Конспект ОД по ознакомлению с миром природы "Почва и подземные обитатели"
Оценка 4.9

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы "Почва и подземные обитатели"

Оценка 4.9
doc
23.09.2021
Конспект ОД по ознакомлению с миром природы "Почва и подземные обитатели"
конспект.doc

                                                                     Конспект организованной образовательной деятельности

 

Тема: «Почва и подземные обитатели»

Группа: подготовительная

Программа, методическое пособие: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Соломенникова О.А. Ознакомление с миром природы в детском саду.

Форма проведения: квест - игра

 

Целевые ориентиры:

- расширять представление о почве и подземных обитателях;

- развивать познавательную активность;

- учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы в процессе опытнической деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 

Планируемые результаты:

-познавательные: проявлять любознательность, стремление к поиску правильного решения проблемы, применять имеющийся опыт для реализации дальнейших действий, формировать  логические умения: анализ, синтез;

-регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок, планировать  свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-коммуникативные: вступать в сотрудничество с воспитателем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, слушать собеседника, уметь высказывать и обосновывать  свою точку зрения, представлять результаты своего учебного труда в форме сообщения;

-личностные:  формировать  эмоциональный настрой на урок, проявлять доброжелательность и толерантность по отношению к сверстникам.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, видеообращение Гриба-Лесовика на флеш-накопителе, интернет-связь, интерактивная игра «Кто оставил след»,  предметные картинки (червь, крот, гриб), карты местности, ребус, корзина с муляжами различных грибов, цветы, лупа, перчаточная кукла (сова), деревья лиственные и хвойные, листва, макет кротовины, следы мыши, выполненные на картоне, следы червя, выполненные на песке, лопатки, грабли, мензурки с водой (по количеству человек), контейнер с почвой, одноразовые ложки, контейнер с комками земли (по количеству детей), колба большая с водой, микроскоп, пазл, корзина с орехами, эмблемы солнышка.

Словарная работа: почва, подземные обитатели, кротовина, дождевой червь.

 

Предварительная работа: наблюдения за природными явлениями, наблюдения в природе за дождевыми червями, наблюдения за почвой в условиях разной погоды, чтение и беседа по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», экологическая игра «Кто оставил след?», отгадывание загадок о животных, игры с песком, отгадывание загадок о животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

1.Вводная часть.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на образовательную деятельность.

Организацион-

ный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивацион-

ный этап

Воспитатель подходит к детям, беседует с ними, постепенно обращая их внимание на погоду.

А) Беседа

-Ребята, какое время года за окном? (Осень) А какой осенний месяц сейчас идет? (Сентябрь – он первый осенний месяц) Осень грустная пора или веселая, как вы считаете? (Грустная, не совсем грустная) А почему не совсем грустная? (Потому что на улице еще не совсем холодно, поспевают фрукты, овощи, и очень красиво) А вам нравится это время года? (вспоминаем стихотворение) Ребята, а посмотрите, какая погода на улице? (Хмурая, пасмурная, унылая, в темных тонах небо, идет дождь…) Кому нравится дождь? Вот я очень люблю дождь, в такую погоду очень удобно заниматься любимым делом! А как вы думаете растения и животные любят дождь? Почему так считаете? А какие краски у пасмурной погоды? Какой бы вы смайлик выбрали, отражая погоду за окном?

Б) Игра «Подари тепло друг другу»

-За окном пасмурно, но это не повод грустить, у природы нет плохой погоды, поэтому нужно улыбнуться и тучам из окна и друг другу, протянуть ладошки и почувствовать тепло друга: «Ты мой друг и от твоей улыбки на душе солнечно!»

В) Сюрпризный момент. Стук в дверь – приносят «флеш-накопитель» с посланием, на ней видео обращение Лесовика.

Г) Использование мультимедийного материала

Лесовик: здравствуйте все, кто меня видит! У меня приключилось несчастье! Помогите, помогите – пропал сундук с моими сокровищами – припасами на зиму! Сорока, пролетающая мимо, растрезвонила, что сундук у солнышка, помогите найти, обещаю, что я вас угощу своими сокровищами!

- Вот это дела! Ребята, кто это был? (Старик-лесовик) А почему он забросил к нам это послание? Может, нужно было отдать его в соседний дом, например? (Нет, его сокровища находятся у солнышка, а мы и есть Солнышко, ведь так называется наш сад) Ах, точно! Молодцы ребята, какие вы у меня догадливые! Но я думаю, чтобы найти сокровища нам нужно будет пройти много испытаний, может откажемся от этого приключения? (Нет, нет, мы хотим помочь лесовику) Тогда, нужно дослушать, что нам скажет Лесовик по этому поводу. (Включаем продолжение видеозаписи Старика-лесовика).

Лесовик: следуйте по карте, находите подсказки, отгадывайте ребусы и получайте пазл, если справитесь, то пазл сложится в одну картинку, по которой вы и поймете, где находятся сокровища! Удачи ребята!

Отвечают на вопросы, активизируют словарь, подбирая синонимы, вспоминают поэтические строки, настраиваются на деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают видеоинформацию, отвечают на вопросы, решают проблемный вопрос («Почему письмо адресовано именно нам?»)

 

 

 

 

 

Формирование внутренней позиции воспитанника на уровень положительного отношения к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;

решение проблемы, учет мнений.

2. Основная часть.

Цель этапа: организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность воспитанников, дать воспитанникам конкретное представление об изучаемых объектах, основной идее изучаемого материала, добиться от воспитанников восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Активизация деятельности и мыслительных процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельностный этап (открытие нового знания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследова

тельская деятельность

Практическая деятельность (квест -  игра)

- Ну что, ребята, раз вы согласились в этом участвовать, тогда ищете, в группе должно быть что-то необычное, что нам не принадлежит… (на гардеробной висит большой конверт, в нем лист с надписью: ВНИМАНИЕ! ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ!!! На этом листе прикреплен часть пазла, после того, как дети отгадают загадку, воспитатель незаметно открепляет пазл и дети его ловят).

(Дети срывают конверт, открывают его и достают лист) – Посмотрите, тут, что-то написано! Вы у меня уже большие, мы с вами знаем уже звуки и буквы, некоторые уже умеют читать, может кто-то сможет прочитать… (Дети или воспитатель читают – ВНИМАНИЕ! ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ!!!)

А) Отгадывание загадки

- Для начала нужно отгадать загадку и узнать, куда нам нужно пойти! (Лес)

- Правильно, молодцы! После того, как в награду упал пазл, воспитатель сообщает: - Значит, нам нужно попасть в лес, а вот тут и карта! Смотрите, как думаете, куда нужно идти?

Дети, ориентируясь по карте приходят в лес.

Б) Игра «Кто оставил след?»

- Какая красота! Куда же мы попали? (В лес!) Вы уверены? А почему вы так решили? (Потому что здесь много деревьев!) А какие деревья тут растут? (Ели, березы, осины) Значит это какой лес? (Смешанный) Посмотрите под ноги – ничего необычного не замечаете? (Здесь следы!)

- А чьи это следы? (мыши!) А почему вы решили, что это мышиные следы? (Потому что на следах остался характерный хвостик…) Давайте проверим, пойдем по этим следам  - пришли к мышке. А что вы знаете об этом животном?  (Мышь – это небольшой грызун, обычно серого цвета, строит под землей норки, обычно 2-3 отсека – это ее кладовые). Значит, мышка живет в норке, под землей, так…

 - А что там заметил Егор? (Норку, выкопанную землю) Это земля… А кто же может жить здесь? (Это крот!) верно, крот, ребята, это животное, которое живет глубоко под землей и строит там свои ходы! Про него даже есть стихотворение, которое, мы недавно учили… (с показом картинки, по желанию рассказывают)

- А почему, ребята, он не дружит с белым светом? (Потому что под землей темно, нет света, поэтому тем, кто живет под землей иметь хорошее зрение не обязательно!) А вспомните сказку, в которой одним из персонажей был крот! (Дюймовочка) (Показ картинки), а как про него говорила мышь, может кто-то вспомнит? (У него большой дом и носит он бархатную шубу). Ребята, а почему крот показан толстым? (Потому что под землей холодно, а толстый слой жира согревает крота, и помогает бархатная шубка) А почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова будет рыхлой и мягкой? (Потому что кроту будет удобно и легко копать свои ходы)

Крот – небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Холмик земли на поверхности почвы – это выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово, и постарайтесь запомнить! А как вы думаете, кроты смогут жить в горах? Почему? (Потому что не смогут прорыть себе нору).

- Вот тут ветер смел листву, и я вижу еще следы – чьи они? (Червь)  Верно – это червь. А какой самый распространенный? (Дождевой) Ребята, а где живут червяки? (В земле) А почему же мы видим его следы здесь? (Потому что после дождя они выползают на поверхность).

- Посмотрите, ребята, червяк, крот, мышь – это животные, следы которых мы встретили сегодня в лесу, что их всех объединяет? (Они живут под землей) А если они живут под землей, то какие они жители? (Подземные) А какие животные и насекомые еще пользуются земляными норами? (Лисы, майские жуки, сороконожки, суслики) Вот так, ребята, земля является для многих обитателей домом! Именно в почве живут многие насекомые!

- Какие мы молодцы! Я думаю, мы справились с заданием следопытов, где-то должна быть награда… (Под деревом лежат лопатки и грабли, дети их замечают и догадываются, что нужно копать. Откапывают второй пазл в месте следов червя)

 - А еще ничего не замечаете? (На окне сидит сова, у нее ребус и карта. Ребус нарисован на листе бумаги, сзади кармашек с отгадкой – гриб(картинка) и пазл)

 

В) Отгадывание зашифрованного слова

- Смотрите, сова! Что там у нее? Ребята, да это же похоже на ребус, нужно отгадать, что нам еще нужно искать. Что тут зашифровано? (Гриб) Верно, гриб (дети, достают отгадку в потайном конверте и им выпадает пазл) – Смотрите, вот и карта! (По карте находим корзину с грибами, вокруг цветы… ) Ребята! Вот мы добежали до этого места! Что это? (Грибы, повсюду цветы…) А какие грибы вы знаете из этого лукошка? (Мухомор, белый гриб, масленок…)

Г) Беседа, с использованием мультимедийного материала

Ребята, а вы любите грибы? (Конечно) А любите, когда цветут цветы и вокруг много зеленых насаждений? Подумайте и скажите, а без чего не смогли бы расти все деревья и кустарники, грибы, садовые растения, культурные растения? (Без почвы) Верно, ребята, без почвы не выросло бы ни одно растение. Именно из глубины земли все растения берут свои питательные вещества. У каждого растения есть корни, благодаря которым они и могут расти, а у некоторых растений корни достигают много метров в глубину, для того, чтобы глубоко под землей находить воду и выживать в засушливый год! (показ слайдов). Скажите, когда вы идете в лес за грибами, вы как их собираете (аккуратно срезаем ножом), а почему? (Потому что нельзя разорять грибницу, иначе грибы больше не вырастут) Верно! Так у каждого растения, если повредить корни, то растение погибнет. А кормит почва не только растения, но и нас, почему я так сказала? (Потому что мы едим хлеб, овощи, фрукты, а все это растет из земли).

-Ребята, а вы не заметили ничего странного в корзине? (Дети находят в корзине лупу, на ней очередной кусочек пазла)… Наверное, это и есть подсказка? Куда идем с вами? (В лабораторию!)

 

Д) Физкультурная минутка

Е) Экспериментирование

Дети приходят в лабораторию, там стоят мензурки с водой по количеству детей, контейнер с почвой, одноразовые ложки, колба с водой, контейнер с сухими комочками земли.

Опыт 1.

1. - Ребята, а что нужно и животным и растениям для жизни на Земле? (Воздух) А как вы думаете, есть он в почве?  А чтобы не гадать, как думаете, что нужно сделать? (Провести эксперимент)

2. – У всех есть свой стакан с водой, возьмите комочек почвы и аккуратно бросьте его в стакан.

3. – Что видим? Что происходит? (На поверхности воды видим пузырьки) Что это? (Это воздух).

- Есть ли воздух в почве? (В почве есть воздух!) Для жизни нужен воздух, и на земле, и под землей!

Опыт 2.

1. - Верхний слой земли называется почва. Она бывает разная. А вы знаете из чего состоит почва?

2. – В контейнере у нас почва, нужно помять ее при помощи ложек, хорошо перемешать.

3. – Опустить почву в колбу с водой и дать отстояться!

Из чего же состоит почва? Только из земли? (Глина, песок, камешки, веточки)

В почве есть все, что нужно животным для жизни. Травинки и листочки животные едят, веточками и камешками укрепляют норки, да и растения могут расти только в земле!

Ж) Отгадывание загадки

-Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями, а теперь находим подсказку по загадке. Раз мы в лаборатории, то загадка будет про предмет из этого места (микроскоп).

З) Составление пазла. - Ребята, вот вы и нашли последний пазл от нашей картинки, что будем с ними делать? (Соберем в картинку!) Ребята собирают, и у них получается фотография с групповой беседкой на улице. – Ребята, куда побежим? (На улицу!)

 Дети выходят на улицу и бегут искать сундук, находят его под деревом возле своей беседки!

Ищут подсказку, находят конверт, вскрывают его и узнают задание (читают) для дальнейших действий.

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку, получают в награду часть пазла, ориентируются по карте, куда и как нужно идти дальше.

 

Попадают в лес, приводят доказательные факты, что это лес, определяют тип леса.

 

Играют в игру «Кто оставил след?».

 

 

 

Отвечают на вопросы, вспоминают стихотворные строки, сказку Г.Х. Андерсена, обобщают знания о подземных животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают следы крота, почву, узнают слово «кротовина», работают в группе.

 

Сообщение о кроте подготовил Егор Николаев.

 

Обнаруживают и рассматривают следы червя, отвечают на вопросы, делают выводы, подбирают термин «подземные», обобщают знания о почве, замечают предметы, предназначенные для копания, высказывают предположения, откапывают часть пазла.

 

Ищут подсказку (сова), работают в группе, разгадывают ребус, двигаются дальше по карте.

 

Высказывают предположения, отвечают на вопросы, воспринимают мультимедийный материал.

Вспоминают правила поведения в природе, правила сбора ягод, грибов, растений, делают выводы.

Находят подсказку (лупу), решают, куда двигаться дальше, получают награду.

 

 

 

Выполняют действия, определенные движения.

 

 

 

 

Высказывают предположения, экспериментируют, наблюдают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы.

 

 

 

 

Обобщают знания, делают вывод о почве.

 

Отгадывают загадку, находят часть пазла.

 

 

Собирают пазл, решают куда нужно идти, отправляются на поиски.

 

 

 

Проявление активной позиции;

планирование  сотрудничества с воспитателем и со сверстниками.

 

 

 

Соотношение цели и результата; работа в группе, проявление толерантности.

 

 

Проявление доброжелательности, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

 

Развитие опыта межличностных отношений, умение вести диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение словарного запаса, анализ, обобщение,

 умение применять накопленный опыт для решения проблемы в конкретной ситуации, проявление любознательности и доброжелатель-

ности, взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

Умение высказывать мнение, аргументировать его, учитывать мнение других, работа в группе, формирование умения вести диалог, инициативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение движений, проявление положительного настроя

 

Умение самостоятельно делать выводы, аргументировать их, наблюдать, анализировать, обобщать.

Проявление активной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать в группе,

распределять обязанности, проявление толерантности.

III. Заключительная часть.

Цель: закрепление знаний, полученных в ходе игры, формирование у воспитанников умения анализировать результаты своей деятельности.

Этап подведения итогов

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

А) Находка сокровищ

- Открываем сундучок – что это, ребята? (Это арахис) А где он растет? В земле! Что берет арахис и другие растения из земли? (питательные элементы, воду). Из чего состоит почва? Как называются жители, которые живут под землей? (Подземные) Кто нам прислал сегодня послание? (Лесовик)

Б) Рефлексия деятельности – приём «Я начну, а ты продолжи»

-Ребята, волшебство продолжается, сейчас мы закроем глаза и вернемся в прошлое – наше путешествие по тропе Лесовика, задаю вам вопросы, а вы отвечаете, открывая глаза! (Сегодня на занятии мы… Мы нашли сокровища, благодаря… Самым интересным было… Помог решить ребус… Теперь я знаю… Мне особенно понравилось… У меня получилось… Меня удивило… Теперь я знаю...)

Методика «Благодарю»

-Ребята, а кому бы вы хотели больше всего сказать спасибо за сотрудничество, и пояснить в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом воспитатель  выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

-И в награду Лесовик нам дарит корзину орехов и памятные солнышки, в знак того, что именно солнышки помогли ему в этом нелегком деле! Посмотрите, а солнышки какие? (Улыбающиеся, довольные) А что это значит? (Настроение не должно зависеть от хмурых туч) А сейчас на прогулке, кто захочет мы продолжим исследования почвы!

 

 

Нашли сокровища, отвечали на вопросы, подвели итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание и оценивание воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность систематизиро

вать полученные знания, синтез.

 

Рефлексия деятельности; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка,

умение слушать и понимать речь других.

 


Конспект организованной образовательной деятельности

Конспект организованной образовательной деятельности

Этапы занятия Деятельность воспитателя

Этапы занятия Деятельность воспитателя

Основная часть. Цель этапа: организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность воспитанников, дать воспитанникам конкретное представление об изучаемых объектах, основной идее изучаемого материала, добиться…

Основная часть. Цель этапа: организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность воспитанников, дать воспитанникам конкретное представление об изучаемых объектах, основной идее изучаемого материала, добиться…

Познавательно-исследова тельская деятельность

Познавательно-исследова тельская деятельность

Познавательно-исследова тельская деятельность

Познавательно-исследова тельская деятельность

Раз мы в лаборатории, то загадка будет про предмет из этого места (микроскоп)

Раз мы в лаборатории, то загадка будет про предмет из этого места (микроскоп)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2021