Конспект ОД по ознакомлению с миром природы "Лиственные и хвойные деревья"
Оценка 5

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы "Лиственные и хвойные деревья"

Оценка 5
docx
23.09.2021
Конспект ОД по ознакомлению с миром природы "Лиственные и хвойные деревья"
конспект ООД Гаврилова.docx

 

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы

в старшей группе

 

Тема: «Лиственные и хвойные деревья»

 

Целевые ориентиры:

- расширение представлений о деревьях и кустарниках, умению распознавать и называть деревья, кустарники (3 – 4 вида), по внешнему виду, листьям, коре, плодам, дифференцировать хвойные и лиственные деревья;

- продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, любознательность;

- продолжать обогащение словарного запаса;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Словарная работа

- листопад, берёза, рябина, осина, ель, сосна, тополь, почва, лиственный лес, хвойный лес.

 

Материал, оборудование: карта, конверт, задания на отдельных карточках, загадки, презентация на флеш-накопителе, ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;  иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в подложках;плоды деревьев (ягоды рябины, калины, желуди, шишки сосны, ели, кедра); кора разных деревьев; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры;

 

Ход занятия

 

I. Вводная часть

а) Элементы рефлексии

- Ребята, посмотрите в окно, какой сегодня чудесный день! Какой оно? (Светлый, яркий, солнечный, тёплый и т.д.) Верно! А какое у вас настроение? Возьмите карточки со смайликами и покажите мне своё настроение! Так, отлично, но посмотрите у не которых ребят смайлики не улыбаются, ребята, что нужно для того, что бы поднялось настроение? (Улыбка, обнимашки, пожелание удачи) Верно! Так улыбнёмся друг другу и пожелаем удачного дня! Отлично. Осмотритесь – ничего не замечаете в группе после поднятого настроения? Ведь хорошее настроение увеличивает внимание!!!

б) Мотивационный компонент

(Дети находят конверт и вскрывают его, в конверте письмо, карточки с загадками и карта).

- Здравствуйте, ребята! Пишет вам Гриб Лесовик! Сам добраться к вам не смог, но в такие теплые осенние денечки хотел бы вас повидать, поэтому приходите ко мне в гости!

- Ребята, а где живёт Гриб Лесовик? Кто знает?

- А тут продолжение…

в) Отгадывание загадки

Чтобы узнать, где я живу – отгадайте мою загадку:

Дом большой стоит,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Много чудесного увидишь в нём! (Лес)

- Что это, ребята? (Это Лес)

- Так, молодцы!

- Ну что хотите попасть в лес к Грибу Лесовику? (Да)

- Ну тогда пойдем! Ой, а как же идти, я дороги не знаю… (А должна быть карта!)

г) Работа с картой

- Давайте посмотрим в конверте и правда – нет ли карты! (Ребята находят карту и рассматривают её, решая, куда и как нужно двигаться, дети, которые уже умеют читать – помогают в этом).

д) Беседа 

- Но прежде чем отправиться в лес, вспомним правила поведения в лесу. Чего делать нельзя? (Кричать, бросать мусор, ломать ветки, пинать грибы, рвать цветы). Что делать нужно? (Любоваться, осматриваться, быть осторожным).

 

II. Основная часть

а) Беседа

Ребята попадают в лес (деревья: береза, осина, ели).

На полу разбросаны листочки, в вазе стоят ветки деревьев.

- Ребята, посмотрите вокруг, куда мы попали? (Лес) А почему вы решили, что это лес? (Лес – это место где растет много деревьев!) Верно! А какие деревья вы узнали? (Осина, береза, ель). А почему они стоят голые? (Потому что наступила осень) А какой сейчас месяц? (Октябрь). А где же все листья? (Под ногами) А как называется это явление в природе, когда все листья опадают – листья падают? (Листопад).

б) Игра «Назови дерево»

(взрослый бросает мяч поочереди каждому ребенку, ребенок, называя любое дерево, возвращает мяч взрослому).

- Ребята, чем похожи все деревья между собой? (строением, у них есть ствол, ветки, листья, корни).

- Всё верно, давайте поможем Грибу Лесовику навести порядок в лесу и собрать все листья в корзинку. (Дети собирают листья и находят флеш-накопитель).

б) Работа с презентацией

- Ничего себе! Это для нас наш новый друг спрятал! Прочитаем, что тут: ПОСМОТРИТЕ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!

- Ребята включаем? (Да)

в) Отгадывание загадки

Включаем презентацию, 1 слайд: РАССКАЖУ ВАМ О ДЕРЕВЬЯХ! А С КАКОГО НАЧНЁМ УЗНАЕЬТЕ, ОТГАДАВ ЗАГАДКУ!

    Русская красавица,

Стоит на поляне,
      В зеленой кофточке,
                      В белом сарафане.     (Береза)

г) Рассматривание фото слайда

- Ребята, посмотрите, на берёзу и скажите какая она? (Стройная, красивая, белоствольная)

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (Белоствольная  береза). Береза, единственное  в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березе черные черточки на стволе? Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Давайте рассмотрим ветки, листья. (Рассматривают, дают определения)

- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет берез – подружек. Такой лес называют  березовой рощей или  березняком (хоровые и индивидуальные повторения).

- Ребята, а какое дерево очень похоже на берёзу? (Осина)

д) Отгадывание загадки

Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
    Ветерок совсем не сильный,
      Но дрожит листок…осины».

е) Рассматривание фото слайда  и веток осины

- Как вы думаете, чем отличается береза от осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый).
- Чем еще отличаются эти  деревья?  Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Лес, в котором растут только осины, называется – осинник или осиновый лес (хоровые и индивидуальные повторения).

ж) Рассматривание веток рябины

- Ветки, каких деревьев (без листьев) стоят в этой вазе? (Березы и рябины).

Воспитатель просит детей показать ветку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили (по коре и ягодам.)

- Все эти листья мы собрали на земле, они опали с деревьев, потому что (дети добавляют - листопад).

- Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ и с нихосенью опадают листья.

 

з)Игра «С какой ветки детки?»


Взрослый демонстрирует сухие листья с деревьев.

- Лист с березы какой? (Березовый)

- Лист с рябины какой? (Рябиновый)

- Лист с дуба какой? (Дубовый)

- Осины, клена, тополя, сосны и т.д.

-   Ветка сосны – сосновая;  ели, тополя, осины, рябины, дуба…

 

и) Отгадывание загадки


Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали.

Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)

- Как вы думаете, зеленые ветки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)

 

к) Рассказ Макара К.

- «Иголки» ели и сосны, называют  «хвоей», а деревья с хвоей называют  хвойными. Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.  А вы знает почему? Хвойные растения остаются вечнозелеными весь год, благодаря тому, что в хвое содержится смола, которая не замерзает даже в сильные морозы (показ смолы). Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. 

 

л) Рассказ Софии Т.

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. Посмотрите на сосну. Какой ствол у сосны?
Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

 

м) Беседа

- Давайте рассмотрим ветви сосны и ели, их шишки. Чем они похожи? (Ветки сосны и ели зеленые, у них иголки).


Даже елки мы вначале,
    От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она,
Не такая как сосна.


- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? (Иголками).
- По – другому,  их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

 

н) Рассматривание хвоинок

Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и сосны рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать о них, какие они? 

 - Какие хвоинки у сосны? (Светло - зеленые, длинные, мягкие). А у ели? (Темно – зеленые, короткие, колючие). Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной, хвоинки обоих деревьев – пахучие.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки  у ели? (еловая шишка удлиненная, у нее более мягкие чешуйки, она светло - коричневая). 
- Что вы расскажете про сосновые шишки? (круглые с твердыми чешуйками, темно -коричневые).
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созревают, раскрываются  чешуйки, в которых находятся семена, и ветер разносит их по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

 

Физминутка:«Выросли деревья в поле».

 

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками).
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед).
Вправо — влево, взад — вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся).



о) Игра «Назови ласково»

Береза – березка;           клен – кленок;

осина – осинка;             дуб – дубок;

тополь – тополек;         шишка – шишечка;

сосна – сосенка;            ветка – веточка;

елка – елочка;                лист – листик;

рябина – рябинка;         иголка – иголочка;

калина – калинка;         лес – лесок;

тополь – тополёк.

 

III. Заключительная часть

а) Подведение итога, рефлексия

- Что нам сегодня удалось узнать?

- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?(Хвойный).

- А если в лесу больше всего берёз, осин  как мы назовём такой лес?(Лиственный).

- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

(Смешанный).

- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

- Кто нам помог разгадать карту?

- А кто был самым внимательным?

- А что у нас не получалось? Почему?

- кому мы сегодня подарим аплодисменты?

б) Мотивация на дальнейшую деятельность

Дети проходят за стол и наклеивают листья на деревья из корзины, в которую они насобирали листья в начале занятия.

Воспитатель включает последний слайд, в котором Гриб Лесовик обращается к ребятам и открывает секрет о месте положения корзины с призами: показывает слайд младший воспитатель, цветок (в раздатке у младшего воспитателя). Ребята бегут туда и достают корзину с яблоками и солнышки.

- Это вам от Гриба Лесовика подарки за внимательность, любознательность, а солнышки для того, чтобы вы чаще улыбались, и ваше настроение было как сегодняшний денек – солнечным!

 


 

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе

II . Основная часть а) Беседа

II . Основная часть а) Беседа

Воспитатель просит детей показать ветку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили (по коре и ягодам

Воспитатель просит детей показать ветку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили (по коре и ягодам

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной, хвоинки обоих деревьев – пахучие

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной, хвоинки обоих деревьев – пахучие

Ребята бегут туда и достают корзину с яблоками и солнышки

Ребята бегут туда и достают корзину с яблоками и солнышки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2021