МАДОУ №51
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие по реке Волга»
Подготовила воспитатель:
Спиренкова М.Л
г. Нижний Новгород, 2024 год
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города, по реке Волга.
Задачи:
· Дать детям представление о красавице реке Волга.
· Расширить представления детей о достопримечательностях берегов реки Волги и Ока в городе Нижний Новгород.
· Развивать интерес, эмоциональную отзывчивость и уважение к истории Нижнего Новгорода.
· Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
· Воспитывать чувство гордости за то, что мы волжане и живём на берегу самой великой реки Волги.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.
Глоссарий: Дятловы горы, катер «Герой», стрелка.
Предварительная работа: знакомство с великой рекой Волгой через рассматривание энциклопедий, иллюстраций, бесед, художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, связанных с рекой Волга; отгадывание загадок; слушанье песен о Волге, просмотр презентаций о великой реке Волге. Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности города Нижнего Новгорода».
Индивидуальная работа: заучивание стихотворений.
Методы и приемы:
· Наглядные
· Словесные
· Игровые
· Практические
· Проблемные
Материалы и оборудование: колонка, запись А. Морозова – «Нижегородская лирическая», конверт, проектор, ноутбук, презентация «Достопримечательности берегов Нижнего Новгорода вдоль рек Ока и Волга». Игрушки народных промыслов для ярмарки: ложки, матрешки, городецкая, хохломская, дымковская посуда, кружева.
Структура ООД, время |
Действия воспитателя |
Предполагаемые действия детей |
Примечания |
Организационный момент 3 мин
Организованная деятельность 10 мин
Игровое упражнение 1-2 мин
Организованная деятельность 8 мин
Заключительная часть 2 мин
Рефлексия.
|
Воспитатель предлагает детям послушать песню про Нижний Новгород А. Морозова – «Нижегородская лирическая» Воспитатель спрашивает детей: О чём говорится в песне? Воспитатель обращает внимание на Почтальона и на конверт с изображением Скомороха, предлагает детям посмотреть, что внутри. Достает приглашение от Скомороха на Ярмарку и задание загадку, на чем они отправятся. В. загадывает загадку: Я рождаюсь из снегов, Ручейков и родников. Быстрая, игривая, Теку неторопливо я! Мелкою бываю в русле. Или же глубокою. Я вверху бываю узкой А внизу - широкою.
Воспитатель предлагает детям отправиться по реке в путешествие по нашему городу Нижнему Новгороду, говорит: Начнем наше путешествие с речного вокзала. Воспитатель предлагает детям занять места на палубе. Мы отправляемся! Воспитатель с детьми выполняют упражнения на стульчиках: И. п. – сели на стульчики, руки на пояс. “На волнах”. И. п. – руки в стороны, наклон вправо, коснуться руками пола, прямо, наклон влево.(2 раза) “Гребем веслами”. Руки в стороны. Наклон вперед – назад.(2 раза). Воспитатель обращает внимание детей на слайд, рассказывает детям, о том, что мы приближаемся к слиянию двух рек Оки и Волги. Обращает внимание детей: посмотрите ребята, стоит высокое каменное здание. Это Нижегородский Кремль. Воспитатель обращает внимание детей, где расположен Нижегородский Кремль, Интересуется у детей, как они думают, почему, его построили на возвышенности? Спрашивает детей: а что за горы растилаются вдоль реки? Воспитатель рассказывает: Дятловы горы – это высокие холмы, когда-то были покрыты дремучими лесами. На них и был построен наш город. Предлагает детям узнать 2 версий легенд о Дятловых горах. В. спрашивает детей, знают ли они, почему же Дятловы горы так назвали? Воспитатель предлагает рассказать ребенку 2 легенду о Дятловых горах.
В. благодарит ребенка и обращает внимание детей на Чкаловскую лестницу: ребята, посмотрите, впереди мы видим на берегу реки огромную лестницу, похожую на цифру 8. В. спрашивает: кто знает, как она называется? В. дополняет: правильно Чкаловская лестница, которая ведёт от памятника к набережной великой русской реки Волги. А на берегу у подножия мы видим с вами катер «Герой».
В. спрашивает: а почему этот катер так называется? Воспитатель предлагает детям послушать историю про катер Герой, которую нам расскажет Глеб.
В. благодарит ребенка и предлагает детям сойти с палубы на набережную, чтоб немножко повеселится.
Физкультминутка: Плыли мы с волною споря, (волнообразные движения руками 2раза) Ветер парус надувал (наклоны вперед, руки в стороны 2 раза) Видели леса и горы (Смотрим влево руку под козырек, смотрим вправо, руку под козырек 2 раза) И никто не унывал (разводим руки в стороны 2 раза) Мимо города большого (потянулись на носочках) Мимо старого Кремля (обернулись вокруг) Мимо катера Героя (рука вверх и к себе) Вот так много видел я. В. привлекает детей к дальнейшему путешествию, предлагает пройти на палубу, присесть и отплывать дальше. Говорит: наше путешествие продолжается, присаживаемся и отплываем дальше.
В. обращает внимание детей на красивые и живописные берега у реки и на прекрасный терем, который стоит на Стрелке. В. интересуется у детей, узнают ли они этот терем. Предлагает детям посетить саму Ярмарку. Скоморох встречает детей у Ярмарки со словами: Ярмарка! Ярмарка! Снова в Нижнем ярмарка! Поклон вам гости дорогие, Празднично красивые, свежие, Земляки да люди заезжие. Проходите, посмотрите, Всё, что нужно, покупайте. Скоморох здоровается и представляется детям: Здравствуйте ребята, я Скоморох, помогаю торговцам нахваливать их товар. Приглашаю и вас ребята на Ярмарку. Хотите посмотреть, какие товары у нас продаются. Скоморох рассказывает детям: «На Нижегородскую ярмарку приезжают купцы из разных стран. Они привозят с собой разнообразный товар: чай, изделия из золота и серебра, меха и многое другое. Также сюда привозят народные промыслы нашего Нижегородского края – семёновские ложки, матрешки, городецкую, хохломскую, дымковскую посуду, кружева и многое другое. Воспитатель обращается к Скомороху, говорит: что у нас тоже ребята умеют продавать товар, хочешь послушать? В. предлагает детям рассказать, как они умеют продавать товар на ярмарке. Воспитатель с детьми благодарят Скомороха: «Спасибо Скоморох за такую чудесную ярмарку». Скоморох благодарит детей и прощается с детьми, вручает раскраски о народных промыслах.
В. подводит к тому, что наше путешествие подходит к концу, и нам ребята пора возвращаться в д\с. Воспитатель интересуется у детей и спрашивает: Ребята, вам понравилась путешествовать? Что узнали нового? Что именно вам запомнилось? По какой реке мы путешествовали? В. обращается к детям о том, что мы причалили к берегу. Предлагает детям сойти с палубы и сказать дружно слова о нашем городе Нижнем Новгороде, который стоит на слияний двух рек. Есть над Волгой и Окой добрый, славный город Нижний Новгород любимый, этот город нам родной! Здесь, на Дятловых горах, у народа на глазах, Третья выросла столица, славя ярмарку в веках. Город наш страну спасал, от врагов оберегал, Стал «карманом» всей России и её обогащал! Пусть страна большая – Русь. Городов в ней много – пусть. Нижний Новгород я тобой горжусь!
|
Дети слушают.
Предполагаемые ответы детей Дети обращают внимание на почтальона и на конверт
Отгадывают загадку
Дети занимают места на палубе и выполняют упражнения
Предполагаемые ответы детей
Ответы детей
Рассказывает ребенок: «Давным-давно, когда город строили, звонко стучали топоры, а ещё громче на деревьях стучали дятлы, как будто спорили с людьми, кто трудолюбивее и веселее. Строители восхищались, как такая маленькая птичка спорит с человеком! И назвали эти горы Дятловыми. Вот такая легенда, которую сочинили люди. А учёные объясняют название Дятловых гор тем, что в этих лесах было много дятлов»
Чкаловская лестница
Предполагаемые ответы детей
Рассказывает ребенок: «Этот катер служил в годы Великой Отечественной Войны и перевозил раненых. И за героический подвиг всех волжских матросов речникам, на Набережной был установлен этот памятник».
Дети выполняют движения под текст разминки
Дети занимают свои места на палубе
Предполагаемые ответы детей Дети встают и подходят к столам.
Дети обращают внимание на Скомороха
Да
Дети подходят к столам, рассматривают выставку народных промыслов
Дети рассказывают: Люди добрые, народ честной! Поздравляем всех с весной, Под лучами яркими Мы открываем ярмарку Эй. Поспевай, товар выбирай! Монет не забудь! Не спи, не зевай, На чудо Ярмарку поспевай! Не скупись честной народ Коль есть деньги лишние! Спешите на базар, Посмотрите на товар! Подходите, выбирайте, Что хотите, покупайте, Что угодно для души, Все товары хороши!
Дети присаживаются на стульчики и рассказывают о своих впечатлениях про путешествие
Дети дружно произносят главные слова о Нижнем Новгороде |
Включается песня А. Морозова Нижегородская лирическая Входит почтальон
Включается слайд речного вокзала
Показ слайда Нижний Новгород на слияние рек Волги и Оки показ слайда Нижегородского Кремля
Показ презентаций1 легенды
показ слайда Чкаловской лестницы и катера Героя
показ слайда набережной
показ слайдов живописные берега реки, Нижегородской ярмарки Выходит Скоморох
На столах размещены товары народных промыслов
Воспитательраздает детям угощения и раскраски о народных промыслах
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.