Нужно определить в каких словах Ь не пишется. Для этого давайте вспомним в каких обманных случаях Ь не пишется. (У сущ. мн. числа Р.п., у сущ. м.р. после шипящих)

6. Ну а теперь, дети, мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.

А) -Какие существительные мы называем одушевленные, а какие неодушевленные?

Я буду называть слова, а вы, когда услышите одушевленное существительное, то 2 раза сделайте движение головой вперед-назад, а если услышите неодушевленное существительное, то 2 раза сделайте движение головой влево-вправо:

Мама, ножницы, учитель,    

Солнце, девочка, водитель,

Сумка, ручка, одуванчик,    

Друг, собака, рыба, бантик.

Вывод: имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

Б) А теперь, когда вы услышите собственные существительные, то поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху, а когда услышите нарицательные- тогда имитируйте ходьбу на месте:

Волга, море, парус, Дон,

Обь, Ростов, Москва, затон,

Эверест, Байкал, бассейн,

Миссисипи, площадь, Рейн.

-Молодцы. А теперь мы с новыми силами повторяем дальше.

 

7. Задание . Слайд 7.  Игра найдите «четвертое лишнее».  Сделайте вывод о числе лишнего слова:

1)  Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2)  Железо, молодежь, крапива, бегство.

3)  Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

8. Задание. Слайд 8.  -Как изменяются имена существительные? Назовите их непостоянные признаки.

З: образуют существительные во мн.ч (работа в парах)

Колос-

Друг-

Сын-

Дерево-

Брат-

- На какую орфограмму встретились вам слова? (разделительный Ь)

Вывод: имена существительные изменяются по числам.

 

IV. Самостоятельное применение знаний.

Работа с вопросами и заданиями в учебнике.

1.Вопросы с.78 учебника (Слайд 9).   Задания 1-5

 

V. Рефлексия.

Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке я закрепил, что существительные….

-Я вспомнил(а) о том, что существительные…

-Мне необходимо еще повторить материал о…

-Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что…

 

Учитель:

 -Надо ли знать имя существительное?

 -Что необходимо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать?  Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё и повторять изученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

 

VI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему:  «Имя существительное в нашей жизни»

 

VII. Заключительное слово учителя:

Мир знаний необъятен, и вы не должны останавливаться, необходимо  идти вперед,  узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.  Счастливого пути вам, дети!

(Если останется на уроке время, то можно прочитать высказывания о русском языке,  записать в тетради, а дома выучить их наизусть). Слайд 10

1.   Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

                                                                                                             Н.В. Гоголь

2.   Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                                                                             А. Куприн

3.   Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

                                                                                                               И.С. Тургенев.

 Литература:

1.    Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. –М.,1995

2.    Граник Г.Г. Секреты орфографии. –М.,1991

3.    Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. – М., 1998

4.    Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.- М.: Дрофа, 2006.

5.    Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – М., 1986

6.    Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000.

7.    Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М., 1989

                            


Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету! -

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету! -

Подбери пару» Слайд 5. К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода (по цепочке)

Подбери пару» Слайд 5. К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода (по цепочке)

Миссисипи, площадь, Рейн. -Молодцы

Миссисипи, площадь, Рейн. -Молодцы

VI. Домашнее задание . Написать сочинение-миниатюру на тему: «Имя существительное в нашей жизни»

VI. Домашнее задание . Написать сочинение-миниатюру на тему: «Имя существительное в нашей жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021