ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АКТОБЕ
ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ №15 «ЖИДЕК»
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «В ГОРОДЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК»
Воспитатель: Зимханова А.О.
Цель:
Продолжать закреплять знания детей о цифрах, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 в пределах 10, решать простые арифметические задачи на сложение.
Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета. Уточнять знание геометрических фигур, знание о днях недели, частях суток. Закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к математическим знаниям.
Материал. Карточки с изображением предметов (1-9). Картинки с изображе-нием играющих в прятки детей, мальчиков, собирающих грибы, ворот Города математических загадок, улицы Цифр, улицы Гномов, улицы Плюсов, улицы Двоек. Дидактические игры: «Найди соседей», «Когда это бывает?», «Забей гол». Два набора матрешек (по 10 в каждом). Плоскостные изображения кочек с написанными на них цифрами. Заводная игрушка щенок Шарик. Математический набор, три плоскостные изображения корзин (на каждой написана цифра: 5, 6 или 7), грибы (на шляпках написаны примеры), конверт с цветными квадратами – на каждого ребенка.
Перед каждым ребенком выложен числовой ряд (карточки с цифрами из математического набора).
Ход организованной учебной деятельности:
-Доброе утро, дети. Я очень рада вас видеть. Какое хорошее утро . Давайте подарим свои улыбки друг дргу. В группе сразу стало светло, уютно и тепло от ваших улыбок.
Ребята, давайте вспомним какой сегодня день недели, число, месяц? (Ответы детей)
Если сегодня среда, то какой день недели был вчера? (Вторник.)
Какой день будет завтра? (Четверг.)
Какой день недели следует за вторником? (Среда.)
А после четверга? (Пятница.)
Какой день недели бывает перед субботой? (Пятница.)
Перед понедельником? (Воскресенье.)
Какой день недели бывает между средой и пятницей? (Четверг.)
А между понедельником и средой? (Вторник.)
Сколько всего рабочих дней в неделе? (Пять.)
Назовите их по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.) Молодцы!
Сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла давно. Его герои выросли и стали взрослыми серьезными людьми, а тогда они были детьми. Азамат только начинал учиться в школе, его сестра Карина ещё ходила в детский сад. Дети были очень дружны. Дома они все делали вместе: помогали маме, играли, ходили на прогулку. С ними почти всегда был пушистый щенок. Если детей не было дома, щенок забирался в корзину и там засыпал, свернувшись клубком. Тогда он становился похожим на шарик, поэтому дети и называли его Шарик. Когда дети возвращались домой, Шарик встречал их звонким лаем. Но однажды, возвратившись домой, они не услышали знакомого лая. Дети стали искать Шарика , но его нигде не было. В поисках щенка Азамат с Кариной прибежали в парк. На одной из скамеек они увидели старичка. В руках у него была книга.
- Скажите, пожалуйста, - обратились дети к старичку, - здесь не пробегал белый пушистый щенок?
Старичок хитро улыбнулся.
- Тебя зовут Азамат, и ты учишься в 15-й школе?
- Да! – удивился Азамат.
- Я знаю о тебе всё, - продолжал старичок. - Ты добрый мальчик, хорошо учишься. Но с тех пор как у вас появился Шарик, ты забыл эту книжку.
Азамат взглянул на книгу и увидел, что это учебник математики.
- Я открою вам тайну, - продолжал старичок. - Вашего Шарика увела Двойка, которая поселилась в тетради у Азамата.
- Что же теперь делать? - испугались дети.
- Я помогу вам, - сказал старичок. – Но у меня к вам просьба. В учебнике математики я увидел карточки с предметами. А вот посчитать предметы я не могу: стар стал, плохо вижу. Помогите мне, пожалуйста.
-Давайте вместе с Азаматом и Кариной посчитаем предметы.
Показывает карточки с изображением предметов (1-9) и предлагает показать цифру в числовом ряду на 1 меньше (на 1 больше) количества предметов. Дети выбирают карточку с цифрой из математического набора.
Затем воспитатель просит положить цифры в математические наборы в следующей последовательности.
-Уберите в числовом ряду:
самую большую цифру;
самую маленькую цифру, но не 0;
цифру на 1 больше цифры 4;
цифру, стоящую перед цифрой 7;
цифру, стоящую после цифры 3;
цифру на 1 меньше 8;
цифру на 1 больше 2;
цифру 8.
Какая цифра осталась? (Цифра 2.) Уберите и её, пожалуйста. Отодвиньте математические наборы на угол стола. Дети выполняют задания.
-Слушайте историю дальше.
Старичок поблагодарил детей за помощь и сказал, что Шарика можно найти в Городе математических загадок. Только теперь Азамат и Карина поняли, что это был не простой старичок, а волшебник.
Дети решили сейчас же отправиться в путь. Давайте и мы присоединимся к ним. Может быть, им будет нужна наша помощь.
У выхода из парка Азамат и Карина увидели играющих в прятки детей. (Показывает картинку.) Сколько детей играют в прятки? (Семь детей.) Вспомните состав числа 7. (Ответы детей.)
Играющие в прятки дети сказали Азамату и Карине, что дорога в Город математических загадок проходит через лес. В лесу Азамат с Кариной увидели мальчиков, которые собирали грибы. (Показывает картинку.) Я знаю, что вы тоже любите их собирать. У вас на столах лежат корзины и грибы. На каждой корзине написана цифра: 5, 6 или 7. На шляпках грибов написаны примеры. Решите примеры и разложите грибы по корзинам. (Дети выполняют задание).
-Мальчики показали детям дорогу в Город математических загадок, и вскоре Азамат и Карина были у ворот. (Показывает картинку.) Ворота оказались запертыми. Около них стояли два стражника, которые сказали детям, что пройти в роддом можно, только посчитав по порядку цветные квадраты. Достаньте квадраты из конвертов и разложите их в той же последовательности, как на воротах Города математических загадок.
Дети выполняют задание. Затем воспитатель спрашивает: «Который по счету синий квадрат? Который по счету желтый квадрат?» И т.д. Дети поочередно отвечают.
-А теперь Жанель посчитает квадраты. (Фиолетовый квадрат – первый. Желтый квадрат – второй. И т.д.)
Стражники сказали, что нужно выполнить еще одно задание – посчитать детали, из которых они состоят (круги, прямоугольники. квадраты, треугольники и овалы). (Дети выполняют задание).
-Ворота наконец открылись, и дети оказались в Городе математических загадок. В городе много улиц. Сначала пойдем по улице Цифр. (Показываю картинку.) Здесь цифры спорят, кто с кем должен жить по соседству. Поможем цифрам найти соседей.
Проводится д/игра «Найди соседей»
На доске вывешиваются карточки, каждая из которых разделена на 3 квадрата. В среднем квадрате написана цифра (1-8), первый и третий квадраты пустые. Дети поочередно помещают в пустые квадраты цифры, стоящие в числовом ряду слева и справа от заданной цифры.
-Давайте вместе с Азаматом и Кариной пройдем на другую улицу. Это улица Гномов. (Показываю картинку.) Маленькие человечки просят рассказать, что обычно дети делают утром, днем и вечером.
Проводится д/игра «Когда это бывает?» Дети рассматривают картинки с изображением занятий ребенка в разное время суток и рассказывают об этом: «Утром ребенок делает зарядку, днем-уроки, вечером играет, ночью спит»
-Гномы поблагодарили нас и сказали, что на улицу Двоек мы попадем, пройдя улицу Плюсов. Туда мы отправимся после того, как немного потрудимся.
(Музыкальная разминка)
-Посмотрите, нам навстречу идут матрешки. Сейчас я попрошу Асель и Амину расставить их по росту. Асель, расставь матрешек от самой низкой до самой высокой. Амина, расставь матрешек от самой высокой до самой низкой. (Дети выполняют задание)
Оказавшись на улице Плюсов (показываю картинку), Азамат попросил ее жителей научить его складывать числа, так как именно за это он получил двойку. Поучимся и мы вместе с Азаматом. А учиться будем, играя в футбол. Перед каждым из вас лежит несколько мячей. На них с обратной стороны написаны примеры. Сейчас гол забьют те дети, у которых сумма чисел на мячах равна 10.
Дети поднимают плоскостные изображения мячей. Аналогично проводится работа с детьми, у которых сумма чисел на мячах равна 9, 8, 7 и т.д.
-Азамат поблагодарил жителей улицы Плюсов, и дети отправились дальше. Карина и Азамат сбежали по лесенке, считая ступеньки в обратном порядке. Давайте и мы посчитаем ступеньки.
Дети хором считают от 10 до 0.
-А теперь посчитаем от 10 до 0 на казахском языке.
Дети хором считают на казахском языке от 10 до 0.
-Сбежав по ступенькам, Азамат и Карина увидели болото с кочками, на которых написаны цифры, и табличку с объявлением: «На улицу Двоек можно пройти только по кочкам с цифрами, соответствующими четным числам». Пройдем по этим кочкам.
Дети поочередно выполняют задание.
-Итак, Карина и Азамат оказались на улице Двоек. (Показываю картинку) Домов не видно, кругом лежали потрепанные портфели.
-Кого вы ищете? – раздался вдруг хриплый простуженный голос.
Дети вначале не поняли, кто это говорит, но потом увидели какое-то странное скрюченное существо. Это была Двойка.
-Мы пришли за нашим другом Шариком - ответили дети.
-Сначало вы должны рассказать все, что знаете обо мне - сказала Двойка.
-Давайте поможем Карине и Азамату справиться с заданием Двойки.
Дети (поочередно):
-А вот это цифра 2
Полюбуйтесь какова!
-Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
-Цифра 2 – это 1 и 1.
-Цифра 2 стоит перед цифрой 3.
-Цифра 2 стоит после цифры 1.
-Двойка вздохнула и сказала: «Ну что ж, придется отдать вашего Шарика»
Вдруг откуда ни возьмись появился Шарик (выставляю заведенную игрушку) и со звонким лаем кинулся к детям. Пока они радовались встрече, Город математических загадок словно растаял. Азамат, Карина и Шарик оказались у ворот родного дома. Вот такая история!
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.