Конспект ООД по ознакомлению с миром природы
в старшей группе
Тема: «Лиственные и хвойные деревья»
Целевые ориентиры:
- расширение представлений о деревьях и кустарниках, умению распознавать и называть деревья, кустарники (3 – 4 вида), по внешнему виду, листьям, коре, плодам, дифференцировать хвойные и лиственные деревья;
- продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, любознательность;
- продолжать обогащение словарного запаса;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа
- листопад, берёза, рябина, осина, ель, сосна, тополь, почва, лиственный лес, хвойный лес.
Материал, оборудование: карта, конверт, задания на отдельных карточках, загадки, презентация на флеш-накопителе, ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в подложках;плоды деревьев (ягоды рябины, калины, желуди, шишки сосны, ели, кедра); кора разных деревьев; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры;
Ход занятия
I. Вводная часть
а) Элементы рефлексии
- Ребята, посмотрите в окно, какой сегодня чудесный день! Какой оно? (Светлый, яркий, солнечный, тёплый и т.д.) Верно! А какое у вас настроение? Возьмите карточки со смайликами и покажите мне своё настроение! Так, отлично, но посмотрите у не которых ребят смайлики не улыбаются, ребята, что нужно для того, что бы поднялось настроение? (Улыбка, обнимашки, пожелание удачи) Верно! Так улыбнёмся друг другу и пожелаем удачного дня! Отлично. Осмотритесь – ничего не замечаете в группе после поднятого настроения? Ведь хорошее настроение увеличивает внимание!!!
б) Мотивационный компонент
(Дети находят конверт и вскрывают его, в конверте письмо, карточки с загадками и карта).
- Здравствуйте, ребята! Пишет вам Гриб Лесовик! Сам добраться к вам не смог, но в такие теплые осенние денечки хотел бы вас повидать, поэтому приходите ко мне в гости!
- Ребята, а где живёт Гриб Лесовик? Кто знает?
- А тут продолжение…
в) Отгадывание загадки
Чтобы узнать, где я живу – отгадайте мою загадку:
Дом большой стоит,
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Много чудесного увидишь в нём! (Лес)
- Что это, ребята? (Это Лес)
- Так, молодцы!
- Ну что хотите попасть в лес к Грибу Лесовику? (Да)
- Ну тогда пойдем! Ой, а как же идти, я дороги не знаю… (А должна быть карта!)
г) Работа с картой
- Давайте посмотрим в конверте и правда – нет ли карты! (Ребята находят карту и рассматривают её, решая, куда и как нужно двигаться, дети, которые уже умеют читать – помогают в этом).
д) Беседа
- Но прежде чем отправиться в лес, вспомним правила поведения в лесу. Чего делать нельзя? (Кричать, бросать мусор, ломать ветки, пинать грибы, рвать цветы). Что делать нужно? (Любоваться, осматриваться, быть осторожным).
II. Основная часть
а) Беседа
Ребята попадают в лес (деревья: береза, осина, ели).
На полу разбросаны листочки, в вазе стоят ветки деревьев.
- Ребята, посмотрите вокруг, куда мы попали? (Лес) А почему вы решили, что это лес? (Лес – это место где растет много деревьев!) Верно! А какие деревья вы узнали? (Осина, береза, ель). А почему они стоят голые? (Потому что наступила осень) А какой сейчас месяц? (Октябрь). А где же все листья? (Под ногами) А как называется это явление в природе, когда все листья опадают – листья падают? (Листопад).
б) Игра «Назови дерево»
(взрослый бросает мяч поочереди каждому ребенку, ребенок, называя любое дерево, возвращает мяч взрослому).
- Ребята, чем похожи все деревья между собой? (строением, у них есть ствол, ветки, листья, корни).
- Всё верно, давайте поможем Грибу Лесовику навести порядок в лесу и собрать все листья в корзинку. (Дети собирают листья и находят флеш-накопитель).
б) Работа с презентацией
- Ничего себе! Это для нас наш новый друг спрятал! Прочитаем, что тут: ПОСМОТРИТЕ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!
- Ребята включаем? (Да)
в) Отгадывание загадки
Включаем презентацию, 1 слайд: РАССКАЖУ ВАМ О ДЕРЕВЬЯХ! А С КАКОГО НАЧНЁМ УЗНАЕЬТЕ, ОТГАДАВ ЗАГАДКУ!
Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
г) Рассматривание фото слайда
- Ребята, посмотрите, на берёзу и скажите какая она? (Стройная, красивая, белоствольная)
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (Белоствольная береза). Береза, единственное в мире дерево с белой корой.
Ребята, как вы
думаете, для чего березе черные черточки на стволе? Оказывается, береза через
них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Давайте рассмотрим ветки, листья. (Рассматривают, дают определения)
- Люди говорят,
что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет берез – подружек. Такой
лес называют березовой рощей или березняком (хоровые и индивидуальные
повторения).
- Ребята, а какое дерево очень похоже на берёзу? (Осина)
д) Отгадывание загадки
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».
е) Рассматривание фото слайда и веток осины
- Как вы
думаете, чем отличается береза от осины? (У них разный цвет ствола. У березы
ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый).
- Чем еще отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья. Они
одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с
зубчиками.
Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви
прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Лес, в котором растут только осины, называется – осинник или осиновый лес
(хоровые и индивидуальные повторения).
ж) Рассматривание веток рябины
- Ветки, каких деревьев (без листьев) стоят в этой вазе? (Березы и рябины).
Воспитатель просит детей показать ветку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили (по коре и ягодам.)
- Все эти листья мы собрали на земле, они опали с деревьев, потому что (дети добавляют - листопад).
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ и с нихосенью опадают листья.
з)Игра «С какой ветки детки?»
Взрослый демонстрирует сухие
листья с деревьев.
- Лист с березы какой? (Березовый)
- Лист с рябины какой? (Рябиновый)
- Лист с дуба какой? (Дубовый)
- Осины, клена, тополя, сосны и т.д.
- Ветка сосны – сосновая; ели, тополя, осины, рябины, дуба…
и) Отгадывание загадки
Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже
загадку придумали.
Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
- Как вы думаете, зеленые ветки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)
к) Рассказ Макара К.
- «Иголки» ели и сосны, называют «хвоей», а деревья с хвоей называют хвойными. Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву. А вы знает почему? Хвойные растения остаются вечнозелеными весь год, благодаря тому, что в хвое содержится смола, которая не замерзает даже в сильные морозы (показ смолы). Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
л) Рассказ Софии Т.
-
Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная,
шершавая. Посмотрите на сосну. Какой ствол у сосны?
Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола
голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
м) Беседа
- Давайте рассмотрим ветви сосны и ели, их шишки. Чем они похожи? (Ветки сосны и ели зеленые, у них иголки).
Даже елки мы вначале,
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она,
Не такая как сосна.
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? (Иголками).
- По – другому, их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и
ели, называется ХВОЙНЫМ.
н) Рассматривание хвоинок
Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и сосны рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать о них, какие они?
-
Какие хвоинки у сосны? (Светло - зеленые, длинные, мягкие). А у ели? (Темно –
зеленые, короткие, колючие). Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной, хвоинки обоих
деревьев – пахучие.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели
с шишкой).
- Какие шишки у ели? (еловая шишка удлиненная, у нее более мягкие чешуйки,
она светло - коричневая).
- Что вы расскажете про сосновые шишки? (круглые с твердыми чешуйками, темно
-коричневые).
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созревают, раскрываются
чешуйки, в которых находятся семена, и ветер разносит их по всему лесу. Там,
где упадут семена, вырастут новые сосенки.
Физминутка:«Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками).
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед).
Вправо — влево, взад — вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся).
о) Игра «Назови ласково»
Береза – березка; клен – кленок;
осина – осинка; дуб – дубок;
тополь – тополек; шишка – шишечка;
сосна – сосенка; ветка – веточка;
елка – елочка; лист – листик;
рябина – рябинка; иголка – иголочка;
калина – калинка; лес – лесок;
тополь – тополёк.
III. Заключительная часть
а) Подведение итога, рефлексия
- Что нам сегодня удалось узнать?
- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?(Хвойный).
- А если в лесу больше всего берёз, осин как мы назовём такой лес?(Лиственный).
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(Смешанный).
- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
- Кто нам помог разгадать карту?
- А кто был самым внимательным?
- А что у нас не получалось? Почему?
- кому мы сегодня подарим аплодисменты?
б) Мотивация на дальнейшую деятельность
Дети проходят за стол и наклеивают листья на деревья из корзины, в которую они насобирали листья в начале занятия.
Воспитатель включает последний слайд, в котором Гриб Лесовик обращается к ребятам и открывает секрет о месте положения корзины с призами: показывает слайд младший воспитатель, цветок (в раздатке у младшего воспитателя). Ребята бегут туда и достают корзину с яблоками и солнышки.
- Это вам от Гриба Лесовика подарки за внимательность, любознательность, а солнышки для того, чтобы вы чаще улыбались, и ваше настроение было как сегодняшний денек – солнечным!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.