Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
Программное содержание: Расширять и закреплять представления детей о гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», «точка», «волна». Закреплять приёмы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать воображение, мышление, речь и мелкую моторику рук детей. Воспитывать умение оценивать работу сверстников
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Могла ли разбиться посуда из дерева? Конечно, нет. А металлическая? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Из чего она была сделана? Правильно, из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (Показываю «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Игра «Собери посуду»
Воспитатель: Как называется посуда, которую вы сложили из осколков, какой росписью она расписана? Верно, гжельской. Посмотрите на изображения гжельской посуды. Егор , расскажи стихотворение о гжельской посуде.
Где изготавливают эту посуду? Верно, в местечке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров.
(Показ презентации, отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет)
Воспитатель: Ребята, как можно охарактеризовать гжельскую посуду? Верно, нарядная, красивая, праздничная. Рассмотрим роспись поближе. Какие узоры встречаются на этих изделиях? (Дети называют элементы гжельской росписи: бордюры, капельки, точки и прямые линии, завитки).
Воспитатель: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? Правильно, равномерно, аккуратно.
А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир. Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами, которые будут расписывать посуду. Выберите себе изделие, которое вам хочется расписать. (Дети выбирают шаблоны посуды).
Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
- Можете приступать к работе. Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. (Дети самостоятельно работают под музыку. Напоминаю, что начинать лучше с самых больших элементов узора).
Итог занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.