МАДОУ № 51
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию основ финансовой грамотности
Тема: «Труд и продукт труда»
Подготовила: воспитатель
Родионова Наталья Александровна
г. Нижний Новгород, 2024г
Цель: создание условий для формирования и закрепления у старших дошкольников представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых.
Задачи:
Ø сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей;
Ø учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
Ø поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
Ø стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
Глоссарий: труд, продукт, продукция; рабочее время; предметы труда; товар.
Предварительная работа: игры, направленные на развитие познавательных процессов, рассматривание иллюстраций «Профессии»; чтение стихотворений о труде и профессиях; пословицы и поговорки о труде и профессиях; упражнение «Какие ошибки допустил художник?», разучивание физкультминутки.
Методы и приемы:
словесный – беседа, объяснения, вопросы
наглядный – рассматривание
практический – игровые упражнения
Материалы и оборудование: магнитная доска; карточки с изображением людей различных профессий: врача, повара, строителя, бухгалтера, учителя и других.
Ход занятия
— Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о профессиях людей. Профессия — это труд, которому люди посвящают свою жизнь. Давайте посмотрим на карточки, закрепленные на доске, и ответим на вопрос, кем трудятся изображенные на них люди (например, спросим про врача: кто этот человек, кем и где работает, какую пользу приносит людям).
Видите, ребята, труд врача помогает людям быть здоровыми. Скажите, кто из вас хочет стать врачом в будущем? А какую профессию выберете вы? Знаете ли вы, кто по профессии ваши родители? Какую работу они выполняют?
Давайте поможем врачу, повару, строителю, бухгалтеру и учителю (возвращаемся к карточкам на доске) выбрать инструмент, который помогает ему в работе (предлагаем ребятам закрепить карточки с изображением градусника, половника, молотка, калькулятора и мела на доске под представителем соответствующей профессии).
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие.
Посмотрите на нашу доску с профессиями. У меня в руках карточки. Я задам вопросы, а вы ответьте на них и прикрепите карточки к людям соответствующих профессий. Скажите, что делают:
• врач (лечит людей);
• повар (готовит еду);
• строитель (строит дом);
• бухгалтер (считает деньги, оформляет документы);
• учитель (учит детей).
Построенный дом, приготовленный обед, вылеченные пациенты — это продукт труда, то есть полезное дело, нужная вещь, предмет, изделие.
Продукты труда — мир вещей, который нас окружает. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди.
Физкультминутка
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
Давайте поиграем. Встанем в линию. Я буду перечислять продукты труда, которые служат долго и совсем мало. Когда я назову продукт труда, который используется много лет, вы присядете (например, ваза), а если назову продукт, который используется мало времени, вы вытянете руки вперед (например, торт).
Перечисляем продукты труда в последовательности: пирожное, дом, автомобиль, компьютер, котлета, кровать, крем-брюле, песня, лимонад, книга, игрушка.
— Молодцы, ребята! Теперь мы видим, как много продуктов труда производят люди разных профессий. Продукты труда — это богатство нашей страны. Чем больше будет в ней производиться разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые!
К продуктам труда нужно относиться бережно. Вот что сказал С.Я. Маршак, обращаясь к детям:
Сами вещи не растут.
Сделать вещи — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парту, доску, стол, окно,
Книжку, ручку береги:
Не ломай, не мни, не рви.
Как вы относитесь к вещам: своим и чужим? Давайте беречь продукты труда людей, стараться сохранить их не только для себя, но и для других людей. Мы уважаем людей, которые честно трудятся. А вот лениться плохо.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде и лени. Называйте пословицы и поговорки, которые вы знаете.
Пословицы и поговорки о труде
· Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
· Дело мастера боится.
· Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
· Каков мастер, такова и работа.
· Есть терпение — будет и умение.
· Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
· Не потрудиться — так и хлеба не добиться.
Пословицы и поговорки о лени
· Труд кормит, а лень портит.
· У лодыря что ни день, то лень.
· Кто не работает, тот не ест.
· У плохого мастера и пила плохая.
· Под лежачий камень вода не течет
— Итак, ребята, мы с вами узнали, что каждый человек имеет свою профессию, в обществе уважают людей, которые много трудятся, и что продукты труда нужно беречь, не портить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.